Полмиллиона за полчаса для пранкера

Банальный грабеж в ресторане «Максимилиан» в ночь на 11 июня при рассмотрении деталей оказался не таким банальным.

Оперативники в ходе расследования нехитрого вроде бы налета внезапно столкнулись со следами высоких технологий, в результате применения которых начальник службы безопасности ресторана сыграл на стороне инноваторов от преступности.

Телефон начальника службы безопасности сети ресторанов «Максимилиан» зазвонил около половины четвертого утра 11 июня, на дисплее высветился номер его сотрудника. Начальник услышал знакомый голос, который объяснил, что нужно занести кое-какие вещи в ресторан на улице Савушкина, 141, – в торговом центре «Меркурий». Поясним, что, по установленному порядку, ночью в ресторане находился охранник, который мог открыть дверь только по указанию начальника СБ. Не видя подвоха, главный по безопасности перезвонил в ресторан, указание было дано.

Как только охранник открыл дверь, в помещение ворвались трое. Сторожа связали, из ресторана забрали два металлических ящика с полумиллионом рублей, шесть компьютеров и системные блоки видеозаписи, после чего благополучно скрылись.

Ранним утром начальник СБ «Максимилиана» объяснял случившееся оперативникам уголовного розыска. Непонятное заключалось в том, что сотрудник, который якобы ночью просил открыть ресторан, утверждал, что никому не звонил, и о чем речь, не понимает. Начальник безопасности демонстрировал свой мобильный, в памяти которого отразились звонки: вот входящий вызов от сотрудника, вот исходящий охраннику. Точку в споре поставила биллинговая система сотовой компании.

Входящий звонок начальнику службы безопасности ночью был. Но при определении номера звонившего вместо номера абонента сотовой связи техника выдала длинный набор цифр, свидетельствующий о звонке с помощью компьютерного устройства. В телефонной трубке, тем не менее, звонок отразился в виде знакомого номера.

До сих пор эта технология использовалась пранкерами. Попросту — телефонными хулиганами, которые под чужой личиной звонят известным или не очень людям, вызывая их на откровенность или на эмоции. Известные люди, в свою очередь, не спешат отвечать на звонки незнакомых людей. Выручают технологии — по словам специалистов, за аппарат, который выдаст на телефон вызываемого абонента любой заданный номер, придется заплатить умельцам около 100 тысяч рублей. Цена московская, но в Петербурге вряд ли многим дороже. Задача телефонного шутника упрощается: достаточно знать номер знакомого, при звонке которого «клиент» наверняка снимет трубку. Остается актерское мастерство — тембр, лексика и убедительность. Как показывает практика, эта проблема решаема. В результате — весьма непростые и осторожные люди откровенничают с пранкерами, а дверь к деньгам ресторана открывается по команде отвечающего за безопасность этих самых денег.

При массовых обзвонах потенциальных потерпевших с вариантами вроде «мама, это я, твой сын, попал в полицию, нужны деньги» – вариант не работает. Для правильного результата нужно знать как минимум номер того, чьим именем представляешься, — вместо такой тщательности при звонках «наудачу» проще брать количеством. Но вот при отдельной операции с перспективой приличного куша затраты на технику явно окупаются.

Денис Коротков, Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»

You may also like...