История началась с того, что без вести пропал непьющий и положительный во всех отношениях 59–летний Борис Лексухин. В полицию было подано заявление от деревообрабатывающего предприятия FRIP о том, что у них пропал сотрудник. Однако никаких его следов на протяжении почти четырех лет не удавалось найти.
То, что жертву вначале зарезали, а затем сожгли в печи, выяснилось лишь год назад. Возможно, при другом раскладе правоохранительные органы так никогда бы и не узнали, что произошло с кочегаром Лексухиным. Если бы не случайная драка между соседями покойного — семейством Папиашвили и неким Лацисом. После этого последовала информация в полицию и раскрытие на редкость жестокого убийства, совершенного в Лимбажи 2 декабря 2006 года.
Как оказалось, главная пружина этого преступления — разница в жизненных установках. С них и начнем.
Кочегара Борьку убили «за правильный характер»
Как выяснилось в ходе следствия, Борис Лексухин работал на деревообрабатывающем предприятии и был во всех отношениях положительным: не пил, к труду относился ответственно, на работе его ценили. У него имелась взрослая дочь.
Соседи жили по другому сценарию. Двое из будущих обвиняемых работали с ним на том же предприятии, двое других — были безработными. Но вся компания регулярно выпивала, а во время совместных попоек устраивала драки.
В тот злополучный вечер в доме, где проживала семья Папиашвили, отмечался день рождения их соседа – Алдиса Лациса. Волей случая Борис зашел к ним в гости, когда четверка уже была «под градусом» и кто-то из компании невзначай намекнул, что у кочегара могут быть деньги. Слово за слово — начался конфликт. Компанию, как позже оценит обвинение, еще сильнее разозлило то, что «Борька осудил их образ жизни, а сам был слишком правильный». За что и было решено с ним покончить, заодно отобрав деньги.
Кочегар был убит с особой жестокостью. Сначала его избили, потом пырнули в живот ножом (следствие выяснило, что удар нанесла дама — Ирина Жирякова), а затем сожгли в печи. Украденные у него перед «живой кремацией» 300 латов компаньоны разделили между собой.
Что было дальше
Все следы преступления были тщательно скрыты, а сами обвиняемые позже поменяли места проживания и работы – переехали в Вецпиебалгу в местечко Таурени.
Что интересно: будущие соподсудимые поселились в одном доме, продолжая регулярные совместные застолья. Одно из них закончилось серьезной дракой. Мать с сыном в кровь избили «нахлебника» Алдиса, да так, что об этой драке заговорил весь поселок.
Что сделал обиженный Лацис? Пошел в полицию и все рассказал стражам правопорядка.
«А я и раньше об этом знал»
— Алдис какое-то время жил у меня, около полугода. А соседями были Папиашвили, я знал их всех,— рассказывал сегодня в суде один из свидетелей Висвалдис Карклиньш. – Однажды Юра с Любой его очень сильно избили, он был весь в крови. Тогда он и рассказал о том убийстве. Хотя мне какие-то детали рассказывал и раньше – весной прошлого года. Говорил, что те трое убили Борьку за 300 латов, а потом сожгли. Но сам Алдис говорил, что в этом не участвовал, а стоял рядом.
Свидетель добавил еще несколько штрихов к этому делу:
Алдис был большим любителем выпить, хотя буйным его никто никогда не видел. Какое-то время он сожительствовал с Любовью, но потом перебрался к Висвалдису и стал снимать жилье у него.
Почему? Все просто:
— Знаю, что Люба била своих мужчин: что первого мужа, что Алдиса… Но между нами, как соседями, были ровные отношения, — подытожил свидетель.
Папиашвили хвалился в тюрьме
Еще один свидетель рассказал суду о нюансах самого убийства.
— Мы сидели с ним в одной камере 2,5 недели, — пояснил суду 20-летний сокамерник Юрий Папиашвили (ныне сидит в Валмиерской тюрьме за распространение и употребление наркотиков). — Да, он рассказывал, как они его убивали. В тюрьме так принято – все сразу рассказывают, за что сидят. Он некоторые подробности даже говорил. Что когда того мужчину запихивали в печь, он еще сопротивлялся и кричал. А они все равно силой затолкали… – поделился заключенный.
Итого
Сейчас на скамье подсудимых в Рижском окружном за это убийство находятся четверо обвиняемых: Юрий Папиашвили с супругой Ириной Жиряковой, мать Юрия Любовь Папиашвили и сосед семьи Алдис Лацис. По мнению обвинения, именно на их руках и совести это убийство. Последний – Лацис – единственной, кто пока гуляет на свободе, остальные трое на момент судебного разбирательства находятся под арестом.
Процесс над возможными убийцами сейчас в самом разгаре – идут допросы свидетелей.
Как рассказала kriminal.lv после заседания прокурор Велда Зеберга, из четверки обвиняемых вину признает лишь Ирина Жирякова. Та, что пырнула кочегара ножом.
— Хочу отметить, что все эти люди прошли проверки на вменяемость и психические экспертизы. Они абсолютно здоровы. Но то, что они совершили, не поддается здравому смыслу, — сказала прокурор.
Если обвинению удастся полностью доказать вину обвиняемых, им грозит наказание от 10—20 лет лишения свободы до пожизненного срока заключения.
На снимке: подсудимые сегодня в зале суда.