Торговля людьми на постсоветском пространстве: Украина, Молдова, Россия, Беларусь

Доклад Госдепартамента США о торговле людьми (2006-й год; выдержки по странам Евразии): «Мы совместно с международными партнерами защищаем свободу тех, кто подвергается эксплуатации, и призываем правительства других стран вести эффективную и ответственную работу по преследованию эксплуататоров по закону». УКРАИНА

Украина является, в основном, страной-источником для мужчин, женщин и детей, продаваемых за границу в целях сексуальной эксплуатации и принудительного труда. Основными странами назначения являются Турция, Россия и Польша. Другие важные пункты назначения — Чехия, Италия, Израиль, Греция, Сербия и Черногория, Великобритания, Литва и Португалия. Продолжали поступать сообщения о торговле людьми внутри страны.

Правительство Украины не полностью соблюдает минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми; однако оно прилагает к этому значительные усилия. В 2005 году Украина усилила свой правоохранительный потенциал, активно расследовала факты торговли людьми и укрепила свой уголовный кодекс в части борьбы с торговлей людьми; однако две трети лиц, осужденных за торговлю людьми, получили условные наказания вместо лишения свободы. Правительство должно усилить способность Генеральной прокуратуры вести дела по обвинениям в торговле людьми, создав специальное подразделение судебных прокуроров. Правительство должно также предпринять более активные шаги для обеспечения защиты своим свидетелям, обеспечения защиты прав потерпевших в суде и указаний судам по процедурам рассмотрения дел о торговле людьми с целью увеличения числа потерпевших, готовых давать показания против тех, кто их продавал. Правительство должно сотрудничать с НПО в предоставлении защиты и реабилитационных услуг потерпевшим, особенно путем увеличения государственного финансирования этих услуг.

Преследование

В 2005 году правительство Украины создало департамент по борьбе с торговлей людьми, за которым было закреплено свыше 500 сотрудников по всей Украине. За отчетный период правительство завершило 78 расследований по торговле людьми, довело до суда 95 таких дел и осудило 115 торговцев. Срок наказания 47 торговцам людьми составлял от 3 до 8 лет, а остальные получили условное наказание. В 2005 году правительство внесло поправки в свой уголовный кодекс для учета всего диапазона преступлений, связанных с торговлей людьми, и выполнило требования протокола ООН о предотвращении и наказании торговли людьми. Украинский закон охватывает торговлю людьми для принудительного труда и сексуальной эксплуатации; предусмотрены наказания в виде лишения свободы на срок от 3 до 15 лет, соизмеримые с наказаниями за другие тяжкие преступления. За отчетный период правительство в сотрудничестве с международными организациями провело специализированную учебу по борьбе с торговлей людьми для следователей, прокуроров и судей. Украинское правительство в течение года предприняло шаги по улучшению процедур обмена доказательствами и расследования торговли людьми со своими коллегами из правоохранительных органов в странах происхождения. Продолжали оставаться проблемами соучастие и коррупция чиновников в связи с торговлей людьми.

Защита

Правительство Украины продолжало полагаться на НПО и международные организации, которые в 2005 году обеспечивали большинство помощи и защиты потерпевшим. Через свои консульства за границей Министерство иностранных дел репатриировало за отчетный период 498 украинских потерпевших. Правительство сообщило о 446 украинских потерпевших по делам о торговле людьми, а Международная организация по миграции помогла 720 потерпевшим в 2005 году. Правоохранительные органы продолжали сотрудничать с НПО в порту Одессы и Бориспольском аэропорту при досмотре и передаче потерпевших, репатриированных или депортированных из-за границы. Министерство иностранных дел призывало украинских дипломатов направлять всех жертв торговли людьми в Международную организацию по миграции. Правительство не предприняло шагов по созданию надежной программы защиты свидетелей со стороны потерпевших по делам о торговле людьми в 2005 году. Неспособность правительства обеспечить достаточную защиту потерпевшим по-прежнему приводила к тому, что немногие потерпевшие безопасно сотрудничали со следствием.

Профилактика

За отчетный период правительственная межведомственная комиссия координировала и контролировала в стране все мероприятия по борьбе с торговлей людьми. Высокопоставленные государственные должностные лица выступали на различных публичных мероприятиях с предупреждениями об опасностях торговли людьми и подчеркивали необходимость сострадания и поддержки жертв. В 2005 году Украина немного увеличила свои ресурсы на реализацию Комплексной программы по борьбе с торговлей людьми. В 2005 году Министерство труда отозвало лицензии нескольких внутренних агентств по трудоустройству за их причастность к торговле людьми. Министерство образования и науки помогло провести информационную кампанию по торговле людьми, чтобы повысить осведомленность среди учащихся и преподавателей.

МОЛДОВА (Категория 2)

Молдова является важной страной-источником в торговле женщинами и девочками с целью сексуальной эксплуатации. Жертвы продаются по всей Европе и Ближнему Востоку, все чаще в Турцию, Израиль, ОАЭ и Россию. В меньшей степени Молдова служит транзитной страной для переправки в Европу жертв, продаваемых из других бывших советских государств. Продолжали поступать сведения о продаже девочек внутри страны из сельской местности в Кишинев. Небольшая сепаратистская Приднестровская область на востоке Молдовы находится вне контроля центрального правительства и остается важной территорией в качестве источника и транзита в торговле людьми.

Правительство Молдовы не полностью соблюдает минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми; однако оно прилагает к этому значительные усилия. В 2005 году правительство продолжало улучшать реагирование в системе правоохранительных органов, увеличивая число расследований по торговле людьми и осуждая больше торговцев. Оно приняло всеобъемлющий закон о торговле людьми, обновило и улучшило свой Национальный план действий. Однако правительство почти исключительно зависело от НПО при проведении работы по профилактике и защите. Через свой Национальный комитет по торговле людьми правительство должно выполнять новый Национальный план действий, выделять больше ресурсов на профилактическую работу и обеспечивать потерпевшим защиту и помощь.

Преследование

Хотя уголовный кодекс Молдовы предусматривает конкретные наказания за торговлю людьми, некоторые прокуроры продолжали использовать более слабые обвинения в сутенерстве. В декабре 2005 года правительства приняло всеобъемлющий закон о борьбе с торговлей людьми; однако успешная реализация этого закона остается неясной без выделения ресурсов от правительства. Правительство активизировало свои правоохранительные усилия, расследовав в 2005 году 386 дел о торговле людьми. 58 преступников были осуждены по сравнению с 23 приговорами в 2004 году. Лишь 36 торговцев людьми получили реальные сроки; остальные заплатили штрафы или попали под амнистию. К сожалению, правительство в 2005 году стало чаще применять условное наказание; иногда это по-прежнему было связано с коррупцией в судебной системе. Утверждения о коррупции, связанной с торговлей людьми, среди некоторых сотрудников правоохранительных органов продолжались, хотя правительство не приняло мер.

Защита

Усилия правительства Молдовы по защите и реинтеграции жертв торговли людьми оставались слабыми. Правительство не финансировало НПО, предоставляющие кров и помощь жертвам торговли людьми, но продолжало сотрудничать с ними на ограниченной основе. Закон о защите свидетелей по-прежнему недостаточно исполнялся, поэтому многие потерпевшие не чувствовали себя в достаточной безопасности для дачи показаний против тех, кто их продавал. Не было достигнуто никакого прогресса в становлении официальной системы передачи; однако полиция неофициально передала Международной организации по миграции за отчетный период 88 потерпевших. В целом Международная организация по миграции сообщила об оказании помощи 464 потерпевшим за отчетный период.

Профилактика

НПО и международные организации продолжали в 2005 году проводить большинство профилактических и просветительских кампаний против торговли людьми с периодическим участием правительства. Профилактические мероприятия НПО включали в себя контакты с потенциальными жертвами торговли людьми в средствах массовой информации и в сельской местности, а также просветительскую работу в школах. В августе 2005 года правительство утвердило новый Национальный план действий, разработанный при активном руководстве местной НПО.

РОССИЯ (Категория 2)

Россия является страной-источником, страной транзита и страной назначения для мужчин, женщин и детей, продаваемых с различными целями. Она остается значительным источником женщин, продаваемых более чем в 50 стран для коммерческой сексуальной эксплуатации. На российском Дальнем Востоке мужчин и женщин продают в Китай, Японию и Южную Корею и для принудительного труда, и для сексуальной эксплуатации. Россия также является страной транзита и назначения для мужчин и женщин, переправляемых из Центральной Азии, Восточной Европы, включая Украину, и Северной Кореи в Центральную и Западную Европу и на Ближний Восток в целях принудительного труда и сексуальной эксплуатации.

Торговля людьми внутри страны остается проблемой в России; женщин продают из сельских районов в городские центры для коммерческой сексуальной эксплуатации, а принудительный труд в рыбной промышленности остается проблемой на Дальнем Востоке. Мужчин продают внутри страны и из Центральной Азии для принудительного труда на строительстве и в сельском хозяйстве. По оценке Международной организации по миграции, 20 процентов из пяти миллионов нелегальных иммигрантов в России являются жертвами принудительного труда. Среди жертв торговли людьми распространена долговая зависимость. Проблемой остается туризм для секса с детьми.

Правительство России не полностью соблюдает минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми; однако оно прилагает к этому значительные усилия. Третий год подряд Россия включается в категорию 2 в списке стран, требующих особого внимания, поскольку она по-прежнему не проявляет признаков активизации усилий по борьбе с торговлей людьми, особенно в области защиты потерпевших и помощи им.

Хотя Россия внедрила программу защиты свидетелей, которая обеспечивает механизм укрытия и защиты жертв торговли людьми, значительно увеличила число расследований и судебных процессов и улучшила сотрудничество органов местного управления с НПО, предстоит сделать гораздо больше. Принятие и реализация всеобъемлющего закона об оказании помощи потерпевшим, который ожидается три года, значительно улучшили бы положение жертв торговли людьми и обеспечили бы необходимое финансирование приютов и помощи потерпевшим. Сегодня защита потерпевших и помощь им обеспечиваются в специальном порядке и сильно зависят от местных и региональных властей. Более того, поддержка, оказываемая органами местного управления, не носит официального характера и зависит от отношений между НПО и работниками местных органов власти. Принятие предложенного закона гарантировало бы, что потерпевшие по всей России будут получать необходимую помощь, и позволило бы смягчить финансовое бремя, сейчас возлагаемое на местные власти. Органы местного управления должны работать с НПО, способствуя открытию большего числа приютов для жертв торговли людьми в России.

Преследование

За отчетный период Россия продемонстрировала улучшение правоохранительных мероприятий. Органы правопорядка значительно увеличили число расследований по торговле людьми — с 26 в 2004 до 80 в 2005 году; 60 из этих расследований представляли собой дела о сексуальной эксплуатации, а 20 — дела о принудительном труде. Власти также в пять раз увеличили число уголовных дел, проведя в 2005 году 53 судебных процесса по сравнению с 11 в 2004 году. Суды вынесли приговоры, по меньшей мере, девяти торговцам людьми и приговорили к различным срокам лишения свободы шестерых торговцев. Срок наказания составлял от трех с половиной до восьми лет лишения свободы. России необходимо выработать систему более эффективного учета приговоров и наказаний торговцам людьми.

Правительство провело несколько совместных расследований по торговле людьми с другими правительствами. В 2005 году российские власти способствовали успешному преследованию и осуждению четверых торговцев людьми в США и оказали Соединенным Штатам важнейшую помощь в судебном преследовании американского гражданина, который предположительно подвергал сексуальной эксплуатации продаваемых детей в Санкт-Петербурге. Министерство внутренних дел (МВД) и неправительственные организации, борющиеся с торговлей людьми, подготовили учебное пособие на эту тему, которое использовалось несколькими подразделениями милиции в помощь своим сотрудникам при проведении расследований на местах. МВД и НПО также провели три совместных семинара по следственным методам для преподавателей региональных академий МВД; эти преподаватели затем провели учебные семинары для курсантов своих академий. Приблизительно 120 инструкторов было подготовлено в 2005 году на организованных НПО семинарах по борьбе с торговлей людьми.

Хотя российская конституция запрещает экстрадицию российских граждан, Россия все же разрешает экстрадицию других. В 2005 году Россия сотрудничала с израильскими властями и выдала Израилю человека, который обвинялся в продаже женщин из Узбекистана и Украины. Серьезной проблемой оставалась коррупция; коррумпированные сотрудники правоохранительных органов и пограничники, как сообщается, брали взятки за облегчение или защиту торговли людьми. За последний год власти расследовали, по меньшей мере, четыре дела о торговле людьми с участием коррумпированных государственных чиновников, в том числе в июне 2005 года дело сотрудника управления по борьбе с наркотиками, который избивал и продавал ничего не подозревавших узбекских мигрантов работорговцам. НПО сообщила о случаях, когда несколько прокуроров подавали в отставку в ходе судебных процессов по делам о торговле людьми, поскольку им либо угрожали, либо давали взятки. По-прежнему вызывает озабоченность отсутствие жестких наказаний за коррупцию, связанную с торговлей людьми.

Защита

Правительство России вновь не смогло обеспечить жертвам торговли людьми достаточную защиту. Число приютов для пострадавших в России оставалось недостаточным. Хотя весной 2006 года ожидается открытие приюта при международном финансировании, места для укрытия по-прежнему остро необходимы. По меньшей мере, три российские жертвы торговли людьми были вновь проданы в 2005 году, отчасти из-за отсутствия приюта для потерпевших в Москве. Таких специальных приютов нет и к востоку от Уральских гор. Хотя некоторые муниципалитеты организовали детские приюты, которые помогают детям, ставшим жертвами торговли людьми, всеми приютами для взрослых управляют НПО, и большинство из них не получает государственного финансирования. Органы местного управления высказались за принятие и исполнение всеобъемлющего закона, поскольку он обеспечит необходимое финансирование приютов и помощи потерпевшим в местных муниципалитетах.

Помощь, оказываемая жертвам торговли людьми, оставалась недостаточной. Правительство полагалось на НПО при оказании взрослым потерпевшим юридической, медицинской и психологической помощи. В настоящее время нет официальной программы, предоставляющей иностранцам, ставшим жертвами торговли людьми, право на легальное проживание в России на период следствия и судебного процесса. Сейчас потерпевшим разрешают находиться в России на время следствия и судопроизводства по их делам; но это решение принимается по усмотрению правоохранительных органов и прокуратуры. В настоящее время нет системы отслеживания числа иностранных потерпевших, выявленных правоохранительными органами. Нет также системы учета числа иностранных потерпевших, которые были успешно возвращены на родину.

За последний год власти повысили уровень координации своей деятельности с НПО. Несколько НПО также сообщили об официальных или неофициальных договоренностях с милицией о передаче потерпевших. В настоящее время нет средств судебной защиты, не позволяющих властям преследовать потерпевшего за подделку визы, взятки или нарушения границы, которые явились непосредственным результатам его продажи.

Профилактика

Некоторые органы местного управления усилили сотрудничество и прямую поддержку, оказываемую НПО, которые информируют население в нескольких городах, например, путем предоставления офисных помещений, коммунальных услуг и освещения в средствах массовой информации. Ряд НПО получили финансовую помощь для покрытия эксплуатационных расходов или на программы более широкого охвата населения и повышения осведомленности. В 2005 году правительство предоставило амнистию более чем 7300 нелегальным мигрантам, работающим в России; эта профилактическая мера повысила защищенность этих работников от трудовой эксплуатации, которая является основной формой торговли людьми в России.

БЕЛАРУСЬ (Категория 2)

Беларусь является, прежде всего, страной-источником для поставки женщин и детей, вывозимых для сексуальной эксплуатации в Европу, Северную Америку, Японию, Южную Корею и на Ближний Восток. Число сообщений о вывозе мужчин для принудительного труда в Россию в 2005 году значительно увеличилось. Торговцы людьми продолжали использовать открытую границу между Россией и Беларусью для перевозки жертв как в восточном, так и в западном направлении.

Правительство Беларусине полностью соблюдает минимальные стандарты ликвидации торговли людьми, однако оно прилагает для этого значительные усилия. Власти приняли поправки к Уголовному кодексу для улучшения деятельности своих правоохранительных органов по борьбе с торговлей людьми и защиты жертвы. Однако недостаточное финансирование не позволяло властям оказывать последовательную помощь жертвам. Власти должны провести дополнительное обучение своих должностных лиц для повышения общей осведомленности о проблеме торговли людьми и улучшения идентификации жертв на всей территории Беларуси.

Преследование преступников по закону

Власти ужесточили максимальную меру наказания для признанных виновными торговцев людьми до 15 лет лишения свободы и внесли в законодательство поправки для защиты жертв торговли людьми от уголовного преследования, но лишь применительно к тем жертвам, которые сотрудничают с органами следствия и правосудия. За отчетный период власти возбудили 359 дел о торговле людьми — на 56% больше, чем в предыдущем году — и вынесли 173 обвинительных приговора. Меры наказания варьировались от штрафов до 15 лет лишения свободы. В марте 2005 году были вынесены обвинительные приговоры четверым гражданам, которые нелегально вывезли более 30 белорусских женщин в Европу и Канаду через Украину. В 2005 году продолжали поступать сообщения о причастности к торговле людьми работников правоохранительных органов и таможенников.

Защита жертв

В августе 2005 года власти издали указ, который определяет статус жертв торговли людьми и предоставляет им защиту и медицинское обслуживание. Однако они не обеспечили необходимого финансирования этих услуг.

В вопросах оказания помощи жертвам правительство Беларуси полагалось в основном на неправительственные организации. Работники правоохранительных органов значительно увеличили число жертв, направляемых за помощью к неправительственным организациям и Международной организации по миграции (МОМ).

Предотвращение преступлений

В 2005 году власти продолжало полагаться, прежде всего, на международные организации в вопросах распространения информации о борьбе с торговлей людьми. Министерство внутренних дел отсылало обращающихся к нему граждан к своей общеинформационной «горячей линии» или к одной из «горячих линий» по борьбе с торговлей людьми, открытых неправительственными организациями. Кроме того, власти периодически размещали в государственных средствах массовой информации рекламные объявления для повышения осведомленности о проблеме торговли людьми, а правительственные чиновники высокого уровня выступали с заявлениями о необходимости бороться с торговлей людьми. В 2005 году в соответствии с изданным президентским указом власти ужесточили регулирование деятельности бюро по трудоустройству, модельных и брачных агентств для предотвращения мошеннического вовлечения жертв в процесс торговли людьми.

Владивостокский центр исследования организованной преступности

Читайте также: