К сожалению, автомобильный «зоопарк» в ВСУ — это видимо надолго

К сожалению, автомобильный «зоопарк» в ВСУ — это видимо надолго

Проблема единого автомобильного шасси для ВСУ, которая, казалось бы, получила решение, тем не менее по-прежнему весьма актуальна. Стоит напомнить, что на момент начала войны на Донбассе весной 2014 г. считалось, что основным грузовым шасси для ВСУ является КрАЗ — именно на этой базе проектировали специальные машины.

Хотя поставки собственно грузовиков были минимальные, в основном в строевых подразделениях были машины советских образцов — ЗиЛ, КАМАЗ, «Урал», отмечает издание DSnews.ua.

Еще более ухудшилась ситуация в ходе активной фазы войны, когда в строй массово стали вводить машины с хранения. С потерей большого количества техники в боях 2014-2015 гг. и из-за формирования новых частей встал вопрос о закупке новых машин. В первую очередь Минобороны обратилось к Кременчугскому автомобильному заводу. Были даже проплачены несколько партий грузовиков разных модификаций. Однако практически сразу с фронта стали поступать крайне негативные отзывы о качестве техники с этого завода.

Кроме того, КрАЗ не смог обеспечить армию всей линейкой машин. В итоге от продукции кременчугского завода армия стала отказываться. И очень скоро появилась альтернатива в виде белорусских грузовиков МАЗ-6317, которые под наименованием «Богдан-6317» с марта 2016 г. начали собираться в Черкассах, на дочернем предприятии корпорации «Богдан» «Автосборочный завод № 2».

Уже в 2017 г. армия приняла на вооружение «Богдан-63172», который представляет собой локализованную версию (без российских комплектующих) белорусской машины с китайским рядным шестицилиндровым дизельным двигателем Weichai Power WP10.380E32 мощностью 380 л.с.

Массовые закупки этих машин как для ВСУ, так и для Нацгвардии и Госпогранслужбы, продолжались до 2019 г., когда после прихода нового военно-политического руководства от них стали отказываться. Окончательно МАЗ/«Богдан» утратил свои позиции в 2021 г., когда Украина ввела запрет на покупку товаров из Беларуси (в Черкассах производили крупноузловую сборку из белорусских машинокомплектов).

Ну а на освободившееся место пришел новый производитель — в этот раз это чешская Tatra. Правда, на сегодня речь о закупках грузовых автомобилей этой марки не идет, пока все ограничивается базой для специальных машин. За очень короткое время военные предприятия представили сразу несколько образцов на чешской базе. Например, пусковая установка УСПУ-360 «Нептун», которая в опытном варианте базировалась на шасси КрАЗ-7634НЕ, в серийном варианте будет смонтирована на Tatra.

Кроме того, на чешскую базу планируют пересадить пусковые установки для БМ-30 «Смерч» (вариант «Вільха»), нового ОТРК «Гром-2» и 155-мм колесную САУ «Богдана». На этой же базе на выставке «Оружие и безопасность — 2021» показан концептуальный проект пусковой установки перспективного зенитно-ракетного комплекса средней дальности, концепт многофункциональной РЛС «Мангуст» (1Л300), а также контрабатарейная РЛС 1Л220Е.

Кроме того, «в металле» на сегодня существует пусковая установка для 220-мм РСЗО «Ураган» в варианте «Буревій», также на шасси Tatra 8х8 смонтирован мобильный многофункциональный радиолокационный комплекс «Минерал-У» для берегового противокорабельного комплекса РК-360МЦ «Нептун».

Итак, казалось бы, выбор военных сделан и смысла продолжать использовать шасси КрАЗ или МАЗ в новых разработках просто нет. Однако за последние недели предприятия военной промышленности представили несколько образцов, которые позволяют предположить, что автомобильный «зоопарк» в ВСУ — это надолго.

Так, на упомянутой выставке «Оружие и безопасность — 2021» была представлена усовершенствованная версия заряжающей машины из состава зенитной ракетной системы С-300ПС от компании «171 Черниговский ремонтный завод». И смонтирован он на базе КрАЗа. По словам технического директора предприятия Дмитрия Колесника, некоторое количество таких машин уже поставлено в войска.

А компания «Телекарт-прибор» представила свой прототип мобильного медицинского кабинета — и поставлена разработка на шасси МАЗа.

А компания Proximus LLC свою новую универсальную станцию постановки помех «Прометей-МФ5» вообще установила на базу КАМАЗа — хотя тут, наверное, упор был сделан на иностранных заказчиков, о чем свидетельствовал акцент на том, что станция может эффективно бороться с БПЛА турецкого производства «Байрактар».

Таким образом, хотя основной базой для боевых и специальных машин выбрано чешское шасси от Tatra, однако для грузовых автомобилей ситуация остается непонятной. МАЗы и КрАЗы, которые массово закупались в 2015-2019 гг., остаются в строю, мало того — количество техники советского производства хоть и уменьшилось, но все равно еще составляет достаточно внушительное количество.

Такая разнотипность серьезно увеличивает расходы на эксплуатацию всего парка, значительно усложняет обслуживание и ремонт, ну и самое главное — сказывается на эффективности использования техники как на учениях, так и на фронте.

Автор: Михаил Жирохов

You may also like...