«Гиперболизированная клептомания»?
В феврале парламент рассмотрел два законопроекта, которые предусматривают освободить от тендерных процедур целые сферы госзакупок
Уже скоро 250 миллиардов гривен государственных средств смогут делить без «лишних» глаз. Согласно новому законодательству и новой морали тендерного «распила» объявлять о конкурсе на государственные средства будет не обязательно, так же как не обязательно публиковать его результаты.
«Хватай чемодан — поезд отходит», — похоже, что такой логикой сегодня начинает пользоваться депутатское большинство. Внесенные на рассмотрение Верховной Рады и проголосованные в первом чтении правительственные предложения относительно изменения тендерного законодательства поражают своим цинизмом.
В то время, когда едва ли не ежедневно в СМИ публикуются материалы о дерзком «грабеже» государственной казны через преступные тендеры, власть предлагает закрыть их от человеческих глаз. И, похоже, будущие выборы не очень-то пугают политической ответственностью. На кону большой куш. Цена вопроса — государственный бюджет Украины в 250 миллиардов гривен. Вывести такую кругленькую сумму из-под тендерных процедур хочется многим. И хочется уже давно.
В течение последних полутора лет чиновники шесть раз пытались изменить тендерное законодательство в части закрытия его от общественности. Ведь принятый в июле 2010 года закон о госзакупках поставил их в очень неудобное положение. Сотни украинских граждан углубились в чтение обновленного «Вісника держзакупівель», то и дело выуживая из него коррупционные деяния власти — то внедорожник провели как мусоровоз, то бензин по вдвое высшей цене купили. Тендеры отменялись десятками. Публичность очень «усложняла» жизнь, нужно было что-то делать.
В июне 2011-го — первый успех: в безконкурентную «закупку у одного участника» загнали тысячи тендеров. Однако не прошло и полгода, как практика показала — закрыты далеко не все «дыры». Поэтому уже в декабре Кабмин вносит новый законопроект (№9634), и 9 февраля парламент «классическими» 246 голосами принимает его в первом чтении.
Главный его смысл — выведение из-под действия закона о госзакупках всех (!) предприятий, а именно: госпредприятий, коммунальных предприятий, казенных предприятий, хозобществ с госдолей более 50%. Как объяснила «Дню» народный депутат Леся Оробец, реальная цель законодательных изменений заключается в ликвидации общественного контроля над тем, как власть «распиливает» 250 миллиардов гривен государственных закупок. Впрочем, как оказалось, и этот законопроект закрыл не все дыры.
В конце прошлой недели с голоса председатель Верховной Рады Владимир Литвин предложил включить в повестку дня законопроект № 10006 «Об особенностях проведения закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности». Коротко, как рассказал «Дню» народный депутат Виктор Матчук, суть этого документа сводится к тому, чтобы вывести из-под тендерных процедур целые сферы закупок. «Речь уже не идет о категориях тех, кто закупает товары или услуги за государственные средства — это казенные или государственные предприятия и т. п., — говорит нардеп.
— Выводится целая отрасль». Уже наметился такой тренд — сворачивание публичности в сфере использования бюджетных средств. «Это же не деньги министра финансов или правительства. Это — деньги людей. И у нас хотят забрать возможность следить за тем, как они используются и на что. Забирается главное — элемент состязательности», — говорит Матчук.
«Для меня этот законопроект — это закон о потерянной совести и гиперболизированной клептомании», — подчеркивает «Дню» нардеп. Иначе как можно объяснить то, что в условиях, когда из-за нехватки средств закрываются сотни сельских ФАПов, государство тратит миллиарды средств неизвестно на что да еще и по завышенной цене.
«Только у нас чиновники покупают десятки тонн сахара по 14 гривен за килограмм, или сотни тонн бензина А-95 по 15 гривен за литр! И при этом власть закрывает сельские школы и больницы, на содержание которых не хватает каких-то 2—3 миллиона гривен. Другими словами, если бы чиновники не воровали хотя бы месяц в упомянутых случаях, можно было бы уберечь от закрытия не менее 10 сельских школ и 10 районных больниц», — говорит Оробец.
По ее словам, попытка форсированного принятия изменений к тендерному законодательству не только свидетельствует о спешке и безудержном желании чиновников украсть как можно больше, пока нынешний режим держится при власти. Они (форсированные изменения. — Авт.) указывают на растущий страх перед гражданами, которые с каждым днем все более интересуются тем, в какой именно дыре теряются их деньги, комментирует «Дню» Оробец.
И Матчук, и Оробец пообещали «Дню» выступать против голосования преступных, по их мнению, законопроектов, которые предусматривают изменения к тендерному законодательству. Так же, говорят, будет поступать еще ряд их коллег. Однако они мало верят в то, что им удастся это сделать. «Если законопроект появился, значит, он кому-то нужен, — говорит Матчук.
— И этот кто-то сделает все, чтобы его «протянуть» во втором чтении, так же как «протянул» в первом». Депутаты большинства, говорит нардеп, возможно, не столько они, как их карточки, примут законопроект во втором чтении. Не сработает здесь даже фактор выборов, убежден нардеп. Мол, если изменения и проголосуют, избиратель все равно не накажет, потому что просто не следит за этим. По мнению депутата, не позволить проголосовать сворачивание публичности в тендерном законодательстве можно только возмущением общества. Однако это очень маловероятный вариант. «Люди непосредственно не почувствуют ничего, потому и не будут реагировать, — говорит «Дню» Матчук.
— Это если бы у них из кармана вытянули по гривне, тогда они бы почувствовали. А если миллион из государственного бюджета, то это будто и никого не касается». Именно незрелость украинского общества, по мнению нардепа, дает возможность принимать такие законопроекты, а затем соответствующим образом просто «дерибанить» государственную казну.
Алла Дубровык, «День»
Tweet