До 15% цены любого товара, перевозимого по автодорогам, россияне платят криминалу

Дальнобойщиков в России грабят бандиты и обирают люди в погонах. А те молчат, потому что зачастую их бизнес «полусерый», с частичным уходом от налогов. Молчат и потому, что не верят в помощь от государства.

«…23 марта у нас украли часть груза в Новосибирске, – рассказывает Елена Маркова, директор транзитной компании из Бийска Алтайского края. – Водитель вез гречку из Бийска в Красноярск. Для ночевки остановился в Новосибирске. Проснувшись утром, он обнаружил разрезанный тент фуры. Таким образом, мы потеряли 330 тысяч рублей. С перевозчиков вымогают также деньги за проезд по территории. Например, в Челябинске, чтобы доехать от точки до точки, нужно заплатить «братве» 400 рублей. В Ростове – 500. Свои расценки есть и у гаишников. В 2010 году мы везли товары в Татарстан. Документы в порядке, машина в идеальном состоянии, никакого перегруза. Однако за проезд по территории республики на постах мы оставили 16 тысяч рублей. Обдирают транзитников в Краснодаре и Ставрополе. Похищать груз умудряются не только на автостоянках. У нас в Краснодаре был случай: шофер приехал на склад с опломбированной фурой, но груз в ней отсутствовал. Оказалось, бандитам как-то удалось прямо в пути разрезать тент сверху и совершить кражу».

В Новосибирской области хотят интегрировать информационные системы ГИБДД и компаний-грузоперевозчиков. Об этом заявил главный автоинспектор Новосибирской области Сергей Штельмах. У самих перевозчиков предложение вызвало недоумение. А началось все с того, что на одном из заседаний комитета по транспорту Новосибирской области глава некоммерческого «Объединения перевозчиков Сибири» Вячеслав Трунаев посетовал, что Новосибирск входит в тройку регионов – самых опасных для водителей-транзитников. По его словам, хуже дела обстоят только в Челябинске и Магнитогорске. После этого и было предложено поместить в одну упряжку диспетчеров ГИБДД и грузоперевозчиков. «Система подразумевает в первую очередь оперативный обмен информацией о совершенном или готовящемся правонарушении. Бывают случаи, когда мобильная связь у дальнобойщика не работает, но есть связь с диспетчером. Через него водитель сможет передать в ГИБДД тревожный сигнал или приметы нападавших, цвет машины злоумышленников, ее госномер, рассказать об опасном участке дороги. Мы готовы сразу же отправить на помощь оперативную машину. Взимание за это платы с перевозчиков не подразумевается», – рассказывает Алексей Толочный, старший инспектор отдела пропаганды УГИБДД Новосибирской области.

Глава «Объединения перевозчиков Сибири» пока не понимает, как можно увязать информационную систему ГИБДД и диспетчеров компаний перевозчиков. «Для обеспечения безопасности движения проезд по городу большегрузным автомобилям разрешен ночью, когда склады закрыты. Водителю приходится ждать до утра. Именно в это время случаются вымогательства со стороны местных бандитов, – говорит Вячеслав Трунаев. – Идеальный вариант – создать «горячий телефон» для транзитников, по которому можно вызвать вооруженных оперативников. Если эта служба окажется действенной, то «сарафанное радио» быстро ее разрекламирует».

«Новая инициатива ГИБДД похожа на способ легализовать поборы со стороны правоохранителей. Предложения такого рода должны проходить антикоррупционную проверку», – считает Владимир Кириллов, координатор новосибирской общественной организации автомобилистов «Свобода выбора».

Сами грузоперевозчики расходятся в оценках масштаба бедствия на сибирских дорогах. Зато единодушны в мнении, что современных дальнобойщиков грабят теперь больше не на трассах, а на автостоянках. Николай Пенягин, директор новосибирской грузовой компании, отмечает, что криминал на дорогах активизировался в течение последних трех кризисных лет. «Видимо, те, кто сел за разбой на дорогах в 90-е годы, уже вышли на свободу и опять принялись за старое. Они подходят к водителям на стоянках. Вымогают, как правило, незначительные суммы – одну-две тысячи рублей. Чаще по ночам на автостоянках крадут груз. Причем даже на платных стоянках. Такие места у водителей быстро попадают в «черный список». Их стараются объезжать. Больше всего бед у транзитников стало происходить на красноярском, кемеровском и иркутском направлениях».

«С 2009 года у нас по пути в Абакан дважды случались ЧП. Однажды неизвестные порезали ножом водителя и отобрали деньги, – рассказывает Михаил Авраменко, директор небольшой новосибирской компании-грузоперевозчика. – А второй раз ночью на стоянке разрезали тент фуры и украли часть груза. Следователь даже разбираться не стал. Написал, что нам чуть ли не приснилась эта кража. Страховку за груз я так и не получил. В 2010 году из-за инцидентов на трассах я потерял больше 350 тысяч рублей. Это около 10% моего ежегодного оборота. Если совместно с ГИБДД будет создана какая-то система защиты, мы ее только поддержим. Но особой надежды по этому поводу не питаем».

«Стало небезопасно вставать на ночь и у постов ГИБДД, – говорит водитель-дальнобойщик Виктор. – Я 25 лет вожу большегрузы, раньше работало правило: хочешь поспать – остановись вблизи поста ГАИ, на виду у инспекторов. Случился у меня перерыв в несколько лет, отдыхал от больших дорог. Когда вернулся в профессию, повез фуру с экономичными лампочками на запад страны. На Урале по старой привычке встал на посту ГАИ отдохнуть. Два часа спал. За это время фуру вскрыли и один ящик с лампочками утащили. А гаишники ничего не видели и не слышали».

«Для Сибири проблема нападений не столь актуальна. Она характерна для Пензенской, Саратовской областей, – делится своими наблюдениями Степан Мерзляков, начальник отдела кемеровской транзитной компании. – Наши машины там в 2010 году дважды подвергались нападениям. Ночью легковушки прижимали грузовик к обочине, четверо молодчиков выламывали водительскую дверь и отбирали у водителя деньги. Еще хуже в Челябинске. Там вообще могут на светофоре забраться в машину и, угрожая расправой, потребовать деньги».

Несмотря на некоторые расхождения мнений перевозчиков, объединяет их одно. Сначала платят и теряют они, потом риски включают в тариф, а в конечном счете за все платят покупатели. Если верить респондентам «Известий», это от 10 до 15 процентов в цене практически любого товара, перевозимого по автодорогам.

Андрей Красиков, Иван Ефимов, Известия

 

You may also like...