Кому жить хорошо. Как живут чиновники и бандиты на российском Кавказе
Коррупция на Северном Кавказе не требует специального расследования – она на поверхности. Костюмы, часы, машины, дома чиновников и их родственников кричат о значительной разнице в официальных и неофициальных доходах. Согласно российским источникам, при зарплате в 2 тыс долларов министр на Кавказе ездит на машине средней стоимостью 1 млн долларов, носит костюмы за 120 тыс долларов и часы, находящиеся в ценовой «вилке» от 10 до 300 тыс долларов.
Чиновники районного звена ездят на машинах поскромнее: от 200 до 500 тыс. Дома чиновников эксперты «Голоса Америки» не берутся оценивать из-за «гипертрофированных цен на недвижимость».
Дагестан
Еженедельная гезета «Черновик» в Дагестане в начале марта начала проект под названием «Шеголяли. Щеголяют. И будут щеголять?» Название проекта, как объясняется в предисловии проекта, редакция заимствовала у президента Дагестана. В одном из первых интервью в должности президента Магомедсалам Магомедов сказал о коррупции: «Ни одного чиновника, который замешан в коррупционных схемах, я не намерен терпеть.
Они будут уволены, не исключаю громкие уголовные дела и посадки. Неважно, чиновник этот местного, республиканского или федерального уровня, – у нас нет неприкасаемых. Это те, от кого мы будем избавляться в первую очередь. Они больше не будут щеголять кортежами и роскошными домами». Задачу проекта редакция «Черновика» объяснила, как «помощь президенту в изобличении» коррупционеров.
В первом выпуске проекта «Черновик» опубликовал редакционную подборку фотографий домов дагестанских госслужащих с указанием их принадлежности и размеров официальных окладов жалованья хозяев особняков.
В преамбуле к проекту упоминается история с заказом автомобиля представительского класса Audi-8 за 8,5 млн рублей для министра финансов Дагестана Абусамада Магомедова. В российских СМИ эта история получила огласку не из-за публикации дагестанского «Черновика», а благодаря известному блогеру Алексею Навальному, который опубликовал информацию о госзаказе минфина Дагестана в своем блоге. Российские СМИ также сочли, что власти Дагестана отказались от этой покупки в связи с публикацией Навального.
Главный редактор «Черновика» Надира Исаева рассказала «Голосу Америки», что история с министром финансов очень типична для Дагестана: «Это ключевой пост, потому что 40 процентов всех бюджетных потоков в республике проходят через Минфин, и это одно из самых непрозрачных ведомств».
Исаева напомнила, что министерское кресло Гамидов унаследовал после смерти родного брата – Гамида Гамидова, которого «взорвали в собственной машине прямо у входа в здание минфина. Это был один из самых богатых людей в Дагестане, он сделал свое состояние на печально знаменитых «чеченских авизо», – рассказала Надира Исаева.
Репортер «Черновика» Артур Мамаев специализируется на журналистских расследованиях. Он рассказал «Голосу Америки», что в Махачкале на берегу Каспийского моря появился целый городок богатых, куда обычные горожане не имеют доступа. Там в роскошных виллах живут госслужащие разного ранга.
В Дагестане, по словам журналиста, дорогие машины любит не только министр финансов.
«Президент Дагестана ездит на Mercedes С-class последней модели. Таких у нас три. Одна у президента дагестанского отделения «Россельхозбанка», другая у главы Пенсионного фонда Сайгита Муртазалиева. Базовая модель этого автомобиля стоит около 20 млн рублей, наши ездят только на бронированных».
Чиновники районного звена в Дагестане, по данным «Черновика», ездят на Toyota Land Cruiser специальной сборки. Их покупают за 2,5 млн рублей и бронируют за такую же сумму. «Носят только костюмы от самых известных в мире модельеров, тех, что рекламируют в мужских журналах. Ну и часы на десятки тысяч долларов».
Чечня
В Чечне все самое хорошее и все самое плохое во власти ассоциируется с именем главы республики Рамзана Кадырова. В Чечне нет СМИ и журналистов, специализирующихся на антикоррупционных расследованиях. Попытки «Голоса Америки» получить комментарии чеченских источников результата не дали.
Однако в этой республике очень популярна так называемая «социальная журналистика». Десятки видеоклипов, снятых на мобильные телефоны в гараже Кадырова или во время проездов его кортежа по дорогам, распространяются по социальным сетям и вывешены на YouTube. Судя по съемкам, глава Чечни передвигается на супердорогих автомобилях марок Bugatti, Ferrari, Maserati, Lamborghini, Porsche и пр.
В начале марта в блогах появились фотографии резиденции Рамзана Кадырова в Центорое. Полюбоваться ей можно пройдя по этой ссылке.
По оценке российской газеты «Ведомости», только одни из наручных часов Рамзана Кадырова стоят больше 300 тыс долларов.
«Голосу Америки» не удалось найти в Чечне людей, готовых открыто рассказать об источниках богатства своего лидера. Пожелавший остаться неизвестным источник напомнил, что всего лишь 9 лет назад доход семьи Кадыровых не отличался от доходов многих других сельских семей в Чечне. По мнению источника, не обязательно, чтобы глава Чечни напрямую злоупотреблял бюджетными средствами и многомиллионными вливаниями из Москвы: «Благотворительная схема, описанная бизнесменом Колесниковым в случае с Владимиром Путиным, также, а возможно даже более эффективно, работает для Чечни и лично для Рамзана Кадырова. Его люди собирают дань с чеченских бизнесменов по всему миру, многие делают регулярные пожертвования добровольно. Еще Рамзан получает дорогие подарки – за разные услуги, чтобы заслужить или сохранить благосклонность, или – чтобы не попасть в немилость».
Канал получения благотворительной помощи вполне легальный – Фонд имени Ахмада Кадырова. Однако назвать деятельность Фонда прозрачной сложно, в открытых источниках нет документов о его финансово-хозяйственной деятельности.
Ингушетия
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров был представлен российскому телезрителю два года назад сразу после вступления в должность, как честный и явно небогатый офицер. В репортаже из родного дома нового главы республики перед россиянами предстала семья Евкурова – обычные селяне, живущие в небольшом доме.
Год спустя ингушские блогеры уже активно обсуждали фотографию главы Ингушетии, на которой, как утверждали знатоки, Евкуров был одет в костюм стоимостью около 100 тыс долларов, а на его запястье красовались часы за 13 тыс долларов.
Ингушский оппозиционер Магомед Хазбиев возглавил популярный сайт Ingushetiyaru.org после гибели его создателей – Магомеда Евлоева и Макшарипа Аушева. Сайт регулярно публикует документы, раскрывающие коррупционные схемы и процессы в Ингушетии.
Хазбиев рассказал «Голосу Америки», что близкие родственники главы Ингушетии занимают большинство ключевых постов в республике: «Люди с фамилией Евкуров теперь котролируют дележку во всех структурах. Например, министром строительства стал руководитель фирмы, где родной брат Евкурова Ахмед работал каменщиком.
Теперь Евкуровы по уровню монополизации государственного заказа в строительстве в Ингушетии сравнимы разве только с положением бизнеса госпожи Батуриной при мэре Лужкове в Москве. Вся республика теперь видит, что Ахмед, как и третий из братьев Евкуровых, ездит на Maibach за 660 тыс долларов», – утверждает ингушский оппозиционер. Похожая ситуация, по данным Хазбиева, и в контроле над рынком недвижимости и земли: «Можно десять лет стоять в очереди, и никогда не получить земельный участок. А можно заплатить свояку Евкурова 6-8 тыс долларов и начать строиться на следующий день».
«Мы боролись с коррупцией и клановостью при бывшем президенте Ингушетии Мурате Зязикове, двое моих соратников заплатили за это жизнями. Но клановость и коррупция при Евкурове достигла невообразимых размеров даже по сравнению с зязиковским режимом», – подытожил Магомед Хазбиев.
(Печатается с сокращениями)
Источник: Город 812
*****
Налог на жизнь или «черная касса» кавказских боевиков
«Черная касса» кавказских боевиков пополняется за счет «бандитского налога», которым боевики обкладывают бизнесменов и чиновников южных республик. Откажешься быть спонсором – умрешь.
51-летнего предпринимателя из селения Исламей Баксанского района Кабардино-Балкарии Сафудина Хашукаева уважали не только в республике, но и за границей. Он был крупным заготовителем кожи и работал не только с российскими регионами, но и с зарубежными покупателями. Числился спонсором местной школы. О терроризме знал только из газет и телерепортажей.
– Однажды ему подбросили компьютерную флешку с невнятными требованиями. Некие люди в камуфляже призывали его «помочь братьям-мусульманам» нереальной суммой – 3 млн рублей, а в дальнейшем отдавать им еще по 2,5% от прибыли ежемесячно (интересно, как проверяли бы? – Ред.). Сафудин отнесся к этому не очень серьезно, даже мысли не держал, чтобы заплатить, – рассказал «Собеседнику» брат Сафудина Хашукаева.
– Спустя месяц к нему подошли двое молодых людей с тем же вопросом. Он ответил им прямо: ни рэкетирам, ни бандитам никогда не платил, а вам и подавно не заплачу – вы на эти деньги людей убивать будете. В отличие от бандитских 90-х, молодые люди выглядели не столь угрожающе – Сафудин о них и думать забыл. А через 5 месяцев к нему на склад заявился парень, спросил, кто Хашукаев, а когда брат подошел к нему поздороваться, незнакомец выхватил пистолет и несколько раз выстрелил. Убийца скрылся, но его опознали рабочие склада – он даже не прятал своего лица. Это 26-летний боевик из нашего района, который на тот момент был в розыске.
Ночью на воротах дома Сафудина появилась надпись «Гнев Аллаха», а через некоторое время на одном из сайтов боевиков в Интернете был выложен видеоролик под названием «Разъяснения амира Северо-Восточного сектора Абдуля Джаббара». Человек в камуфляжной форме и кепке на фоне черного флага с арабской вязью сидит рядом с молодым парнем в черной маске с автоматом и рассказывает (дословно):
– Сафудин Хашукаев был казнен за отказ выплачивать военный налог. Мы его предупреждали несколько раз, но он заявил, что пережил времена рэкетиров и блатных и сейчас его крышуют спецслужбы. Он выбрал смерть, чем помочь религии.
«Черная касса» для черных дел
В более или менее благополучной Кабардино-Балкарии и ее самой цивильной части – туристическом Приэльбрусье заметно активизировались боевики. Сюда докатился процесс, который опутал уже весь Кавказ – террористический рэкет, который, как и в лихие 90-е, подкрепляется устрашающими акциями.
– Только в нашем селе убили двух участковых, одного опер-уполномоченного и одного бизнесмена, – посчитал глава селения Исламей Аслан Ахов.
После того как задержали главного боевика Ингушетии по кличке Магас, стало ясно, что один из основных источников финансирования террористов стоит искать не в далеких странах, а под носом у правоохранительных органов. «Лесные» взяли на вооружение практику 90-х годов – обкладывать данью бизнесменов. Неофициально спецслужбы говорят, что «террористический рэкет» приносит в кассу боевиков до 50–100 млн рублей в год. «Бухгалтерские книги» Магаса вряд ли когда будут опубликованы, но, по оперативным данным, в них названы имена многих крупных кавказских чиновников и бизнесменов.
– Практика такая: по почте или через любого уличного мальчишку-курьера бизнесмену или служащему, «сидящему» на государственных деньгах, передают флешку с видеообращением, сколько денег надо внести в кассу подполья, – рассказал «Собеседнику» председатель Каспийского совета общественности Магомед Абакаров. – Получив такую угрозу, большинство бизнесменов, а тем более чиновников, не обращаются в органы.
И не только потому, что опасаются за свою жизнь. Просто не хотят отвечать на вопросы об источниках своих доходов. Боевики ведь не приходят к простому клерку, живущему на официальную зарплату. Самый известный случай в республике – когда с одного крупного дагестанского чиновника потребовали 5 млн $. А все потому, что у этого госслужащего, кроме кресла в правительстве, был еще и завод по заготовке мрамора.
Безопаснее тихо заплатить, чем поднимать шум
Коррумпированным чиновникам и нечистым на руку бизнесменам проще и безопаснее тихо заплатить боевикам, чем поднимать шум. А редкие бизнесмены, которые, как Сафудин Хашукаев, отказываются становиться спонсорами терроризма, подписывают себе смертный приговор. Но большинство, получается, платят, а значит, маховик терроризма раскручивается.
Президенты кавказских республик даже специально встречались с бизнесменами и госслужащими, увещевая их не пополнять бюджет террористов.
– Это иллюзия – думать, что вы заплатите и тем самым себя обезопасите. Если террористам платить, чтобы они вас не взрывали, они станут сильнее. И все равно будут взрывать – сегодня, может быть, кого-то другого, а завтра доберутся и до вас. Тут нельзя договариваться, – заявил президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков.
– Если чиновник или бизнесмен заплатит боевикам, то он попытается себе эти деньги вернуть – опять будет воровать, обкладывать поборами народ, брать взятки. Клановость, коррупция и бардак будут нарастать, а для терроризма это самая питательная среда, – сказал «Собеседнику» один из дагестанских предпринимателей, который при этом считает, что порочный круг в ближайшее время разорвать не удастся.
«Черные ястребы» на борьбе с беспределом
Между тем если представители богатых кавказских кланов и «лесное подполье» находят способ сосуществования вместе, страдает простой народ, у которого нет достаточно денег, чтобы купить себе защиту от экстремистов и от произвола властей.
В феврале о себе заявила кабардино-балкарская группировка «антиваххабитов» «Черные ястребы», которые уже выпустили в Интернете несколько видеообращений. Они называют себя простыми жителями республики, которым «надоел бандитский беспредел» и которые фактически объявили войну боевикам и тем, кто их покрывает. «Ястребы» заявили, что никак не связаны ни с МВД, ни с ФСБ, не испытывают проблем с деньгами и готовы с оружием в руках сражаться с боевиками. Добровольцы антитеррора действуют примерно теми же методами, что и их противники – они объявили, что уже уничтожили трех боевиков, и назвали несколько фамилий тех, кому уже «недолго осталось». Отдельно «ястребы» обещают разобраться с родственниками и теми, кто поддерживает боевиков – в том числе и финансово.
– Убийцы, вам недолго осталось. Мы вышли на ваш след, а расправа будет короткой. Вам уже ничто не поможет. Передайте своим родственникам, чтобы они убирались из республики, а себя считайте уже трупами, – обратился в своем видеоролике один из «ястребов» к кабардинским ваххабитам.
Некоторые эксперты уже опасаются: если «Черные ястребы» – не проект спецслужб, а реальная самоорганизация граждан, то Кабардино-Балкария, как никакая другая республика, сейчас стоит на пороге гражданской войны. Денег в «кассе войны» (как с одной стороны, так и с другой), увы, предостаточно.
Источник: Собеседник
Tweet