Национальные особенности кризисной тени

Украина переживает двойной шок: финансово-экономический кризис у нас сопровождается масштабной тенизацией экономики. Ее объемы уже угрожают национальной безопасности. И хотя определенный уровень жизни в стране сейчас поддерживается именно благодаря «тени», не поборов эти проявления, наше государство не преодолеет нынешний кризис. 

Теневая экономика существует во всех странах мира, отличаются лишь ее объемы, формы и контроль. В высокоразвитых государствах, по разным оценкам, «тень» составляет 17% от ВВП, в странах с переходной экономикой – более 20% и в развивающихся – свыше 40%.

В Украине, по данным Минэкономики, уровень «тени» в 2008 году достиг 31,1%, а по результатам I полугодия минувшего года он вырос еще на восемь процентных пунктов и составил 39%. Это – реакция бизнеса на финансово-экономический кризис, неэффективную налоговую политику и бюджетную поддержку реального сектора экономики. По нашим оценкам, в 2010 году предприятия и предприниматели будут наращивать операции вне учета и отчетности перед госорганами, массово скрывать доходы от налогообложения.

Увеличению теневого сектора будут сопутствовать несколько фундаментальных причин. Во-первых, это рост объемов наличности вне банков: в 2008 году, по сравнению с 2005-м, этот показатель увеличился в 2,5 раза, а соотношение наличных денег и ВВП за I полугодие 2009 года достигло 11,8% (при пороговом значении не более 4%). Вторым весомым аргументом для роста «тени» являются колоссальные кредиты рефинансирования, которые Нацбанк предоставил коммерческим банкам (только в сентябре декабре 2008-го – 111 млрд. грн). Значительная часть этих денег потрачена на покупку иностранной валюты или была выведена из банков посредством предоставления сомнительных кредитов.

По оценкам Всемирного банка, тенизация в Украине достигает 50% официального ВВП, что существенно усложняет диагностирование экономики. Вследствие этого могут быть завышены уровни основных переменных ВВП – правительственных затрат и размер финансового сектора. Западные специалисты считают критическим для страны ежегодный теневой оборот на уровне 15–35% ВВП. Если же он превышает 30% ВВП, а количество работающих на неофициальный сегмент – 40% занятых, то экономика теряет управляемость.

Кризисный рост

Кризис значительно меньше влияет на теневой сегмент экономики, поскольку он практически не регулируется и надежно «крышуется», это позволяет ему успешно адаптироваться к нынешним экономическим условиям. Так что на фоне значительного падения официального ВВП (теневой ВВП снизился не так сильно) неофициальная экономика в Украине будет расти.

В условиях экономического спада теневой сектор растет не только в Украине, но и в странах Евросоюза. По оценкам австрийского экономиста Фридриха Шнейдера, в 14 наиболее развитых странах ЕС доля теневой экономики за прошлый год возросла на 0,3–0,9%. И сегодня в Северной Европе она составляет 10–18% от реального ВВП, в государствах Средиземноморья – 20–25%, а в бывших соцстранах – 30–39%.

Для кризисного этапа развития Украины характерны такие основные виды теневой экономической деятельности как выпуск и реализация неучтенных товаров и предоставление таких же услуг, контрабандный ввоз и оборот товаров, нелегальные валютные операции, мошенничество с финансовыми результатами, коррупция и нелегальный вывоз капитала. Также в стране процветают незаконное использование государственного имущества и средств, природных ресурсов и полезных ископаемых, а субъекты хозяйствования и граждане скрывают реальные доходы от налогообложения, но при этом требуют незаконного возмещения НДС.

В Украине сформирована уникальная теневая экономика, основными признаками которой являются: уклонение от уплаты налогов, отток капитала, двойная бухгалтерия, скрытая безработица, коррупция и взяточничество, неорганизованная и черная торговля. А обобщающим фактором, который формирует теневую экономику, является политическая неопределенность в стране и массовое недоверие граждан ко всем ветвям власти и политикам.

Специализации «тени»

Одна из главных составляющих украинского ВВП – торговля, в ней происходит значительный оборот товаров, услуг и финансов. В то же время это и одна из самых тенизированных сфер, которая тесно связана с внешнеэкономической деятельностью: множество импортных товаров попадает в Украину по нелегальным каналам или контрабандными путями.

В официальной статистике внешней торговли отсутствуют полные данные про объем дорогих импортных спиртных напитков, табачных изделий, обуви и одежды, бытовой и компьютерной техники, часов, мебели, мобильных телефонов. Но эти товары везде продаются открыто, и часто – на глазах тех, кто борется с подобными преступлениями.

Отметим, что эпизодические задержания мелких партий контрабанды – это лишь последствия противостояния между отдельными силовыми структурами, бизнесменами, таможенниками, а не результат системного противодействия этим преступлениям. По оценкам экспертов, в портах Одесского региона – главных воротах импорта в Украину – достоверно декларируется около 20% импорта. Это подтверждают и расследования Генпрокуратуры.

Существует десяток проверенных способов, как ввезти товар и избежать обязательных платежей в бюджет. Один из наиболее популярных – занижение импортной стоимости товаров и недостоверное декларирование. Большая часть ввоза в Украину идет через оффшорные компании, которые покупают контейнер продукции, скажем, за 100 тыс. грн., и отправляют сюда за 10 тыс. Тут необходимы связи с инспектором, отделами тарифов, борьбы с контрабандой и руководителем таможни. Не менее важно избежать проблем со Службой безопасности, которая контролирует борьбу с контрабандой и коррупцией. В схеме задействованы также МВД и их управление по борьбе с экономпреступностью, налоговая,

Государственные экологическая и ветеринарная службы, карантинная инспекция и т. д. Чиновники, обремененные властью, могут либо сорвать поставку, либо посодействовать максимально быстрому прохождению груза. Конечно, их нужно стимулировать, ведь назначают на такие должности не только для выполнения служебных обязанностей, но и для сбора определенной неофициальной суммы. Например, проводка одного контейнера сегодня обходится приблизительно в четыре-пять тысяч долларов «чаевых», для особо ценных грузов – от $15 тыс. до $30 тыс. Взятки и коррупция позволяют сделать импорт в Украину очень выгодным для бизнеса, поэтому почти никто не жалуется на этих чиновников.

Теперь оценим масштабы: таможенная стоимость импорта товаров из стран ЕС в 2008 году составила, по данным Гостаможслужбы Украины, $28,7 млрд. А вот согласно базе данных СОМЕХТ агентства Eurostat, экспорт в Украину составил $37,2 млрд. Эти цифры свидетельствуют о тотальной тенизации внешнеэкономической деятельности, недостоверной статистике и незаинтересованности власти в создании легальных схем работы бизнеса.

А ситуацию можно было бы спасти системным мониторингом внешнеэкономической деятельности, продуманной тарифной политикой и реформированием таможенной системы.

Еще одной проблемой, влияющей на величину теневой экономики в Украине, является налоговая система. Имеется в виду угнетающая и коррумпированная система администрирования НДС, и особенно его возмещения, постыдная практика наполнения бюджета за счет сбора наперед налогов и несвоевременного возмещения НДС, нестабильность налогового законодательства. А несовершенство бухгалтерского и налогового учетов позволяет манипулировать валовыми доходами и затратами – по желанию, предприятие может показать доходы или убытки.

Результаты проверок налоговиками свидетельствуют о том, что субъекты хозяйствования все чаще избегают уплаты налогов за счет умышленных манипуляций с первичными документами и неотображения в учете хозяйственных операций. Вместо этого массовыми стали четко спланированные и хорошо просчитанные схемы минимизации уплаты налогов. Ими, по данным налоговиков, пользуется каждое второе из проверяемых предприятий.

Плюсы и минусы

Последствия работы теневой экономики есть как негативные, так и позитивные. Ведь большинство представителей среднего класса в Украине формируют свой довольно приличный жизненный уровень через механизмы теневого сектора экономики. И только здесь экономически активные украинцы получают достойное признание своего труда, выполняются все рекомендации менеджмента, а работа достойно оплачивается, в основном, в валюте и в конвертах.

Основная функция теневой экономики – не мешать, а содействовать экономической системе, когда в последней возникают сбои и провалы. В условиях экономического спада потребители с неофициальными доходами через дополнительный спрос на товары и услуги стимулируют рост производства. А рынок в условиях дефицита наполняется нелегально произведенными и ввезенными товарами и услугами, что позволяет сдерживать инфляцию.

Но не стоит забывать и о негативных сторонах теневой экономики: она не только угрожает нацбезопасности и ведет к перераспределению неучтенных доходов, но и сильно вредит имиджу нашей страны на международной арене.

По оценкам экспертов, теневой оборот больше всего присутствует в торговле (80%), строительстве (66%), недвижимости (60%), игральном бизнесе (53%), общественном питании (53%), средствах массовой информации (53%), транспорте та перевозках (46%). Коррумпированными являются также сфера поставок энергоносителей, землеотводы, приватизация. Особо опасны теневые и коррупционные рынки услуг и благ под государственными вывесками. Речь идет о теневом внутреннем рынке судебных, административных, управленческих и хозяйственных решений, рынке руководящих должностей. Тут расставляют нужных людей на посты в исполнительной власти, правоохранительных и фискальных органах.

А в общем, теневые рынки создают сплетение отношений, в которых нарушены правовые нормы, но при этом они объединяют покупателей и продавцов товаров и услуг, втягивая в «тень» новых участников.

Что нужно делать

В условиях кризиса нужно срочно разработать концепцию и программу госполитики по отношению к теневой экономике и привлечению ее ресурсов для экономического роста. Для снижения масштабов теневой экономики необходим ряд конкретных мер. Речь идет об обеспечении четкости и однозначности действия законов, с ответственностью чиновников всех рангов за нарушения. Необходима масштабная налоговая реформа, с сокращением количества налогов и сборов, снижением ставок, налогообложением сверхприбылей финансово-промышленных групп.

Следует также разработать механизмы выполнения контрактов и договоров, провести судебную реформу, ликвидировать административные барьеры для ведения бизнеса и надежно защитить право собственности. Нужно создать принципиально новую систему финансового, налогового и банковского контроля. Ну а главным условием легализации экономики является развитие всех форм и институтов гражданского общества с усилением его влияния на социально-экономическую политику государства.

Николай Каленский, заслуженный экономист, консультант Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета, ПРОФИЛЬ

You may also like...