Как обокрасть ваш «электронный кошелек»: основные способы
Пластиковые банковские карты прочно вошли в нашу жизнь. Ими удобно расплачиваться, не нося с собой кучу денег. Но если вы считаете, что карточки – идеально безопасный способ хранить сбережения, то, увы, заблуждаетесь. Расскажем об основных схемах обмана, по которым мошенники могут получить доступ к счету вашей карты. Чтобы разобраться в современных карточных махинациях, мы позвонили в один из крупных банков столицы.
— Мошенники обычно активизируются к праздникам, поэтому накануне Нового года нужно быть очень внимательным! — заявил представитель банка. — Во-первых, ни при каких обстоятельствах никому не говорить свой пин-код. Во-вторых, если вы потеряли карту, немедленно звоните в банк, чтобы ее заблокировать. Банк не несет ответственности за те операции, которые производили мошенники до того момента, пока карта не была заблокирована.
Итак, какие же схемы махинаций в ходу у мошенников?
«Развод» первый: по телефону
Один из моих знакомых чуть было не попался на эту уловку, уж очень тщательно был спланирован и разыгран спектакль. А начинается все с того, что вам посылают sms примерно такого содержания: «Банк такой-то принял положительное решение в выдаче вам кредита». Поскольку никакой кредит мой знакомый в помине не оформлял, он подумал, что в банке ошиблись номером, а про sms забыл. Но недели через две раздался уже звонок на мобильный телефон: «Говорит автоматическая информационная служба банка такого-то. Мы напоминаем вам о необходимости погасить взятый вами кредит. Чтобы прослушать сообщение, еще раз нажмите «1». Чтобы соединиться с оператором, нажмите «2»…» Конечно мой знакомый вспомнил про sms и, кипя гневом, нажал кнопку «2». На том конце провода ответил «оператор». Он попросил назвать ФИО и дату рождения. А дальше диалог был примерно следующим.
— По нашим данным, вы взяли у нас кредит такого-то числа на сумму 100 тысяч рублей.
— С ума сошли? Ничего я не брал!
— Кредит вы открыли такого-то числа, на следующий день совершили покупку в магазине электроники таком-то. А через неделю сняли остаток суммы в банкомате у метро «Тургеневская».
— Повторяю: я ничего не брал! Это какая-то ошибка!
На этом месте «оператор» обещает разобраться с недоразумением и соединяет мужчину со «службой безопасности». Тут происходит следующий разговор.
— Добрый день, служба безопасности. Назовите ФИО, дату рождения, паспортные данные.
Мой знакомый называет свои данные.
— Паспорт не теряли? Из родных или близких кто-нибудь мог на ваше имя взять кредит?
— Нет!
А дальше — внимание! — кульминационная часть разговора.
— А кредитные карты других банков у вас есть?
— Есть, такого-то банка.
— Нам надо проверить, не брал ли кто-либо кредит по другим вашим картам. Назовите номер карты.
На что мой знакомый, немного поразмыслив, ответил.
— Нет, номер по телефону я называть не буду. Давайте я подъеду в офис банка и пообщаюсь с вами лично.
— Мы работаем до 19.00 (время было 18.30), вы не успеете, а с мошенничеством нужно разбираться по горячим следам. Диктуйте номер карты!
— Нет, я все-таки подъеду, скажите адрес.
На этом месте связь прервалась, раздались короткие гудки. Перезвонить на определившийся номер знакомому не удалось — все время было занято. Но по справочнику он нашел телефон банка, от имени которого звонившие представились. И там сказали, что никаких кредитов за ним не числится. А самое главное — его предупредили, что ни один банк не станет спрашивать номер кредитки, а уж тем более чужого банка.
В чем суть такого «развода»? Узнав фамилию, имя, паспортные данные и номер карты растерявшегося гражданина, мошенники заходят на сайты интернет-магазинов и скупают товар за его счет. (В Интернете большое количество сайтов, где не требуется вводить пин-код — только номер карты.)
Внешне «развод» выглядит очень убедительно: во время соединения со «службой безопасности» играет «офисная» музыка. Когда записывают паспортные данные, слышен стук по клавиатуре. И наконец, банкомат на ст. м. «Тургеневская» действительно есть.
Следующие схемы мошенников столь же подробно расписывать мы не будем, нарисуем лишь общую картину.
«Развод» второй: в магазине или ресторане
Представьте себе картину: вы отдали карту продавцу, и тот уже провел ею один раз по считывающему устройству. А затем с милой улыбкой сообщает, что якобы данные с первого раза не считались, и проводит картой второй раз. Знакомый сюжет?
Знайте, что в большинстве таких случаев с вашей карты на счет магазина переходит двойная сумма. В ресторане схема примерно та же, но добавляется один нюанс. Карту ни в коем случае не должны у вас забирать, тем более уносить. Снимать со счета деньги для оплаты того же ужина обязаны строго в вашем присутствии.
Никогда не опасалась расплачиваться при помощи банковской карты в магазинах. Но история, которая произошла в эту среду, сильно изменила мой подход к этому вопросу. Из-за, мягко говоря, излишне легкомысленной кассирши я чуть не лишилась всей своей зарплаты. Пусть мой пример будет вам уроком.
Произошло вот что: в среду, часов в 10 вечера, забежала после работы в магазин. Наличности не было, поэтому привычно достала банковскую карту. Сонного вида кассирша «прокатала» ее, но мне в руки не вернула. Наоборот, положила лицевой стороной (а там указан номер) на самом видном месте. Этот факт я отметила, но внимания на него не обратила, увлекшись распихиванием покупок по пакетам. Но тут боковым зрением я даже не увидела, а почувствовала, что стоявший сзади молодой человек впился глазами в номер моей карты, словно пытаясь его запомнить. Причем процесс не прервался даже под моими настороженными взглядами.
– Девушка, верните карту, пожалуйста, – возмущенно потребовала я.
– Не могу. Пока чек не вылезет, – раздраженно ответила кассирша.
– Неправда, – я настаивала. – После того, как вы ее «прокатали», вам она больше не нужна.
Кассирша одарила меня взглядом из серии «ходят тут всякие, сложности создают, еще и претензии высказывают». Затем глубоко и выразительно вздохнула и, перевернув карту обратной стороной, бухнула ее почти под нос моему соседу по очереди. Он и тут не растерялся, а прилип взглядом к CVV2 (трехзначный код безопасности, который нужен для совершения операций, где требуется ручной ввод номера.).
Все, считайте, что моя карта «спалилась». Зная все реквизиты, молодой человек с легкостью может использовать ее для оплаты покупок в интернет-магазинах. На душе стало тревожно. Тем более что он, обогнав меня на выходе из магазине, неоднократно оборачивался и недобро ухмылялся в мою сторону. Но я не стала предаваться сомнениям, а позвонила в банк.
Внимательный сотрудник службы клиентской поддержки выслушал мою историю и посоветовал установить ограничение на пользование картой для оплаты. Мне эта идея понравилась. С одной стороны, доступ к деньгам через банкомат у меня будет (что важно, так как недавно на карту перевели зарплату). С другой – мошенник, если мой сосед по очереди оказался именно им, воспользоваться моими средствами не сможет. Но на этом история не закончилась. На следующий день мне позвонила уже другая сотрудница банка.
– Служба безопасности советует вам оставить ограничение, и мы готовы вам в двухдневный срок перевыпустить карту. У вас будет другой номер и CVV2, – предложила мне вежливая девушка. – Причем перевыпустим мы карту совершенно бесплатно, так как произошла утечка информации о ней.
– Может, у меня слишком мнительность разыгралась? Стоит ли это таких беспокойств? – почти оправдываясь, спросила я.
– Конечно, стоит. Все бы так поступали, как вы, – одобрила мои действия сотрудница банка и добавила: – Вы не могли бы рассказать службе безопасности о попытке несанкционированного использования карты через интернет?
Значит, попытка воспользоваться моими деньгами была. От этой мысли меня пробил холодный пот. Не хотелось бы под Новый год остаться без средств. Но после шока меня охватила ярость. Я – человек опытный. ПИН-код свой никому не сообщаю. Если снимаю деньги в банкомате, то всегда прикрываю клавиатуру. Но даже я оказалась незастрахованной от мошенничества по вине кассирши-разгильдяйки. А существуют ведь и нечистые на руку кассирши, официанты. Ведь в тех же ресторанах мы смело кладем свои карты вместе со счетом в принесенную книжечку. А потом официант удаляется с картой. Пока он отсутствует, можно не только переписать реквизиты, но и слип сделать. Поэтому будьте всегда бдительны.
Приемы самообороны
1. Если используете карту в магазине, то забирайте ее сразу же после того, как кассир совершил манипуляции на POS-терминале. Она ему больше не понадобится. Если решили оплатить счет в ресторане, то не поленитесь и сами пройдите к кассе.
2. Подключите услугу SMS-уведомления. В этом случае на ваш мобильный телефон будет поступать информация о каждой операции, которую вы совершили по карте. Как правило, услуга эта не бесплатная. Но что такое 30-50 рублей в месяц в сравнении с личным спокойствием?
3. Сохраняйте все выписки и чеки. Это позволит вам заметить несанкционированное списание средств. Таким образом вы сможете обезопасить себя не только от мошенников, но и от ошибок банка.
4. Если вы не пользуетесь картой за границей или для оплаты в торгово-сервисной сети, установите лимит на эти операции.
5. Старайтесь не пользоваться картой в интернете. Для этих целей лучше завести специальный электронный кошелек.
Если утечка данных все же произошла
1. Незамедлительно звоните в банк и блокируйте карту.
2. Попросите сделать выписку по операциям. Если заметите действие, которое не совершали, напишите заявление с требованием опротестовать его.
3. Дождитесь результатов расследования, которое проведет банк. Как правило, деньги клиентам возвращают.
4. Если банк откажет вам в компенсации, то вы можете подать на него в суд. Такой «пиар» кредитным организациям не нужен, поэтому само по себе упоминание о храме Фемиды может заставить банк решить проблему в досудебном порядке.
Станут ли покупки в Европе дешевле?
Антимонопольные органы Евро-союза призвали производителя банковских карт MasterCard в течение шести месяцев отменить комиссии, которые он берет за трансграничные переводы средств. В противном случае компании грозит штраф в размере трех с половиной процентов от дневного оборота. Такой штраф будет начисляться за каждый день использования комиссий, отмечает Reuters.
Сейчас каждый раз, когда пользователь дебетовой или кредитной карты MasterCard и Maestro оплачивает покупки в другой стране, он должен заплатить от 0,4 до 1,2% от суммы покупки. По мнению анти-монопольщиков, это делает банковские карты дороже. Таким образом, потребители вынуждены фактически платить за пользование картой дважды.
Правда, компания без боя сдаваться не собирается. Как официально сообщила вчера MasterCard Europe, она намерена обжаловать в Европейском суде первой инстанции решение антимонопольных органов ЕС. Учитывая, насколько может затянуться тяжба, вряд ли стоит ожидать скорой отмены комиссии.
«Развод» третий: в банкомате
Понятно, что чаще всего с пластиковых карт деньги снимают в банкоматах. И здесь тоже нужно держать ухо востро.
Во-первых, обратите внимание, каким образом установлена видеокамера (камера есть у каждого банкомата). Она должна фиксировать человека, который подошел к банкомату, но никак не должна быть направлена на клавиатуру, с которой вводится пин-код. Иначе на пленке останется запись, которой могут воспользоваться мошенники.
Еще одно ухищрение мошенников — специальные считывающие устройства, которые вставляются в прорезь для карты. Снаружи они не заметны, но как только вы вставляете карту, данные моментально считываются с магнитной полосы. По ним затем изготавливается копия вашей карты, с которой запросто можно будет снять деньги.
Сегодня для дополнительной защиты некоторые карты изготавливаются со специальным чипом помимо магнитной полосы.
Но все-таки самая лучшая защита от карточных мошенников — бдительность. Старайтесь пользоваться банкоматами, расположенными в офисах банков. Там риск такого «развода» сведен практически к нулю.
Анна Каледина («Финансовые Известия»), Дарья Загороднова («Московский комсомолец»)