МУФТИЙ СМУТЫ

Ни для кого не секрет, что в Украине между мусульманами ведется идеологическая война. Внешне единые, исламские центры при любом удобном случае пытаются обличить друг друга в «неортодоксальности», а то и приверженности явным экстремистским идеям. Глава Духовного управления мусульман Украины Ахмед Тамим является главным обличителем «террористов» от ислама. Под эгидой ДУМУ периодически издается литература, где дается анализ современных экстремистских течений. Правда, мало кто знает, что «патриарх» украинских мусульман и «антитеррорист» сам является апостолом исламской секты «хабашитов», осужденной и запрещенной во многих арабских странах.Предистория

По разным подсчетам, в Украине проживают от 800 тысяч до 2-х миллионов мусульман. Цифры приблизительные, потому что большое количество приверженцев религии Мухаммеда являются выходцами из кавказского региона, татары или арабские студенты, пребывающие в трудовой или учебной миграции. Славян (русских, украинцев) среди мусульман Украины немного, хотя их число с каждым годом растет. По крайней мере, об этом постоянно рапортуют исламские центры.

Территориально мусульмане проживают компактно. В основном их общины доминируют на Востоке (Донбасс, Запорожская область) и Юге (Крым, Одесская область) страны. Такое расселение сложилось исторически. На Крымский полуостров и по сей день возвращаются из Средней Азии крымские татары, а в восточном регионе живут волжские и казанские татары, которые попали туда в 50-60 гг. прошлого века во время строительства на Востоке Украины «стратегических» промышленных предприятий.

В десяти крупных городах страны существуют мусульманские организации, созданные арабскими студентами, обучающимися в украинских вузах. Координатором и «крышей» для этой категории мусульман является Межобластная ассоциация общественных организаций «Арраид» с центральным офисом в Киеве. Кроме того, мусульмане представлены землячествами и национальными общинами из традиционных мусульманских регионов – Средней Азии, Кавказа и Ближнего Востока.

После развала Советского Союза резко оживилась религиозная жизнь. Народ менял одну идеологию на другую. Для многих граждан, вдруг оказавшихся в статусе нацменьшинств, ислам стал фактором национальной самоидентификации. В первую очередь, для тех же азербайджанцев, чеченцев и татар.

Раздор в мусульманском семействе

В Украине первая организованная структура мусульман возникла в Крыму в 1991 году посредством создания Кадията, который в последующем трансформировался в Духовное управление мусульман Крыма – ДУМК. Крымские мусульмане стали самостоятельной в каноническом плане административной единицей. ДУМК признал над собой лишь авторитет крымского муфтия и получил право осуществлять международные связи. В будущем такая автономия ДУМК помогла ему противостоять против «экспансии» в Крым других исламских управлений и, прежде всего, ДУМУ.

Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ) было создано в Киеве в 1992 году. Следует учесть то обстоятельство, что в южных и юго-восточных регионах Украины проживает более 3/4 из всего количества приверженцев исламской религии. Это обстоятельство вызвало обвинение, направленное в адрес столичного руководства ДУМУ со стороны региональных мусульманских центров в его неполной легитимности и в несоответствии занимаемого им статуса в «табели о рангах» — установлениями, сложившимися в системе канонической исламской иерархии.

В свою очередь, Киевские руководители ДУМУ обвинили региональные отделения в исламском фундаментализме! Т.е. фактически назвали своих братьев по вере законченными террористами.

Возникший раскол привел к созданию еще одного Духовного центра в Донецке. Таким образом, часть мусульманских общин Украины, по тем или иным соображениям не вошедших в ДУМК и ДУМУ, объединились в 1994 году вокруг Ассоциации независимых общин мусульман, председателем которой стал Рашид Брагин. На основе возникшей организационной структуры 23 сентября 1994 года был создан Духовный центр мусульманских общин Украины — ДЦМОУ во главе с Р.Брагиным.

В Украине существуют мусульманские общины, которые не входят ни в один из указанных выше центров. Правда, время от времени, они предпринимают эпизодические попытки объединиться в единую организацию.

К таким попыткам можно отнести инициативу создания Независимого духовного управления мусульман Украины (НДУМУ), которое объявило о своем намерении объединить к концу 1999 года 11 крупных мусульманских общин из Донецкой и Запорожской областей, а также из Одессы, Луганска и Киева. Однако несогласованность действий инициаторов новой организации не позволили им оперативно решить формальные процедуры ее регистрации в государственных органах.

Составить конкуренцию всем трем выше перечисленным управлениям попытался Совет мусульманских общин Украины (СМОУ), инициативу создания которого взяли на себя Канафия Хуснутдинов, Шакир Яхьяев и Ильзим Толстяков. На первом этапе создания Совета в противовес ДУМУ, возглавляемому шейхом Ахмедом Тамимом, ими был создан муфтият, который возглавил Сулейман-эфенди Мухамедзянов – действующий муфтий Киева.

На сегодня ни один из выше перечисленных центров не может единолично и легитимно выступить от имени всех мусульман Украины перед государством и перед международными организациями. Мало того, между управлениями идет настоящая война, слабое эхо которой периодически отражается в масс-медиа. Однако реальные взаимоотношения между украинскими духовными центрами более драматична. Конфликты зачастую заканчиваются судебными разбирательствами, информационными баталиями на страницах СМИ, а то и элементарным мордобоем.

Сами мусульмане главной причиной раздора называют лидера ДУМУ Ахмеда Тамима.

Муфтий Украины без украинского… гражданства

Официальные источники весьма скудны на информацию об Ахмеде Тамиме. Известно, что родился он в Ливане в 1956 году. В средине 70-х приезжает в Киев на учебу. В 1982 году он оканчивает Киевский политехнический институт. Однако на родину уезжать не спешит, потому что Ливан периодически с кем-то воевал, и перспектива погибнуть за родину Тамима никак не устраивала.

Когда грянула перестройка и пал «железный занавес», предприимчивый Ахмед вместе со своим родным братом, который также получал образование в Украине, а также несколькими товарищами создают не то СП, не то кооператив. Одним словом, ребята начали торговать компьютерами и оргтехникой, что в конце 80-х было весьма прибыльным делом.

А.Тамим понимал, что скоро его могут попросить из СССР, так как срок визы заканчивался. И тут опять подарок судьбы: Советский Союз развалился на суверенные республики и ливанец очутился в независимой Украине. Поначалу выпускник КПИ подумывал о том, чтобы уехать на Запад – так поступали в то время многие арабы. Но потом все же решил остаться в Киеве, ибо нашел гораздо более выгодное дело, чем просто бизнес.

А именно – распространение в Украине ислама.

В 1990-1991 годах страна переживала настоящий духовный бум. Но если православные и католики еще располагали хоть каким-то священством и высшими духовными учебными учреждениями, то с исламом ситуация сложилась плачевная.

В Киеве первая община мусульман была организована местными татарами в 1991 году. Руководителем ее стал Сулейман Мухамедзянов. Единственная и главная проблема, с которой столкнулись мусульманские неофиты – арабский язык, без знания которого правоверному никак не обойтись. На арабском написан Коран, а также совершается пятикратная молитва (намаз). Татары искали себе преподавателя.

Им, волей судьбы, оказался ливанец Ахмед Тамим. Для него новое дело обернулось «золотой жилой».

Насколько известно, на то время А.Тамим не имел специального религиозного образования. От безграмотности в вопросах ислама араба спасала разве что еще большая профанация его учеников. Оттеснив от руководства киевской мусульманской общины татар, Тамим начал налаживать связи с кавказской, азербайджанской и казахской диаспорами.

Он съездил в хадж и к его имени начали добавлять уже титул «хаджи». Постепенно Тамим начал требовать, чтобы его называли «шейх». А в 1994 году бывший ливанский студент стал именоваться «муфтием Украины»!

Главная должность Ахмеда Тамима не случайно взята в кавычки. Съезд, на котором ливанца избрали муфтием, большинство мусульман не признают легитимным. Провести форум планировалось в Симферополе в сентябре 1994 года. Оргкомитет съезда возглавил Сейитджалиль-эфенди Ибрагимов — тогдашний муфтий Крыма и основной претендент на должность муфтия. А.Тамима такие расклады не устраивали. Неожиданно для большинства непосредственных организаторов форума, ситуация проведения съезда приобрела скандальный характер – ДУМУ выступило с инициативой проведения съезда в Киеве и, не дожидаясь согласия остальных участников съезда, провела его в столице 16 сентября. На нем отсутствовали представители ДУМК и представители восточных регионов. Делегаты, принявшие участие в работе съезда, представляли только лишь 17% от всего числа мусульман, проживающих на территории Украины.

Забавно, что когда, в намеченный срок – 23 сентября 1994 года, должен был состояться «настоящий» съезд в Симферополе, то все его участники, а также зарубежные гости, представлявшие международное исламское движение, получили уведомление о запрещении съезда в виду «опасной санитарно-эпидемиологической ситуации в Крыму». Говорят, эти цидулки рассылали из офиса свежеизбранного «муфтия Украины» А.Тамима.

Ливанец быстро зарегистрировал ДУМУ и свою новую должность «муфтия Украины» в Госкомрелигий и получил беспрецедентное право выступать от лица ВСЕХ украинских мусульман.

Интересно, что чиновники закрыли глаза на то, что А.Тамим даже не являлся гражданином Украины (гражданство он получил лишь в 2004 году), и не удосужились проверить, имеется ли у муфтия соответствующее религиозное образование.

К сведению, даже в «исконных» мусульманских странах Ближнего Востока муфтием избирается самый просвещенный исламский ученый. Кроме того, эта должность целесообразна лишь в государствах, где приверженцы религии Аллаха составляют подавляющее большинство. Украина со своими 4% мусульман к данной категории явно не относится.

После съезда Ахмед Тамим сразу бросился «мочить» потенциальных конкурентов. ДУМУ начало печатать и распространять поначалу листовки, а потом и брошюрки о том, что якобы Украину заполонили толпы фанатичных исламских фундаменталистов (ваххабитов, салафитов, «Хизб ут-Тахрир», «Братья-мусульмане» и т.п.).

Хотя иногда коса находила и на камень. Так случилось в 1999 году, когда 5 августа СБУ официально заявило, что информация о «террористах», распространяемая А.Тамимом, мягко говоря является неправдой. А 13 января 2000 года Днепровский суд Киева обязал взыскал с ДУМУ в пользу МАОО «Арраид», которую муфтий прямо называл «террористической организацией», 200 тысяч гривен за попранные часть и достоинство. С тех пор А.Тамим стал более осторожен и пытается не переходить на конкретные личности-организации.

Мечеть «Милосердие» с пятнами крови

Естественно, может возникнуть закономерный вопрос: откуда у Ахмеда Тамима могли быть такие деньги? Абсолютно точно, что не от саудовских спонсоров. Эмиссары из Саудовской Аравии предлагали муфтию деньги на строительство мечети, которое ДУМУ начало в аккурат к своему первому съезду в 1994 году. А.Тамим отказался от помощи. У него существовали свои источники доходов. При ДУМУ были зарегистрированы ряд коммерческих предприятий. Кроме того, Тамим наладил связь с бизнесменами мусульманских диаспор из стран бывшего СССР, прежде всего чеченской.

Известно, что тамимовская мечеть «Ар-Рахма» («Милосердие») на Подоле часто была местом сходок для чеченского криминалитета. Например, в конце июня 1997 года там собрались около ста чеченцев, чтобы избрать себе нового лидера диаспоры. Главным претендентом на трон был небезызвестный Осман Асхабов, лидер ОПГ «Османа».

Именно кавказцы и помогали строить А.Тамиму киевскую мечеть. Однако в 1999 году вокруг исламской молельни вспыхнул новый скандал. 19 ноября того года был убит – взорван в собственной машине – Адул-Керим Салгереев. Убитый был аварцем из знатного рода, дослужился до майора милиции, был вице-президентом «Украинской финансовой группы». Салгереев числился в столичной группировке «Фашиста», потом перешел в ОПГ Савлохова.

Именно он финансировал в то время строительство мечети. Как писала тогда газета «Факты», перед смертью у Салгереева были серьезные проблемы из-за денег с представителями одной из криминальных чеченских группировок (а именно – из-за исчезновения денег, собранных на строительство… мечети в Киеве). Ахмад Тамим о природе присхождения денег на возведение святого здания интересовался, судя по всему, мало…

Вместе с тем, 11 февраля 2000 года муфтий получил, как писала в то время газета ДУМУ «Минарет», не то значок, не то орден от МВД. За, так сказать, содействие органам в распространении моральных принципов среди граждан Украины.

Просто сектант

В 2004 году Ахмед Тамим оказался в эпицентре очередного скандала. Оказывается, ислам, которому он обучает своих «прихожан», несколько отличен от так называемого «классического».

Муфтий «всея Украины» Тамим принадлежит к секте «хабашитов». Появилась она сравнительно недавно в Ливане (откуда муфтий родом). Ее основателем считают Абдуллаха аль-Хабаши, которого в Египте называют не иначе, как «шейхом смуты».

Поначалу эта секта смогла войти в доверие многим сторонникам традиционного ислама тем, что провозгласила своей целью борьбу с «ваххабизмом». Однако позднее выяснилось, что учение этой секты является просто другим крылом такого же экстремизма – с ваххабитами они не поделили места в борьбе за власть во «всемирном халифате».

Распространение идеологии хабашитов запрещено во многих арабских странах, включая Египет, Кувейт, Саудовскую Аравию и т.д. Легально они дейтсвуют лишь в Ливане, Сирии и северной Иордании. Но самый главный ареал их распространения – Европа. Наибольшее количество хабашитов проживает в Германии, Швеции, Голландии, России и, естественно, в Украине. Где у них имеется целый муфтий.

Хабашиты не брезгуют и насильственными методами для распространения своей идеологии. Они нападали на муфтия Сирии Кафтару, известного суфия, пытаясь захватить его канцелярию. Недавно они совершили налет на муфтия Ливана, убив несколько человек – сам муфтий чудом остался жив. В сентябре 2004 года в Московской соборной мечети произошел инцидент с участием российских хабашитов. Группа экстремистов вломилась в здание и попыталась отстранить от проповеди официальных имамов и лекторов и, по сути, захватить мечеть, превратив ее в место для своей агитации. С помощью сил безопасности экстремисты были выведены. (Деяниям секты посвящены уже несколько русскоязычных сайтов. Один из них http://ahbash.kazan.bz).

«Орлы» Ахмеда Тамима пока мечети в Украине не захватывают. Но сумятицу в ряды украинских мусульман они внесли порядочную: Тамим оказался способным учеником своего духовного наставника аль-Хабаши и титул «муфтий смуты» заслужил по праву.

Дмитрий Александров, специально для «УК»

Читайте также: