Новое лицо наемника

Годы, прошедшие после окончания Холодной войны, заставили ввести в обиход новое понятие – “приватизированная военная фирма”\privatized military firm или “частная военная компания” (private military company). Это коммерческая структура, которая зарабатывает деньги на заказах, непосредственно связанных с ведением военных действий. Подобные структуры нельзя смешивать с предприятиями “классического” военно-промышленного комплекса, поскольку приватизированные военные фирмы торгуют не оружием и снаряжением, а специфическими услугами, которые могут быть востребованы только на войне или в условиях, близких к войне. Далее, для того, чтобы упростить изложение, мы будем называть их “контракторами”.

В экономическом смысле в этом нет ничего принципиально нового: огромное количество частных компаний использует систему аутсорсинга: к примеру, ликвидируя собственную бухгалтерию и перепоручая ведение бухгалтерских отчетов сторонней фирме. В масштабах мировой экономики расходы на аутсорсинг превышают $1 трлн. Однако перекладывание части военных функций на частные фирмы – это некий новый феномен.

Контракторы “продают” правительствам свои услуги в областях, напрямую связанных с военными действиями. Де-факто они представляют результат корпоративной эволюции древней профессии наемника. В отличие от прошлого, когда “солдаты удачи” вступали на службу лично или в составе какой-то воинской структуры, набранной и управляемой кондотьерами, современные контракторы – обычные бизнес-структуры, которые специализируются на предоставлении широкого спектра услуг: от проведения тактических военных операций и разминирования территорий, до обеспечения логистической поддержки и стратегического планирования. Их акции котируются на мировых биржах, они часто занимаются самыми разнообразными, в том числе, совершенно “мирными” видами бизнеса.

Питер Сингер\Peter Singer, автор книги “Корпоративные Воители”\Corporate Warriors: The Rise and Ramifications of the Privatized Military Industry, отмечает, что одним из последствий окончания Холодной войны стало заметное уменьшение числа “идеологизированных” конфликтов в странах Третьего Мира, которые подпитывали Запад и коммунистический блок. С другой стороны, очагов нестабильности стало больше. Некоторые “бедные” государства, которые ранее получали помощь от США или СССР, оказались не в состоянии самостоятельно справляться с новыми угрозами национальной безопасности. В свою очередь, великие державы и иные мощные государства в 1990-е годы не проявляли особой охоты вмешиваться в дела развивающихся стран, где бушевали конфликты и власть принадлежала полевым командирам, криминалитету или разнообразным диктаторам. По ряду причин – прежде всего, из-за укрепления международного сотрудничества, “классические” наемники стали пользоваться меньшим спросом, а их жизнь стала намного более рискованной. Принятая в 1949 году Женевская Конвенция поставила наемников вне закона (во всяком случае в ситуации, когда война идет между отдельными государствами). Во многих странах мира были приняты законы, запрещающие их гражданам принимать участие в боевых действиях на стороне иного государства. Поэтому “солдатам удачи” угрожали не только вооруженные противники в “горячих точках”, но и правоохранительные органы.

В индустриально развитых государствах также происходила эволюция представлений о статусе вооруженных сил. В 20 веке единственно верной считалась теория, согласно которой мощь государства зависит от мощи государственной армии, что делало невозможным ее “частичную” передачу в управление частным лицам или компаниям. Однако ситуация постепенно изменилась. Причиной стало изменение сути современной войны и ряд независимо развивавшихся процессов. После окончания Холодной войны и уменьшения вероятности глобального военного конфликта гигантские армии, противостоящие другим гигантским армиям, ушли в прошлое. В свою очередь, государства перестали обладать монополией на наиболее современные, а, значит, наиболее дорогостоящие виды вооружений. Солдаты регулярных армий перестали быть “пушечным мясом” – их обучение и содержание стоит очень дорого, поэтому государства стремятся сэкономить и часто считают невозможным использовать профессиональных военнослужащих на работах, не требующих высокой квалификации. В итоге, государства в целом и вооруженные силы, в частности, стали активно перепоручать часть своих функций гражданским подрядчикам. К примеру, в некоторых странах частные фирмы охраняют и обслуживают тюрьмы, а в Австралии рекрутинговая компания Manpower занимается вопросами призыва на военную службу – именно через нее проходят все желающие служить в австралийской армии. Таким образом, в мире сформировался спрос на такого рода услуги.

В предложениях также не было недостатка. Многие сотрудники спецподразделений вооруженных сил и спецслужб остались без работы. Однако обслуживание сложной техники требует многолетних навыков. Из-за этого профессионалы, некогда состоявшие в рядах вооруженных сил и спецслужб, получают возможность “продавать” имеющиеся у них специальные навыки. Многие ветераны по разным причинам – психологическим или профессиональным – оказывались неспособными вести иной образ жизни. В ряде случаев они просто сформировали свои компании – так, например, произошло с бойцами прославленного 32-го разведывательного батальона армии ЮАР. Кроме того, быстро выяснилось, что работа по подряду оплачивается намного лучше, чем служба в вооруженных силах, она также позволяет вести более свободный и комфортный образ жизни. В результате, на авансцену и вышли контракторы, которые заполнили образовавшийся вакуум.

Ныне фирмы, занимающиеся подобным бизнесом, предлагают сервисы в трех основных секторах. Во-первых, они занимаются выполнением боевых задач – от организации охраны до обеспечения тактической вооруженной поддержки и обслуживания сложной техники. Во-вторых, они действуют в сфере консалтинга и обучения – в этих компаниях часто задействованы бывшие разведчики и военные аналитики. В-третьих, они действуют в сфере материального обеспечения и логистики (предоставление транспортных услуг, обслуживание военной техники, организация работы солдатских столовых, прачечных и пр.).

WashProfile

You may also like...