Судьбы «сукиных сынов»
Наблюдая за событиями в Египте, многие открыли для себя, что президенту Мубараку, оказывается, уже 82 года. Из этого факта можно было бы заключить, что свержение многолетнего египетского лидера так или иначе связано с его преклонным возрастом, хоть он и совсем неплохо выглядит. Однако…
Да, с возрастом способности человека естественным образом убывают, и его профессиональные качества, как правило, ухудшаются, чем бы он ни занимался. Поэтому логично допустить, что Мубарак попросту утратил хватку, и первый же достаточно сильный порыв революционной бури повалил его. Другая гипотеза, которая приходит в голову, похожа на первую, но немного о другом: слишком долго находился у власти, расслабился, и самоуспокоенность сыграла с ним дурную шутку.
В эволюции и падении диктатур (будем называть вещи своими именами) можно искать и находить объективные закономерности — этим занимается политология. Действительно, легко нарисовать себе следующую типовую схему: чем дольше правит диктатор, тем больше разлагается под его корыстной и некомпетентной властью госаппарат и силовые органы, пока совсем не утратят дееспособность.
Одновременно падает пиетет и лояльность населения (если таковые были), растет раздражение. Лет за 15-20 успевает появиться новое поколение, которому совершенно непонятно, почему этот старый и неприятный человек уже вечность возглавляет страну, хотя ничего хорошего от него никому нет. Настроения радикализуются, народ выходит на улицы, и прогнивший режим свергают.
Однако далеко не все диктаторские режимы живут и умирают по этой схеме. К моменту смерти Сталина его личная власть была не менее, а намного более крепка, чем в начале правления. Не было заметных признаков нелояльности среди простых граждан (ряд восстаний в ГУЛАГе опустим — там, все-таки, уже были не «простые граждане»), а «элита» о своем недовольстве Хозяином старательно помалкивала. Конец Советского Союза наступил еще через 38 лет после смерти самого жестокого из его правителей и был вызван не столько возмущением населения, сколько реформами, инициированными сверху и не слишком удачно реализованными.
Истории диктатур достаточно индивидуальны и сильно обусловлены деловыми и человеческими качествами диктаторов. В конце концов, диктатура — это режим личной власти, когда в руках правителя вся государственная машина и более или менее значительная часть ресурсов страны. Умеючи, можно десятки лет лавировать между сверхдержавами и не раздражать непосредственных соседей, избегая неприятностей извне. Внутри же страны нужно подавить активность оппозиции и не доводить население до восстания, что тоже решаемо. Иными словами, все козыри на руках — нужно лишь правильно сыграть.
Если диктатор не теряет чувство реальности и не «зарывается», то имеет хорошие шансы досидеть на посту до смерти в собственной постели. Или, как вариант, уйти на покой добровольно и на достойных условиях: именно так сложились «карьеры» Франко и Салазара в Португалии, а также, пожалуй, Пиночета (несмотря на последующее судебное преследование).
Салазар
Возраст или длительность пребывания у власти в этих случаях никакой роли не играли. 81-летний Франко и 79-летний Салазар находились у власти к моменту отставки 37 и 36 лет соответственно, но преклонные года не помешали им завершить свои партии успешно. Франко, Салазар и Пиночет дружили с Вашингтоном, что в немалой степени способствовало их политическому выживанию.
Пиночет
Из левых диктаторов завидную долговечность продемонстрировал Фидель Кастро, несмотря на то, что не дружил с Вашингтоном. Он оставался у власти более 40 лет, уступив ее брату Раулю только по состоянию здоровья. Конец его деятельности могли положить многочисленные покушения, но Фидель чудесным образом их все пережил.
Обратный пример — Саддам Хусейн, чье падение, как все помнят, началось в 1990 году с аннексии Кувейта и последующего разгрома в ходе «Бури в пустыне». Эта история его ничему не научила, и Саддам продолжал провоцировать Вашингтон, блефуя по поводу разработки и производства оружия массового поражения.
В конце концов, американцы использовали этот блеф как предлог для вторжения в Ирак, и Саддам кончил жизнь в петле. А если бы не Кувейт и все последующее, он вполне мог бы еще много лет царствовать в Багдаде и может даже быть американским союзником, несмотря на зверские расправы над курдами и другими жителями Ирака.
Прозаседавшиеся
Анастасио Сомоса Гарсия (Сомоса). Диктатор Никарагуа в 1936-1956 гг. Считается, что именно о нем Франклин Рузвельт сказал знаменитую фразу: «Сомоса может быть и сукин сын, но это наш сукин сын», хотя сам факт ее произнесения документально не подтверждается. Смертельно ранен в результате заговора группы молодых поэтов и скончался, хотя лучшие хирурги США боролись за его жизнь 8 дней.
Рафаэль Леонидас Трухильо Молина (Трухильо). Диктатор Доминиканской Республики в 1930-1961 гг. До диктаторства конокрад, контрабандист, офицер Национальной гвардии. Затем генералиссимус, обладатель титулов «Благодетель отечества», «Восстановитель независимости», «Освободитель нации», «Покровитель изящных искусств и литературы», «Первый студент» etc. На почве борьбы с коммунизмом долгое время был союзником США. Затем у Трухильо возникли разногласия с американскими партнерами по вопросу состава доминиканского правительства. Преодолеть разногласия путем переговоров не удалось, и ЦРУ пришлось его убить.
Фульхенсио Батиста-и-Сальдивар (Батиста). Служил в кубинской армии, был профсоюзным лидером кубинских военных. Первый раз пришел к власти в 1933 году после «Сержантского мятежа» и правил страной как диктатор до 1940 года. В эти годы устанавливает тесные отношения с правительством США и американской мафией. В 1940 году победил на президентских выборах, однако в 1944 году проиграл и потерял власть на 8 лет. Решил участвовать в выборах 1952 года, но понял, что шансов у него нет, и организовал военный переворот. В следующие 7 лет Гавана представляла собой один сплошной бордель под контролем американской мафии, 70% кубинской экономики в этот период принадлежали корпорациям США. 1 января 1959 года бежал с Кубы от повстанцев во главе с Фиделем Кастро.
Дада Уме Иди Амин (Иди Амин). Диктатор Уганды в 1971-1979 гг. До диктаторства продавец печенья и королевский африканский стрелок, дослужился до лейтенанта британской армии. После того, как Уганда обрела независимость, оказался во главе вооруженных сил. Пришел к власти в результате государственного переворота. Поначалу пытался подружиться с Западом, но получилось с СССР. Получал от Москвы оружие. В октябре 1978 года напал на Танзанию, но потерпел поражение и бежал в Ливию, потом переселился в Саудовскую Аравию. Умер в Саудовской Аравии в 2003 году в возрасте 75 лет.
Менгисту Хайле Мариам. Диктатор Эфиопии в 1974-1991 гг. До диктаторства офицер эфиопской армии, изучал в США артиллерийское дело и экономику. Принял участие в заговоре группы офицеров против императора Хайле Селассие I и сумел выдвинуться среди заговорщиков на первые роли. Заявил, что Эфиопия выбирает социалистический путь развития и сотрудничество с СССР. Эксперименты с сельским хозяйством привели к голоду в 1984-85 гг. На этом фоне активизировались противники режима, и к концу 80-х Менгисту уже не контролировал большую часть страны. В 1990 году Москве стало не до Эфиопии. Без советской помощи Менгисту не мог удержать даже столицу и бежал из страны.
Автор: Евгений Берлин, ЭКСПЕРТ
Tweet