Что мешает Украине выиграть в виртуальной борьбе против России?
Один из главных факторов, удерживающих Украину в российской орбите, – наша культурно-информационная зависимость от бывшей метрополии.«Общее культурное пространство» с центром тяжести в Москве создавалось целенаправленно, в частности с помощью репрессий, запретов и других инструментов имперского админресурса. Поскольку усвоенные культурные образцы не поддаются быстрой перекодировке, обретение Украиной государственной независимости не слишком повлияло на прочность «культурных скреп».
Лишь недавно страна решилась на ряд решительных шагов, направленных на разрушение механизмов, которые обеспечивали воспроизводство «культурной общности». После ряда ограничений, вводимых с 2015 года, российского контента на телевидении, радио и полках книжных магазинов стало существенно меньше. То же касается и концертов российских исполнителей, которые массово поддержали оккупацию Крыма, незаконно посещали полуостров, а следовательно, потеряли возможность гастролировать по Украине.
Однако «русский мир» просачивается в нашу страну не только через телеэкраны и полки книжных магазинов, но и через интернет, которым, по данным Gemius, сегодня пользуется более 22 млн украинцев преимущественно молодого возраста (для сравнения: К началу 2012 года 13,6 млн украинцев пользовались интернетом). В будущем доля интернет-активного населения будет только расти, причем для многих сеть становиться основным источником информационного и художественного контента. Но при всем богатстве выбора большинство украинцев черпает его, как свидетельствует статистика, именно из российского сегмента интернета.
Освободиться из сетей рунета будет непросто. По данным компании W3Techs, из 10 млн наиболее посещаемых веб-сайтов мира 7% относятся к российскому сегменту сети. По статистике LiveInternet, на начало 2017 года украинцы составляли около 15% аудитории рунета, занимая второе место после самих россиян. В количественном отношении речь шла о более чем 20 млн пользователей, то есть всем интернет-активном населении Украины. Однако в мае 2017 года отечественная власть решилась на важный шаг, ограничив доступ пользователей своей страны к ряду российских интернет-ресурсов.
Последствия этого решения, продиктованного соображениями национальной безопасности, должны иметь без преувеличения исторический масштаб: украинское присутствие в рунете уменьшилась более чем вдвое, примерно до 10 млн посетителей в день. Несмотря на техническую возможность достаточно легкого обхода ограничений, они оказались вполне эффективными. Если в апреле 2017 года охват украинской аудитории «ВКонтакте» составил 67%, то уже в июне – 36%. Аудитория Яндекс за этот период упала с 56% до 24%, Mail.ru – с 52% до 15%, а соцсеть «Одноклассники», которой пользовались почти 30% украинцев, вылетела даже из двадцатки самых посещаемых ресурсов.
Всего на конец марта 2018 года структура аудитории российского сегмента сети была такой: россияне – почти 72%, украинцы (вместе с Крымом, где ограничения не действуют) – 6,4%, казахи – 5,2%, белорусы – 4,1% . Таким образом, уже осенью прошлого года десятка самых посещаемых украинцами сайтов стала полностью «дерусифицированной». По данным Kantar TNS CMeter, рейтинг возглавили Google, Youtube и Facebook, во второй тройке расположились торговая площадка Olx, Wikipedia и сайт Приватбанка, а за ними Rozetka, Prom.ua, Ukr.net и Sinoptik.ua.
Впрочем, часть украинцев и дальше пользуется запрещенными ресурсами: как показывает исследование KantarTNS CMeter, «ВКонтакте», Яндекс и Mail.ru все еще имеют 25-30% украинской аудитории. Но масштабы зависимости ее от российского медиа-контента гораздо шире: об этом ярко свидетельствует анализ запросов украинцев в Google, который ежегодно проводится в рамках исследования Google Zeitgeist. Так, по итогам 2017 года, в десятку самых популярных попали сразу три российских сериала, а также анонимайзер – приложение, которое позволяет обходить блокировку некоторых российских сайтов.
Сериалы и телешоу появились в списках не случайно, поскольку значительная часть зрителей смотрит их онлайн. Украинского контента и событий касались только три запроса (телешоу, сериал и НАПК). В десятку персон, которыми больше всего интересовались украинцы в 2017 году, попали четверо россиян (Диана Шурыгина, Михаил Задорнов, Дмитрий Марьянов, Вера Глаголева) и только трое украинских деятелей (Ирина Бережная, Катя Чили и Михеил Саакашвили).
В десятку самых популярных кинолент кроме фильмов западного производства протиснулась одна отечественная лента – «Слуга народа-2», а вот среди самых популярных сериалов половину позиций заняла российская продукция. Как оказалось, украинцев интересуют не только приключения российских физруков («Физрук»), молодых хоккеистов («Молодёжка») и «простых русских женщин» («Ольга»), но и подмосковных полицейских («Полицейский из Рублёвки») и обслуги московских отелей («Отель Элеон»).
Из украинских сериалов в рейтинг попали только три: «Київ вдень та вночі», «Хороший хлопець» и «Капітанша» Зато в категории ТВ-шоу кроме украинских программ в рейтинг попали только Евровидение и церемония вручения премии «Оскар». Повышенный интерес к российской медиа-продукции Google фиксировал и в предыдущие годы, поэтому речь идет о тенденции.
Причем на специфику вкусов телевизионно ориентированной публики это не спишешь, потому что российским контентом активно интересуются и украинские завсегдатаи YouTube. Пренебрегать этой аудиторией нельзя: как показывает исследование YouTube Audience Profiling Study, 26% украинцев в возрасте 25-44 года смотрят материалы этого видеохостинга чаще, чем телевидение, а в целом YouTube посещает 83% отечественной интернет-аудитории.
По данным Google Украина по итогам 2017 года, в десятке самых популярных немузыкальных видео в стране половину позиций занимал российский контент: мультсериалы «Маша и Медведь» и «Фиксики», шоу «Пускай говорят» и «Дружко шоу», а также батл российских рэперов Oxxxymironьа и Гнойного.
В топ-10 музыкальных видео семь позиций заняли отечественные исполнители, но, за исключением DZIDZIO, считать их украинскими можно чисто номинально: Светлана Лобода, «Время и стекло», Потап и Настя, Ани Лорак, MOZGI, «Грибы» создают художественный продукт, который четко ориентирован на рынок в рамках «общего культурного пространства» России и Украины. И это также тенденция. Например, в 2016 году в десятке самых популярных песен только Джамала и Океан Эльзы не представляли российский или «общекультурный» продукт.
Положение украинских YouTube-блоггеров также очень зависит от того, на какую аудиторию они работают: если украиноязычные могут рассчитывать на десятки тысяч подписчиков и, соответственно, на копеечные доходы, то выход на русскоязычную аудиторию открывает доступ к миллионам фолловеров и многотысячным долларовым доходам. Очень показателен случай блогера EeOneGuy, который сегодня считается самым популярным в русскоязычном сегменте YouTube.
17-летний Іван Рудський (Иван Рудской – российск. – А), житель села на Днепропетровщине, начал осваивать YouTube в 2013-м, очень скоро приобрел огромную популярность, после чего уехал сначала в Японию, а затем осел в Москве. Конечно, стать популярным можно и не покидая Украину, но для этого придется избавиться от привязки к ее аудитории: от языка, тематики, политических позиций и тому подобное.
Таким образом, «общее культурное пространство» держит нас крепче, чем можно подумать, а способов от него избавиться меньше, чем хотелось бы. Однако на определенных участках культурно-информационного фронта наше положение еще можно улучшить, а изменения ускорить, в частности в том, что касается интернета. Как показывает опыт ограничения доступа к российским сайтам, украинцы переориентируются с Яндекса на Google, с Mail.ru на Ukr.net, а на замену «ВКонтакте» и «Одноклассникам» приходит Facebook.
Впрочем, как показывает практика, даже западные ресурсы не всегда свободны от российского влияния. Например, в украинском сегменте Facebook уже не раз проходили волны блокировок, спровоцированные российскими ботами. Во время последней такой в марте 2018 году в «бан» попал ряд популярных отечественных блоггеров, журналистов, волонтеров, Informnapalm и т. п.
По этой проблеме к руководству Facebook еще в 2015-м обращались и президент, и Министерство информационной политики, но безрезультатно. Возможно, теперь, после скандалов вокруг российского вмешательства в американские выборы и утечки персональных данных, руководство соцсети будет открытым к инициативам по уменьшению российского влияния, а также по созданию в Украине отдельного офиса компании.
То же касается и YouTube, который не раз обвиняли в недостаточной защищенности перед российскими вмешательствами. Например, в 2015 году модераторы заблокировали YouTube-трансляции телеканала ТСН, ссылаясь на жалобу пророссийского сепаратистского ресурса, а в феврале 2018-го удалили материал СБУ об активизации российских спецслужб в Украине. Поэтому работы в этом направлении более чем достаточно.
Что же касается отказа украинский от россиского контента в интернете, простимулировать его можно двумя способами: ограничивая доступ и предоставляя альтернативы. Конечно, потенциал обоих методов несовершенен, поскольку установить полный контроль над интернет-пространством невозможно, а выиграть в конкурентной борьбе с российской медиа-машиной Украина пока не способна.
Впрочем, шансы значительно улучшить положение есть. Учитывая приведенную выше статистику, уже сейчас страна способна создавать вполне конкурентоспособные сериалы, телешоу и музыку, на подходе кинематограф. А пока плоды государственного стимулирования будут вызревать, украинцам следует предлагать иностранные альтернативы российскому медиа-контенту.
Как показывает опыт проката турецких сериалов, это вполне оправданная стратегия. Что же касается содержания, которое создается непосредственно в интернете и для интернета, здесь остается полагаться исключительно на творческий потенциал украинцев и развитие аудитории, которая будет становиться более открытой к отечественному и иностранному нерусскому контенту. Так что путь деколонизации не будет ни коротким, ни легким.
Автор: Максим Вихров, Тиждень.UA
Tweet