История обманутого вкладчика или как банки обманывают своих клиентов
Моя эпопея с «выбиванием» денег с накопительного счёта в «Надра-банке» не закончилась. Несмотря на то, что мою предыдущую статью с Инфопорна перепечатало несколько интернет-изданий, и на форумах меня обзывали «скандальной тёткой, которая обязательно добьётся своего», а статью – явной «заказухой», «уткой» и «истерией без причины», проблема не сдвинулась с места ни на йоту.
Очередной визит в Шевченковское отделение «Надр» принёс неожиданные результаты.
Я таки добилась аудиенции у руководства, начальника этого отделения, господина Кувалдина. Мягко и почти по-дружески он пояснил: мои жалобы в Прокуратуру и НБУ, о которых банку уже известно, не принесут никаких результатов. Мне порекомендовали не ходить так часто в отделение, ведь денег всё равно не дадут. Это было сказано прямо и безапелляционно. «Пишите нам жалобы, будем отвечать и вести переписку. Обращайтесь в суд. Но пока суть да дело, пройдёт полгода», – устало подытожил Кувалдин и распрощался.
Так же мягко распрощались со мной и менеджеры, узнававшие меня уже с порога. Без предъявления банковской карточки и даже паспорта (!), они проверили состояние моего счёта, назвали мне сумму-остаток и в тон своему начальнику попросили больше не беспокоить. Как можно дольше. На просьбу же о распечатке Договора об открытии накопительного счёта для предъявления в суде, они хитро хихикнули и сказали в лоб: «У нас нет такого количества бумаги. Мы же не можем опустошить все принтеры в отделении ради вас!».
Пытаясь сохранить достоинство в этом театре абсурда, я всё-таки настояла и получила Договор на руки. Больше посещать отделение смысла нет. Я обращаюсь в суд. Впрочем, именно так, вероятно, поступили уже многие вкладчики, т.к. клиентский зал абсолютно пуст: люди отчаялись, и решить проблему на месте уже не пытаются. Кстати, юридический отдел банка на мои письменные требования пояснить причину отказа выдачи средств так и не ответил. Вероятно, у юристов тоже проблема с бумагой.
По роду своей деятельности и странному стечению обстоятельств, за неделю до этих событий я участвовала в организации пресс-конференции, посвящённой новому Постановлению НБУ № 413. Мне пришлось контактировать с 20 коммерческими банками, Ассоциацией банков Украины и непосредственно – с НБУ.
И что я услышала от всех предполагаемых спикеров? Неизменное: «Проблемы нет! Тема пресс-конференции не актуальна». А в АУБ мне даже посоветовали сменить акцент в теме и обсудить то, что нынче именно банки страдают от легкомыслия вкладчиков, которые перестали возвращать кредиты. «С банковской системой Украины всё в порядке. И если «Надра» не отдаёт деньги лично вам, это не значит, что есть проблемы у других вкладчиков», – отчитали меня в Ассоциации.
Но апогеем цинизма стало общение с сотрудниками Национального банка, которые настаивали на одном: проблемы выдачи депозитов нет и не было, панику раздули бессовестные журналисты. Примечательно, что эти высказывания звучали аккурат 8 декабря, в понедельник, когда банковские аналитики и эксперты пытались хоть как-то осмыслить и трактовать новое Постановление НБУ, которое сначала сняло, а потом возобновило запрет на снятие депозитов. Того же мнения придерживался и Василий Горбаль, Член Наблюдательного совета НБУ, с которым мне удалось пообщаться лично.
Правозащитники же, присутствовавшие на конференции, были иного мнения. Все они пришли к единому выводу: Постановления Национального банка (и 319, и 413) противоречат нормам Гражданского Кодекса Украины. "Главная проблема – это то, что НБУ чувствует свою безнаказанность, – резюмировал одни из них.
– Он как маленький ребенок: напроказничав, смотрит на реакцию банков и общества». Какой же должна быть реакция общества? Что, собственно, могут сделать рядовые вкладчики? Действия Регулятора непоследовательны, политика коммерческих банков – преступна. Но как можно воздействовать мне, рядовому гражданину, на чиновников из НБУ, которые «не верят в кризис», закрывшись в своих кабинетах?
Ещё одни спикеры, аналитики рынка банковских услуг, проведя независимую экспертизу, подтвердили: проблемы с депозитами есть. Основные сложности, с которыми сталкиваются вкладчики по всей Украине: «… банки не идут навстречу вкладчикам даже при серьезных обстоятельствах: болезни, свадьбе, рождении ребенка; в некоторых банках невозможно снять средства с универсальных вкладов, даже если депозитный договор предоставляет такую возможность; некоторые банки используют практику пролонгации срока депозита на новый период без согласия вкладчика, после чего отказывают в выдаче средств; в некоторых банках существуют задержки с выдачей средств по срочным депозитам, действие которых закончилось».
На обсуждение темы собралось рекордное число журналистов, пришло даже несколько обманутых вкладчиков. Они пришли сами, с историями, похожими на мою. Вероятно, хотели услышать правду. Услышали: их обманывают не только коммерческие банки, но и самый главный – Национальный. Что дальше?
Впрочем, общение с высшими банковскими руководителями и именитыми юристами пошло и мне, и им на пользу. Мы лишилась иллюзий. И надежды на то, что государство хоть как-то нас защищает.
С тех пор я неадекватно реагирую на любую рекламу от банков, которой обвешан весь Киев в преддверии праздников. Странно и дико выглядят баннеры банковских депозитов с огромными ставками и Специальными новогодними предложениями. Неужели есть вкладчики-камикадзе, которые до сих пор несут свои деньги банкирам? Это при том, что за 2 месяца кризиса гривневые вклады обесценились на 40%, а валютные депозиты планируют насильно переводить в гривну.
Светлана Самойленко, Bankstore
Tweet