Поножовщина входит в моду. Мелкие конфликты все чаще решаются при помощи холодного оружия
В последнее время Россию захлестывают преступления, связанные с применением холодного оружия. 11 мая средь бела дня на Ярославском вокзале в Москве убивают машиниста Михаила Хрисанфова. Он сделал замечание безбилетнику и погиб от множественных ножевых ранений.
Несколько дней спустя какие-то отморозки в черном с криком «зиг-зага» убивают аспиранта МГУ Дмитрия Кашицина. А на днях в Москве из-за пустяковых конфликтов зарезали трех человек за один день. Во всех случаях убийства не были спланированы заранее. Просто у одного из конфликтующих людей в кармане оказался нож. Но законно ли ношение ножа? Ведь еще несколько лет назад за это можно было угодить в тюрьму.
28 мая в самом центре Москвы, на Тверском бульваре, на глазах у многочисленных прохожих один юноша вонзил в шею другого нож. Бедняга скончался на месте, убийца скрылся. На месте осталась девушка, которая потом стала главным свидетелем. Оказалось, что с молодыми людьми она познакомилась за полчаса до происшествия. По ее словам, ребята вели обычную беседу, шутили. Но в какой-то момент один из них обиделся на какую-то шутку и, не раздумывая, достал нож.
В тот же день и тоже в центре Москвы от ножевых ран погибли еще два никак не связанных друг с другом человека. Это бывший главный редактор молодежного журнала «Play» Константин Савоськин и дворник-киргиз. Последний всего лишь сделал замечание мужчине, бросившему пустую бутылку на газон.
Убийцами становятся не уголовники или какие-нибудь бомжи. Зарезавший машиниста Михаила Хрисанфова Сосланн Жилетежев закончил школу милиции и работал помощником нотариуса. Правда, когда его задержали, кроме ножа у него обнаружили и заточку. Скоро клинок станет таким же непременным атрибутом для мужчины, как губная помада для женщины.
Широкий выбор «перьев»
Я зашел в оружейный магазин в Камергерском переулке. Для холодного оружия там отведена одна узкая полка. За стеклом лежит около полтора десятка обоюдоострых ножей. Как мне объяснили, на их покупку требуется разрешение. Рядом – еще четыре прилавка на первый взгляд таких же ножей. Некоторые даже выглядят внушительнее. Но эти ножи котируются как хозяйственно-бытовые или спортивные.
– Могу я купить этот нож? – указал я на тесак, от одного вида которого можно лишиться чувств.
– Да ради Бога! – ответил продавец.
– Без разрешения?
– Разумеется! Этот нож не относится к холодному оружию. А следовательно, наличие охотничьего билета или удостоверения казака не нужно.
– А донесу ли я его до дома? – усомнился я. – Вдруг остановит милиционер. Увидит нож, и мне – тюрьма?
– Что за чушь! – возмутился продавец. – Неприятности могут быть только в одном случае: если вы будете идти по улице и размахивать им.
Я не стал покупать нож. Потому что помнил, что «Закон об оружии» запрещает оборот и ношение не только холодного оружия, но и любого ножа, лезвие которого длиннее 9 сантиметров (статья N 6). Но, как выяснилось, беспокоился я напрасно.
– В 2004 году в Уголовный кодекс были внесены изменения, – сказал «Известиям» начальник пресс-центра МВД Олег Ельников. – В частности, изменилась ч. 4 ст. 222, которая предусматривала ответственность за незаконное приобретение, сбыт или ношение холодного оружия. В новой редакции остался лишь сбыт. Так что если сейчас милиционер обыщет подозрительного и обнаружит у него нож, не являющийся холодным оружием, то изъять его он не может. По крайней мере, без веских оснований.
Как выяснилось, претерпел изменения и «Закон об оружии». Из него также исчез запрет на ношение холодного оружия, остался только оборот. То есть если человека останавливают с ножом, даже подпадающим под определение холодного оружия, то его обвинить не в чем.
Чтобы изъять нож, необходимы веские основания. Например, подозрения, что нож использовался при совершении преступления. В этом случае милиционер должен сразу направить его на экспертизу. Если этого сделано не будет, то милиционер будет наказан.
– Но если владельцу ножа не понравится, что милиционер изымает у него нож, то он в полном праве заявить, что нож – его собственность и приобрел он его в свободной продаже, – говорит Олег Ельников.
Редкий милиционер дойдет до середины процедуры
Наказание за ношение холодного оружия из Уголовного кодекса перекочевало в Гражданский. Согласно ст. 20.8 КоАП, за ношение холодного оружия или ножей, длина лезвия которых больше 9 сантиметров, полагается штраф от 2 до 5 тысяч рублей.
– Но прежде чем наложить штраф, милиционер должен изъять нож и отправить его на экспертизу, – говорит Ельников. – Редкий милиционер будет заниматься этим ради административного наказания. Во-первых, это волокита, а во-вторых, эксперты и без того загружены. Но самое трудное – доказать, что нож задержанный носил для самообороны, а не переносил с места на место. Для самообороны носить нож запрещено. Транспортировать – пожалуйста.
Впрочем, убийства зачастую совершаются и ножами с лезвием меньше 9 сантиметров. Уже после 2005 года МВД выступило с инициативой ужесточить наказание за ношение любых ножей. Но ее не поддержали. Тогда территориальные подразделения попытались решить проблему самостоятельно. К примеру, в 2006 году ГУВД Красноярского края самостоятельно издало запрет на ношение в крае любых ножей, в том числе и складных. «Любые ножи, обнаруженные у прохожих, даже самые дорогие, будут изыматься», – предупредила милиция население. Мера была революционной, суровой, но необходимой. Только она могла остановить распоясавшуюся поножовщину в Красноярске. И действительно остановила. Кривая убийств поползла вниз.
– Этот запрет на ношение ножей существует у нас и по сей день, – сказала «Известиям» сотрудница пресс-службы ГУВД Красноярского края Ольга Лосева.
Запрет на продажу тоже упразднен?
Осталось прояснить: законна ли продажа туристических ножей с длиной лезвия свыше 9 сантиметров? Ведь запрет на оборот упразднен не был. Во всяком случае, в последней редакции (с внесенными поправками) «Закона об оружии» черным по белому написано, что запрещен оборот не только холодного оружия, но и любых ножей, лезвия которых превышают 9 сантиметров. Однако, как видим, таких ножей в свободной продаже – пруд пруди, и не только в оружейных магазинах, а и в сувенирных киосках. Когда я с таким вопросом обратился к нескольким директорам оружейных магазинов, все ответили практически одинаково.
– Все законно! Такого запрета в законе нет. Во всяком случае, я этого не видел.
Я обратился за разъяснениями в Управление организации лицензионно-разрешительной работы (УОЛРР) по Московской области.
– Запрет на оборот ножей в «Законе об оружии», может быть, и есть, – говорит «Известиям» начальник отдела лицензирования и контроля за оборотом гражданского оружия УОЛРР ГУВД по Московской области Сергей Иванов. – Однако нет уголовной статьи, по которой можно привлечь продавца. Поэтому запрет остается не более чем рекомендацией. В «Законе об оружии» есть погрешности. Правовые казусы появились после отмены уголовной ответственности за ношение ножей. Закон сейчас дорабатывается. Надеемся, что новый «Закон об оружии», который должен быть подписан в этом году, снимет все противоречия с Уголовным кодексом.
Так что остается ждать новый закон.
Ношение ножей запрещено во всем мире
В США и практически в каждой европейской стране, кроме Финляндии, существует запрет на ношение ножей. Если полицейский остановит прохожего и найдет у него нож, то прохожий обязан указать причину на необходимость ношения такового – например, он идет в поход, на рыбалку или на охоту. Самозащита не основание. В Люксембурге запрещено носить с собой даже перочинные ножички, а в Бельгии – сувенирные, замаскированные под другие предметы. В Дании запрещено ношение всех ножей, в том числе и раскладных. Во Франции можно вынести из дома только кухонный нож, и то если направляешься на пикник. За автоматический нож можно угодить в каталажку. В Англии и Ирландии запрещено ношение не только ножей, но и любых предметов, которые можно применять как оружие, например, заостренные инструменты.
Психолог Михаил Виноградов:
– Ножи носят несколько категорий людей, – говорит «Известиям» психолог Михаил Виноградов. – В первую очередь – люди агрессивные, злобные и конфликтные. Для них нож – демонстрация преимущества, средство угрозы и нападения. Вторая категория – боязливые и тревожно-мнительные люди. Они отовсюду ждут опасности и считают, что с ножом смогут ей противостоять. Третья категория – это люди с диагнозом агрессивная психопатия возбудимого круга. Носят ножи и некоторые подростки. Для них это романтика. Ну и кавказцы часто носят, это их национальная особенность.
Александр Андрюхин, ИЗВЕСТИЯ
Tweet