Подделка картин: как работает эта индустрия
Поставить на картине недорогого автора подпись классика, написать полотно с нуля в стиле известного художника или же при случае заменить оригинал копией — такими способами пользуются на рынке предметов искусства в Латвии, чтобы продавать подделки.
Коллекционер Райтис Цинкс в интервью журналу Degpunktā рассказал, как это у нас происходит.
Осторожнее с классиками
Со многими, кто занимается подделками, Цинкс знаком лично.
— Как-то на аукционе видел картину с подписью Миесниекса. Смотрю, а это же К. Я ему звоню – он отказывается признавать. Появляется другая картина с поддельной подписью – снова К.
Коллекционер стал выяснять, в чем дело, и услышал такую версию: в советское время некий высокопоставленный функционер от культуры «сошелся с уважаемым художником, который сознательно делал подделки с чужими подписями» и дал добро на их распространение.
— Пойман никто не был, так что то, что я говорю, недоказуемо.
Впрочем, насчет деятельности этого К. сам Цинкс вполне уверен:
— Я же вижу использованные краски, тона, стиль. В Латвии второго такого нет.
В подделке картин существуют два основных подхода. Первый – выбрать какую-нибудь старую работу и поставить на ней подпись похожего, но более известного художника. К примеру, в манере, схожей со стилем Ансиса Артумса, писал и не такой раскупаемый Юргис Скулме. Так что зачастую картины Скулме продают как Артумса.
Второй подход – написать работу с нуля. Фальсификаторы полюбили многих латвийских художников: Ирбе, Винтерса, Калнрозе.
— Ирбе очень трудно отличить поддельного от подлинного, даже мне, — говорит Райтис Цинкс.
Цинкс показывает поддельного Падегса – довольно примитивного, чтобы обмануть специалистов. Однако таких, по его словам, произведено десятки, есть и более хорошие варианты, которые, возможно, попали в частные коллекции. Эксперт по Падегсу Янис Калначс назвал и их настоящего автора – Хуго Берзиньш. Он уже отошел в мир иной, известно, что человек с таким именем в сороковых годах пытался поступить в художественную академию.
Мошенники, как правило, продают подделки очень дешево. Однако обычно «мастера», изготовившие их, нигде не учились живописи.
— Они тренируются. Копировать, в общем, довольно легко, — рассуждает Цинкс. – Поставил оригинал или книжку перед собой и делай 20, 30 копий, хоть сто, если получится.
Любая подпись за десятку
По поводу поддельных подписей на картинах Райтис Цинкс говорит следующее:
— Есть люди, которые пишут разными почерками и за небольшие деньги – 5 или 10 латов – подпишут все, что нужно. Даже Сергея Виноградова, что очень трудно.
Работы учеников Пурвитиса часто выдают за работы учителя. Так, не везет Отто Пладерсу – его манера очень похожа на стиль учителя, поэтому картины Пладерса часто продают с подписью Пурвитиса. Сам Райтис Цинкс видел такой случай в Америке: картина Пладерса с подписью Пурвитиса ушла с торгов за 8000 долларов.
Как оригиналы меняют на копии
Реже всего копируют уже имеющиеся картины. Делают это по разным причинам. К примеру, известен такой курьезный случай: некий владелец коллекции очень любил выпить. Деньги были нужны, однако жена запрещала ему продавать полотна. Тогда супруг вызвал известного художника, чтобы тот сделал копии с картин. В итоге – копию на стену, оригинал – на продажу, деньги можно прогулять.
— Когда этот человек умер, у него на стенах половина картин были копиями. Но их все равно покупали как оригиналы, так как знали, что у него хорошая коллекция.
Николай Кудрявцев, Кriminal.lv
Tweet