Семь способов искоренить коррупцию в ГАИ
Коррупция в ГАИ – явление привычное. И водители и гаишники предпочитают решать финансовые вопросы непосредственно на месте нарушения. При этом все понимают, что так быть не должно.
На первый взгляд коррупционная схема взаимодействия водителей и ГАИ выгодна как одной, так и другой стороне, но есть у нее насколько недостатков.
Во-первых, она незаконна и уголовно наказуема (теоретически). Во-вторых, она порождает безнаказанность более богатых участников дорожного движения. В-третьих, использование коррупционной схемы вызывает негативное и презрительное отношение к сотрудникам ГАИ, хотя изначально эта служба создавалась для помощи и содействия участникам дорожного движения.
Одной из главных причин широкого распространения коррупции в рядах ГАИ можно назвать саму структуру МВД. Расследованием уголовных дел должны заниматься органы милиции. Но и милиция и ГАИ являются «подданными» одного министерства, а «ворон ворону глаз не выклюет».
Соответственно для эффективной борьбы с коррупцией потребуется создание отдельной структуры, которая не подчиняется МВД. В принципе, этим может заниматься Служба безопасности Украины, которая подчиняется непосредственно Президенту Украины, либо Прокуратура.
Может помочь изменение законодательной базы. Сейчас, согласно статье 368 Уголовного кодекса Украины, за получение взятки можно отделаться штрафом в размере 750-1500 налогонеоблагаемых минимумов (12750-25500 грн.) или «сесть» на срок от двух до двенадцати лет. Безусловно, это достаточно строгое наказание, но главная проблема в том, что существует ответственность и за дачу взятки. (Штраф от 3400 до 8500 грн., либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет). Именно поэтому водители не «сдают» коррумпированных гаишников. Возможно, что отмена уголовной ответственности за дачу взятки сможет изменить ситуацию.
Безусловно, в борьбе с коррупцией поможет внедрение технических средств контроля. Видео камеры на перекрестках и устройства фиксирующее превышение скорости в автоматическом режиме помогут сократить количество личных контактов инспекторов ГАИ с участниками дорожного движения.
Также свою роль в борьбе с коррупцией могут сыграть средства видео фиксации, которые устанавливаются в патрульных автомобилях ГАИ. В западных странах все машины полиции оборудованы камерами. В любой момент можно просмотреть, как стражи порядка общаются с водителями.
Важным фактором в борьбе с коррупцией должна стать мотивация персонала ГАИ. Естественно, человек с зарплатой 2500 гривен в месяц не станет отказаться от взятки. Например в США зарплата обычного рядового полицейского 4-5 тыс. долларов в месяц, при этом средняя зарплата в стране около 2 тыс. долларов.
Интересное мнение по вопросу борьбы с коррупцией в рядах ГАИ высказал народный депутат Украины Кирилл Куликов. «Коррупцию в МВД легко побороть предоставлением служебного жилья.
Стоимость этой квартиры должна снижаться пропорционально выслуге лет. Прослужил пять лет – квартира на 25% дешевле, десять – на 50% и так далее. Тогда сотрудник правоохранительных органов, прежде чем требовать взятку, подумает. Он будет прекрасно понимать, что если его поймают, он лишится своего жилья».
Возможно, что хорошо продуманные масштабные пиар-компании, призывающие водителей не давать взятки сотрудникам ГАИ, будут иметь успех. Например, напечатанная на бигборде статья 369 Уголовного кодекса Украины «Дача взятки» заставит водителя хорошенько подумать, прежде чем предложить взятку.
Tweet