Оброк на воздух: грозят ли Интернету налоговые кандалы?
Еще с прошлого лета в Верховной Раде пылится законопроект № 4764, предусматривающий введение немыслимой «подати»: налога на Интернет. Это кажется невозможным, фантастическим? Где-то – да, но не в нашей стране…
Недавно парламент обязал провайдеров в буквальном смысле следить за своими клиентами – записывать всю информацию о сайтах, которые они посещают. Теперь госчиновники всерьез задумываются над тем, как за счет обычных пользователей сети Интернет вывести отечественное театральное искусство и кинематографию, а заодно и всю страну из кризиса.
Идея тухлая, идея гиблая
Депутатская шальная мыслишка вызвала немалый резонанс, и крайне негативную социальную реакцию. «Интернет – это святое, как телевидение и радио! Представляете, если за прослушивание радио нужно будет платить налог? Тем более, что масса пользователей смотрят телепередачи или слушают радиостанции через глобальную сеть. В Китае, например, Интернет вообще бесплатный (не говоря уже о каких либо налогах). А в головы наших депутатов в очередной раз приходят «гениальные» мысли», – возмущается активист Игорь, принимавший участие в одной из акций протеста под стенами Верховной Рады.
Инициатором документа выступил известный по «Крымскому скандалу» БЮТовец Сергей Терехин. «Законотворец» подсчитал: доходы от предоставления телекоммуникационных услуг за 2008 год составили около 3,2 млрд грн. Поэтому, если ввести налогообложение Интернет-трафика, а также сбивать «мзду» с прокатных свидетельств, билетов в театры и кинотеатры, бюджет может в 2010 году получить дополнительно 300 млн грн, из них 260 млн грн от Интернет-налога.
Цифра, на первый взгляд, внушительная. Но, давайте разберемся. Среднестатистический фильм в США, где бюджеты кинорынка просто колоссальны, обходится где-то в $20-30 млн. В переводе на гривну – это порядка 200 млн грн. То есть для того, чтобы снять в нашей стране дорогостоящий по «местным» меркам фильм – потребуется вся сумма налога, «снятого» с Интернет-пользователей. А ведь за счет налога планируется не только фильмы снимать, но и театры датировать, и билеты субсидировать.
Кроме того, механизм распределения этих средств наталкивает на мысль, что дополнительный налог – не что иное, как попытка в очередной рад «распихать» деньги налогоплательщиков по чужим карманам. Кстати, это становится еще очевиднее после изучения статьи 7 законопроекта, предусматривающей создание некой комиссии, которая на конкурсной основе будет распределять средства. Не иначе очередная Тендерная палата со всеми ее коррупционными прелестями.
Чем дальше – тем больше
«Формулировки в законе достаточно расплывчатые, и лично мне непонятно, будет ли облагаться налогом трафик, который крупные провайдеры продают более мелким. Провайдеры первого уровня покупают Интернет-трафик за границей, а там этого налога не существует. Для более мелких «плюс» 1% к себестоимости трафика – это не катастрофа», – считает Константин Колесов, директор по развитию бизнеса телекоммуникационной группы Vega.
Действительно, если задуматься – ставка налога невелика. Ну что такое 1%? Заплатил 100 грн за Интернет и 1 гривну в казну. И для кошелька необременительно, и «державе» приятно. Но, достаточно одного изменения в закон, чтобы ставка выросла до 5%, 10% и так далее. Кстати, об этом заявил и сам Терехин, отметив, что «начинаем с малого – а продолжим большим».
Кроме того, эксперты уже обеспокоились: чтобы собрать 260 млн грн с Интернет-пользователей, необходимо установить налог на уровне 7,5% от стоимости Интернет-услуг. А на сегодняшний день, к примеру, сервис мобильного Интернета уже облагаются 7,5% сбором в Пенсионный фонд. Поэтому, не исключено, что завтра их цена возрастет для конечных пользователей еще на 7,5%.
К тому же, не стоит забывать, что в нашей стране ценообразование совершенно хаотичное, подчас не зависящее от каких-либо объективных причин. Поэтому, не исключено, что при ставке налога в 1% «прыгнет» стоимость услуг провайдеров на 5-10% и даже больше. Достаточно вспомнить ценовую лихорадку на чеснок и цитрусовые в период «поросячьего» гриппа.
Причем вздувание стоимости Интернет-услуг вполне реалистично и по той причине, что законопроект предусматривает следующую норму: «Лица, которые не платят НДС и/или налог на прибыль в общем порядке, не могут предоставлять товары или услуги, облагаемые налогом». Если проще – то ЧПшники (коих среди провайдеров большинство, особенно обслуживающих отдельные районы городов) не смогут заниматься этим бизнесом, работая как «единщики» или «упрощенцы».
Для этого им придется платить НДС по полной программе. А это означает, что возрастет налоговая нагрузка на провайдеров, которые, в свою очередь, перевесят ее на плечи обывателей, и увеличат цены на свои услуги как минимум на 20-30%.
Перспективы не радуют
Если же налог все-таки введут, отвертеться от его уплаты пользователям Глобальной сети, увы, не удастся. «Говорить о том, насколько правомерно введение такого налога не приходится, ведь это делается на основании закона, а значит, в случае его принятия, все будет легитимным. Да и Конституция не запрещает введение дополнительных налогов на трафик Интернета», – разводит руками Юрий Крайняк, управляющий партнер юридической компании Jurimex.
Сэкономить смогут разве что те пользователи, которые пользуются так называемыми «безлимитными» пакетами, не предусматривающими тарификацию Интернет-трафика. В таком случае можно не беспокоиться о том, что размер налога будет зависеть от количества «выкачанных» фильмов или музыки. Тем более что сам законопроект не заставляет в обязательном порядке считать байты-килобайты.
Но платить за подобные тарифные планы сотни гривен – по карману не всем. Да и вряд ли большое количество пользователей нуждается в этом. Поэтому у людей со скромным достатком при повышении ставки сбора до ощутимых размеров будет лишь один выбор: отказываться от услуг, что, безусловно, ударит и по развитию Интернета как такового, и по доходам провайдеров в частности.
«Кроме того, не совсем адекватно начисление налогов и на спонсорскую помощь предоставляемую в виде услуг Интернет, ибо в таком случае спонсор, оплатив за свои деньги трафик для, к примеру, детского дома, должен будет ещё заплатить государству налог за свое желание помочь», – считает Юрий Крайняк. Очередной нонсенс: благотворительность поощряется всеми странами, но лишь в Украине ей делают очередной «стимул» в виде дополнительных поборов.
Что победит: ум или абсурд?
«Я не берусь давать юридическую оценку данному законопроекту, но оспаривать принятый закон нам может быть затруднительно. Все же это закон. Другое дело, мы будем стараться убедить законодателей, что этот законопроект абсурден. Это не только неразумно – за счет новых технологий финансировать театральное искусство и кино, но еще и глупо – увеличивать количество налогов и сборов в государстве вместо того, чтобы сокращать их», – сокрушается Константин Колесов.
Правда, пока в бой можно не рваться. Дело в том, что законопроект № 4764 в декабре 2009 года был раскритикован и отложен в «долгий ящик», до устранения выявленных недостатков.
«В данном законопроекте вообще отсутствует обоснование целесообразности взыскания сбора по указанным услугам, а также механизм их взыскания. Поэтому, выводы к данному законопроекту, которые подтверждают то, что он требует значительных доработок, – справедливы», – считает адвокат Денис Тельчаров.
Что интересно, критиком документа стал коллега по партии Терехина – депутат Антон Яценко, который выступил с настоятельной просьбой не рассматривать законопроект. Что приятно, парламент поддержал это предложение.
Главный аргумент со стороны Яценко – антиконституционность законопроекта, который нарушает статью 22 Конституции. Согласно ей, при принятии новых законов и внесении изменении в уже действующие, не допускается сужение существующих прав и свобод. А предложение Терехина – это, по сути, ограничение свободы доступа к информации.
Кроме того, Яценко намекает на «нечестивость помыслов» Терехина, который вместо того, чтобы принимать участие в разработке и усовершенствовании Налогового кодекса, пытается взвалить на плечи украинцев очередной «крест», и создать некую комиссию, которая будет «дерибанить» средства, полученные из карманов налогоплательщиков под видом общегосударственного сбора.
Время ликовать? Вряд ли. Во-первых, в нашем государстве можно обойти любой закон и Конституцию в том числе, поэтому угроза появления налога на Интернет все еще реальна. Во-вторых, учитывая, какие «антисоциальные» документы подчас проходили одобрение в Верховной Раде (например, то же повышение транспортного сбора), вряд ли кого-то удивит, если этот документ увидит жизнь в своей нынешней форме или близкой к ней.
Безусловно, главное слово может сказать сам «творец» нового налога, но к г-ну Терехину дозвониться, увы, не удалось. Но, мы обещаем, что при первой же возможности попытаемся пообщаться с депутатом, и обязательно спросим, что он собирается предпринимать со своим детищем.
Елена Онищук, ФинЗах
Tweet