Неонацистское подполье разбито, следователи собирают кусочки

Немецкие парламентарии начали проверку работы правоохранительных органов, которые в течение долгих лет не могли обезвредить действующую в стране банду неонацистов.

27 января в Бундестаге состоялось первое заседание специального парламентского комитета по расследованию деятельности спецслужб, крайне неудачно действовавших против правых радикалов из так называемого «Национал-социалистического подполья» (NSU). Как отметил глава комитета социал-демократ Себастьян Эдати (Sebastian Edathy), депутатам из различных фракций предстоит разобраться, почему собранная на преступников информация так и не привела к их поимке и какая связь существовала между членами NSU и рядом руководителей Национал-демократической партии Германии (NPD).

Считается, что парламентарии должны в итоге предложить такие шаги по реформированию правоохранительных органов ФРГ, которые позволят более эффективно бороться с правым экстремизмом и облегчат информационный обмен между различными полицейскими ведомствами.

Единственная оставшаяся в живых член NSU Беате Чепе (Beate Zschäpe), которая уже два месяца находится под арестом, по-прежнему отказывается давать какие-либо показания. По совету адвокатов женщина надеется заключить сделку с правосудием и в обмен на свои «откровения» попасть под программу защиты свидетелей. Между тем, сейчас появляются всё новые подробности деятельности членов NSU, которые рассказывают другие арестованные «помощники» неонацистского подполья.

Как утверждают представители Федеральной прокуратуры, в чьём ведении и находится данное уголовное дело, члены NSU c самого начала – с 1998 г. – действовали «очень конспиративно, с высокой криминальной энергией и профессионализмом». При этом неонацистская троица лишь изредка обращалась за помощью к «товарищами по партии» – функционерам НДПГ. Например, были использованы хорошие контакты некоторых «сочувствующих» в Швейцарии. Выясняется, что именно через гражданина этой страны неонацистами было получено стрелковое оружие. Этот мужчина, который, кстати, ранее никогда не попадал в поле зрения полиции, уже арестован по ордеру прокуратуры Берна.

Стало известно также, что погибшие члены неонацистской группировки – Бёнхардт и Мундлос (Uwe Böhnhardt, Uwe Mundlos) в 2002 г. запланировали бегство за границу. Предполагалось, что вся троица переберётся в Южную Африку. Однако данное предложение не нашло понимания у Беаты Чепе, которая наотрез отказалась покидать Германию. Более того, женщина дала понять, что выдаст своих подельников правоохранительным органам, если они оставят её одну.

Следователи также выяснили, по каким признакам неонацисты выбирали свои жертвы. Оказывается, преступников интересовали в первую очередь взрослые мужчины «неарийского типа в репродуктивном возрасте». Так, одна из выбранных жертв – мелкий турецкий предприниматель из Дортмунда – только потому остался в живых, что его возраст был более шестидесяти лет.

Для неонацистов из NSU «образцом для подражания» были американские расисты, в «идеологии» которых особую роль играет число четырнадцать. На одном из видео, обнаруженных в компьютере преступников, имеется 14 окошек, десять из которых заполнены датами совершённых убийств, а ещё четыре – пустые.

Кстати, преступники один раз всё же проверялись полицией, когда после убийства женщины-полицейской в Хайльброне в апреле 2007 г. взятый ими напрокат «дом на колёсах» был остановлен для проверки патрулём. Однако стражи порядка просто переписали имена водителей (фальшивые) и номер машины, даже не проверив эти данные. Побывала в полиции Цвиккау и Беате Чепе, которую вызвали в качестве свидетеля по делу о прорыве трубы у соседей. Сейчас выясняется, что полицейским уже тогда показалось странным нервное поведение женщины, которая толком не смогла сказать, сколько человек проживают в её квартире. Однако в итоге не была проведена даже проверка подлинности её аусвайса.

По мнению депутатов Бундестага, эти ошибки полицейских во многом стали причиной возникновения такого положения дел, при котором преступники почувствовали себя неуязвимыми и способными в течение долгих лет безнаказанно совершать преступления против иностранцев.

Владимир Гущин, Русская Германия

You may also like...