Затащить в постель депутата. В Польше изобрели хитрый метод борьбы со взятками
Агенты Центрального антикоррупционного бюро ездят на «порше», одеваются в Милане, оставляют на чай в ресторанах по 200 евро. Это для того, чтобы получить имидж богача и заставить даму-политика совершить грехопадение… В Польше пытаются обуздать коррупцию, пусть и при помощи цирковых методов.
…Беата была на седьмом небе от счастья – о таком ухажёре она и не мечтала. Охапки цветов, жаркие поцелуи на заднем сиденье «мерседеса», сотня эсэмэсок в день со словами «Я тебя люблю». Подруги дохли от зависти: парень на десять лет моложе Беаты, в костюме от Gucci, красавчик – фантастика, да и только. «За один поцелуй я готова была свернуть горы, – призналась позже Беата в телеинтервью.
– Казалось, он сошёл с экрана, где демонстрировался фильм про Джеймса Бонда». Через три месяца бурного романа любовник предложил Беате «подзаработать»: за взятку в 12 тыс. евро помочь некоему бизнесмену приватизировать пляж на курорте Балтийского моря. Влюблённая женщина согласилась.
На следующий день в квартиру 43-летней Беаты Савицкой (депутата польского сейма) вломилась полиция. Женщина горячо отрицала факт взятки, однако по ТВ показали видеозапись передачи денег. Главное разочарование ждало впереди: её любовник оказался спецагентом Центрального антикоррупционного бюро Польши (ЦАБ)…
Совращение первой леди
Коллаж Андрея Дорофеева.
…Это ведомство было создано в 2006 г. Поляки – братья-славяне. И взяточничество здесь – норма жизни. «Барашком в бумажке» не брезгует никто – ни полицейские, ни чиновники, ни учителя. Сотрудников в ЦАБ (всего 850 человек) отбирали по всей Польше – на жёсткой конкурсной основе: и понятно почему.
По слухам, бюджет бюро больше, чем у министерства обороны (!), а агенты – элита польских спецслужб. Они одеваются у кутюрье в Милане, ездят на «порше», учатся на курсах актёрского мастерства, обедают в дорогих ресторанах, имеют личных стилистов. Для чего? Задача ЦАБ – предотвращение коррупции в высших эшелонах власти: богатому плейбою проще туда проникнуть.
В отличие от других подобных служб (например, в Гонконге) бюро поддерживает имидж тайной организации: пресс-секретарь ЦАБ Яцек Добржинский, получив вопросы от «АиФ», исчез навсегда. Пришлось воспользоваться неофициальными источниками.
– Работа бюро изначально построена на провокациях, – рассказал в интервью экс-агент ЦАБ Хенрик Клеха. – Это особый, ни на что не похожий метод. Нам надлежало расследовать не известные случаи коррупции, а разводить человека на взятку. Политик тем самым показывает своё нутро – способен ли он при любом удобном случае запихнуть в карман деньги, или от природы он честный человек? Печально, но оказалось – если на кону стоит крупная сумма, ею соблазнится практически каждый.
Сотрудник Центрального антикоррупционного бюро (в Польше его называют «агент Томек»), охмуривший депутатку, по той же схеме очаровал известную телеведущую Веронику Марчук-Пазуру. Агент подарил женщине кольцо с бриллиантом и обещал жениться. Получив от него 25 тыс. евро, телезвезда обещала посодействовать приватизации крупного издательства и была арестована. Следствие по делу Савицкой и Марчук-Пазуры длится до сих пор: обеим грозит по 10 лет тюрьмы.
Позже новой целью «агента Томека» стала… жена экс-президента Польши Иоланта Квасьневская. В ЦАБ подозревали, что экс-президент владеет виллой в городе Казимеже, оформленной на подставных лиц. Иоланта устояла перед чарами спецагента, и бюро пошло на риск – оно связалось с риелтором для покупки этой виллы, выделило из бюджета деньги.
В ЦАБ были уверены – после передачи денег маклер отвезёт чемодан со встроенным жучком в дом Квасьневских: их сразу же арестуют. Однако тот просто вынул пачку евро из чемодана и отдал его назад «агенту Томеку». Перешла ли эта сумма к Квасьневским, осталось неизвестным – Центральное антикоррупционное бюро теперь не может понять, куда им девать купленную виллу.
Крах «агента Томека»
– Эта неудача спровоцировала скандал и парламентское расследование, – сообщает журналист Войцех Домбровский. – Зачем тратить миллионы евро на содержание штата гламурных спецагентов, чтобы ловить взяточников с гонораром в 25 тыс.? И даже не ловить, а заниматься грубым подстрекательством, обманом заставлять брать взятку? Находясь под следствием, Савицкая подала на бюро в суд – за прослушку телефона без санкции прокурора. Бедному «агенту Томеку» пришлось уволиться.
…Сейм объявил референдум – нужно ли Польше Центральное антикоррупционное бюро? Однако большинство поляков проголосовало за сохранение ЦАБ в нынешнем виде. «Агента Томека» объявили «Человеком года» – по мотивам его приключений снимается сериал, три рок-группы посвятили «новому Бонду» свои песни, в том числе хит «200 евро» – столько агент-плейбой оставлял на чай в ресторане.
Такая популярность объяснима – у большинства граждан Польши, как и у россиян, ощущение: власть не борется с коррупцией. А тут реальные результаты, да ещё в формате голливудского боевика. После скандала с работой ЦАБ польские политики стали откровенно бояться брать взятки, бизнесмены недовольны: женщины-депутаты отказываются от любого предложения денег, видя за каждым таким инцидентом руку «агента Томека». За пару лет в рейтинге коррупции агентства Transparency International Польша переместилась с 50-го на 41-е место (Россия – на 154-м, между Таджикистаном и Папуа – Новой Гвинеей) – не бог весть какой успех, но всё-таки.
…Полицейские мечтают о работе в Центральном антикоррупционном бюро: каждый хочет пожить жизнью миллионера-плейбоя. Девять отделений ЦАБ в городах страны работают круглосуточно – согласно отчёту, в прошлом году выявлено 586 случаев коррупции.
«Да там как минимум в двадцать раз больше, – смеётся журналист Войцех Домбровский. – У нас не лучше, чем у вас». Это верно. Разница в другом – в Польше пытаются обуздать коррупцию, пусть и при помощи цирковых методов. В России же, что печально, дальше разговоров обычно дело не идёт…
Автор: Георгий Зотов, «АиФ»
Tweet