Специально делают дрянной Mercedes, понимаешь… О предумышленном физическом изнашивании товаров

Мир ищет рецепты дальнейшего развития, в частности, – рыночных отношений. Предлагается ограничить использование деривативов (что привело к глобальной рецессии), запретить жить не по средствам (суверенные долги привели к новой рецессии), ликвидировать банки с большой долей токсичных кредитов (для предотвращения угрозы нового банковского кризиса), покончить с «налоговым раем» (из-за ухода «ловких» в оффшоры растут налоги на «честных»). Но в густой тени остается еще одна причина экономической лихорадки: предумышленное физическое и моральное изнашивание товаров.

 Ключевое слово – «предумышленное». То есть – хладнокровно спланированное производителем с тем, чтобы потребители чаще делали покупки. Соответственно, увеличивается производство товаров – разгоняется промышленный рост. Правда, одновременно ползет вверх и спрос на невозобновляемые ископаемые, стремительно накапливаются отходы.

С учетом возрастающего числа покупателей – народу-то прибавляется – дорожает сырье. Следовательно, сами товары тоже дорожают и многим становятся не по карману: приходится либо отказываться от покупки, либо брать потребительский кредит. В итоге производители с банками богатеют, неравенство нарастает, даже аполитичные персоны перебираются в палатки на Уолл-стрит в Нью-Йорке, к собору Св. Павла в Лондоне и т.д.

Опыт использования товаров с намеренно сокращенным сроком службы есть у каждого. Так, некогда производители сменных кассет и одноразовых станков для бритья соревновались в их способности сохранять остроту. Потолка достигли где-то к началу XXI века: лезвия могли служить до года. Ясно, что продажи их мигом упали.

В ответ фирмы ухудшили качество стали – состарили изделия физически, и теперь лезвия тупятся за пару недель. Заодно их состарили морально, выпустив свежие модельные линейки. По всему миру мужчины и женщины без конца покупают и новые кассеты, и новые модели станков, щедро рекламируемые за счет, естественно, самих мужчин и женщин. Пластмасс и металлов требуется все больше, они дорожают, кассеты тоже, производители довольно потирают руки.

Ну ладно, лезвия все-таки мелочь. А аккумуляторы – автомобильные, компьютерные, телефонные, для зубных щеток, игрушек, несть им числа? Порой производителю нелегко удержаться от того, чтобы не предусмотреть «своевременного» выхода этой незаменимой штуки из строя. Рынок аккумуляторов цветет и пахнет, а литий, никель, свинец, серная кислота растут в цене, углубляя пропасть между бедными и богатыми. Это – экономический рост? Нет, профанация. А если и рост, то злокачественный.

Или представьте фабрику, которая делает колготки из нервущихся и неистирающихся ниток. Что будет, когда у каждой дамы появятся несколько пар «вечных» колготок? Реализация продукции устремится к нулю, поэтому вывод один: колготки должны быстро рваться! А что принесет массовое производство неизнашиваемых автопокрышек? Грохнется их потребление, остановятся огромные комбинаты по синтезу резины, изготовлению и утилизации шин. Значит, изобретение «вечной» покрышки надо отмониторить, выкупить и засекретить.

«В недрах РЖД есть сопротивление процессу внедрения нанопокрытий и сопряженных технологий обработки колесных пар, – приводит академик Сергей Глазьев пример из отечественной практики. – Мотив здесь очень простой, если колесные пары будут служить в десять раз дольше, чем сейчас, значит, будет меньше спрос на вагоны, что затронет чей-то бизнес».

Впрочем, на Западе тема изучена гораздо лучше, чем в республиках, которые едва вскарабкались на рыночные рельсы: впервые о предумышленном изнашивании как о стимуляторе экономического роста заговорили в США аж в 1920-х годах. Год назад вышел франко-испанский документальный фильм «Заговор против лампы», посвященный априорной порче изготовителями утюгов, телевизоров, тостеров, холодильников, стиральных машин, принтеров и прочего ширпотреба. Еще в середине XX века производители лампочек, заключив картельный сговор, снизили срок их работы с более чем 2500 часов до 1000 часов. Примерно в ту же пору (лет этак 60 назад) колготки годились для буксировки автомобиля, однако патент на «вечный капрон» был выкуплен и упрятан: «Вещь, которой нет износа, – катастрофа для предпринимательства».

Разумеется, сказанное актуально не для всех отраслей. Нельзя вообразить предумышленное изнашивание в агропроме – сокращение урожайности, привесов скота, сроков годности еды или ухудшение ее вкуса. То же касается производства вооружений, авто, кораблей и прочего, связанного с безопасностью. Но имеется также область, где придерживание научных открытий – больше чем вредительство.

Интернет забит предложениями «уникальных» лекарств от рака, болезнь продолжает свою жатву, и вряд ли найдется не затронутая ею семья. Число «чудо-препаратов» множится, но рак – за редчайшими исключениями – не исцелим. А как вы хотели? Допустим, нашли вакцину или иную панацею вроде витамина В17, и рак исчез, как целый ряд других некогда смертельных болезней. Испарятся ведь и сверхприбыли, которые приносят «чудо-препараты» жуликоватым производителям. А СПИД? За 30 лет после его появления отстроена могучая индустрия по извлечению маржи.

По Земле периодически прокатываются слухи, будто уже найдены действенные средства и от канцера, и от вируса иммунодефицита. Изредка об этом громко заявляют и проводят пресс-конференции, но всякий раз «инфоповод» подозрительно затухает. Остается предположить, что если такие средства и впрямь разработаны, их тут же укрыла тайна и оборвались миллионы жизней. Вопрос вопросов: есть ли способ побороться за эти миллионы?

Психологическим источником предумышленного изнашивания служит эгоцентризм с его лозунгом «прибыль любой ценой». Родиной предумышленного изнашивания неслучайно стали Штаты, созданные людьми, которым не хватало в Старом свете возможностей для удовлетворения своего радикального эгоизма.

Секретной пружиной бизнеса недобросовестных дельцов Запада стала товарная инволюция – производство и «впаривание» заведомого барахла, сильно ухудшенных, черновых версий сокрытых от человечества «истинных» изделий. Результаты: колоссальный перерасход ресурсов, замусоривание среды обитания, падение уровня жизни вследствие излишних покупок, общее замедление прогресса из-за игнорирования прорывных открытий. Парадокс: ради собственного роста экономика сознательно… притормаживает свой рост. И никому нет дела до этого тотального надувательства.

Как же ограничивать эгоцентризм? Хотя у нас нет однозначного ответа, предлагаем обсудить несколько идей. Оговоримся сразу: их реализация в условиях глобализации не принесет должного эффекта без установления единых правил игры для бизнесменов из разных стран. Дело в том, что в любой битве без правил побеждает самый эгоцентричный: высококонкурентный бизнес – это война, и предприниматели – ее доблестные воины. Вот почему все они «должны стоять в одном строю». Пока же государства действуют как раз-таки в интересах своих «родных» предпринимателей (в каждой стране правила разные), т.е. стимулируют национальный эгоцентризм, а вместе с ним и предумышленное изнашивание, чему даже ограничения ВТО до сих пор не стали помехой.

Итак, во-первых, решение может лежать в области патентного законодательства. Подобно тому, как ученые ищут защиту от финансовых пузырей, пора задуматься о защите изобретения от его выкупа хитрецами с целью последующего сокрытия. По истечении небольшого, точно отведенного срока сотрудники фирм должны получать право обнародовать свои открытия, сделанные в рабочее время. В обществе победившего разума знания не должны всецело принадлежать отдельному субъекту, они суть общечеловеческий капитал.

Во-вторых, действенным инструментом ограничения эгоцентризма послужат судебные иски обманутых потребителей. Если принтер выходит из строя после печати определенного количества страниц, а потенциально мог служить еще долгие годы, производитель должен платить штраф за «запланированное устаревание» – причинение осознанного вреда потребителю.

В-третьих, к теме обязаны подключиться бизнес-сообщества, например, в нашей стране – РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРА России». Суровым моральным наказанием станет сам факт открытого обсуждения махинаторства со сроком службы продукции в соответствующих комитетах и комиссиях названных организаций.

Конечно, на практике реализовать предлагаемый механизм непросто: исторически люди всегда подолгу изживали архаизмы, например, закон кровной мести. Но в информационную эпоху все происходит с ускорением: то, на что в древности уходили тысячелетия, нынче может случиться за считанные годы. Наконец, помочь борьбе с предумышленным изнашиванием способны государственные, независимые от рекламодателей масс-медиа.

«Пятьдесят лет назад человек формировался в семье, школе, иногда в церкви, – напоминает итальянский публицист Джульетто Кьеза. – Сегодня на 90% мышление молодых формируется телевидением… Система СМИ – это фундаментальные права людей, и они не могут быть приватизированы. Их надо возвращать государству и народу. Рассказать о ситуации на планете людям без участия телеканалов невозможно. А вместо этого телевизор уговаривает нас купить еще одну машину…»

Раскрепостив зажатый эгоцентризмом потенциал, человечество вступит в новую научно-техническую революцию, рядом с достижениями которой поблекнут выдумки самых раскрепощенных фантастов. Тогда-то и люди будут жить, не болея, лет по сто пятьдесят или двести, а может, и… вечно. Во всяком случае, футурологи уверяют, будто имеются технологические возможности для достижения бессмертия уже к середине XXI века: сознание сможет существовать в искусственном теле – до тех пор, пока самому сознанию это не надоест. «Мы отбрасываем теорию Дарвина и берем эволюцию в свои руки», – прозвучало на саммите Сингулярность-2011 в Нью-Йорке.

Чтобы оставить детям пригодную для счастья землю, промышленники обязаны изменить отношение к ее ресурсам. Если же ничего не предпринимать, человечество задохнется в экскрементах собственного эгоцентризма. Так стоит ли нам и далее существовать как бы начерно?

Словно в запасе еще одна жизнь – для беловика.

Автор: Виктор Бирюков, Александр Черницкий, Инфопорн

You may also like...