Банк кроты России
Финансовые учреждения России терпят миллионные убытки по вине недобросовестных сотрудников. Наделавшая много шуму публикация Сбербанком списков уволенных за проступки сотрудников лишь сделала явным для широкой общественности то, что давно известно самому банковскому сообществу. А именно: махинаторы в банках трудноуловимы и часто остаются безнаказанными. Поэтому публикация чёрных списков для банкиров – обычное дело. Правда, до сих пор они публиковались исключительно «для своих».
Cбербанк опубликовал на своём сайте фамилии 426 сотрудников, уволенных с января 2009 года по 18 августа 2010-го за нарушения трудового законодательства. В основном речь идёт о пунктах 5 и 7 ч. 1 статьи 81 Трудового кодекса (ТК) РФ: «утрата доверия со стороны работодателя» и «неоднократное неисполнение трудовых обязанностей». Истинную причину в Сбербанке и не скрывают: речь идёт в основном о проворовавшихся сотрудниках. «Раздел «Сотрудники, уволенные из Сбербанка» создан в рамках проводимой работы по повышению уровня прозрачности деятельности банка с целью предупреждения возможных противоправных действий сотрудников, повышения степени доверия клиентов к Сбербанку России и совершенствования системы безопасности внутри финансовых институтов», – говорится в сообщении банка.
Больше всего таких уволенных в Поволжском банке Сбербанка – 71 человек. Есть и фамилии работников, уволенных из Стромынского, Мещанского и Люблинского отделений Сбербанка Москвы, известных по нашумевшей истории о выдаче более 35 млрд рублей кредитов сомнительным гражданам и компаниям. Попал в список и знаменитый инкассатор Александр Шурман из Западно-Уральского банка Сбербанка России, ограбивший собственного работодателя на 250 млн рублей.
…существует два списка. Один официальный, который ведут Центробанк и Агентство по страхованию вкладов – в нём фигурируют лишь недобросовестные владельцы и топ-менеджеры банков. Второй, неофициальный, содержит данные сотрудников, попавшихся на воровстве, коррупции и связях с криминалом. Общее у них лишь одно – и тот и другой список не предназначены для глаз широкой общественности…
Скандальность событию придаёт юридическая сомнительность данного шага. Дело в том, что статья 88 ТК РФ запрещает работодателю сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника. Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. В частности, по статье 137 УК РФ незаконное распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, совершённое лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев.
Понятно, что очередное упоминание имени г-на Шурмана, осуждённого недавно на восемь лет колонии строгого режима, вряд ли предотвратило угрозу его здоровью и жизни. А размещение списка явно велось лицами, использующими для этого служебное положение руководителей, работников кадровых служб и службы общественных связей.
Впрочем, как отмечают юристы, размещение информации возможно, если работник давал своё согласие. Многие работодатели берут такую расписку при приёме на работу, однако работник имеет право отозвать её в любой момент. Если это произойдёт, Сбербанк будет вынужден удалить его фамилию из списка, отмечают юристы. Более того, если работник будет признан судом невиновным в инкриминируемом ему проступке, он может потребовать восстановления на работе и компенсации не только материального ущерба, но и морального вреда.
Впрочем, по общему мнению опрошенных «Нашей Версией» банковских работников, в том числе юристов и кадровиков, исков Сбербанку вряд ли удастся избежать.
«Если только уволенные не совершили уголовного преступления – в этом случае у них может быть опасение в возбуждении Сбербанком уголовного дела», – добавляет один из них. «Не понимаю, зачем Сбербанку это понадобилось – чёрные списки в банковской среде давно существуют, и каждый кадровик знает их как «Отче наш», – удивляется другой.
Если быть точными, то существует два списка. Один официальный, который ведут Центробанк и Агентство по страхованию вкладов – в нём фигурируют лишь недобросовестные владельцы и топ-менеджеры банков. Второй, неофициальный, содержит данные сотрудников, попавшихся на воровстве, коррупции и связях с криминалом. Общее у них лишь одно – и тот и другой список не предназначены для глаз широкой общественности.
Между тем сохранение банками списков недобросовестных сотрудников в тайне не только защищает входящих в него персонажей от любопытной публики, но и лишает их возможностей публичной защиты, в том числе судебной. Ведь, как любят говорить следователи, нет тела – нет дела. Невозможно оспорить то, что нельзя предъявить в качестве доказательства. Тем не менее все опрошенные «Нашей Версией» дружно уверяли, что все, попавшие в список, заслужили это.
Однако на прямой вопрос, что может послужить защитой от внесения бывшим руководством уволенного сотрудника в чёрный список из чувства мести, ответа никто не дал.
Получается, Сбербанк поступил гораздо честнее, опубликовав список. За что теперь может и поплатиться.
Между тем российские бизнесмены давно страдают от воровства сотрудников. В банках просто соблазн больше, как больше и возможностей.
В частности, оформление «левого» кредита, как признался один из сотрудников банка, распространено практически повсеместно. В самом лучшем случае речь может идти о знакомом, которому облегчат процедуру рассмотрения заявки рассказом о тонкостях процесса и помогут оформить бумаги так, чтобы вписаться в параметры банка. Но чаще речь идёт о подделке документов – прежде всего о доходах и трудоустройстве. «А как иначе, по-вашему, работают все эти нелегальные конторы, обещающие 100-процентное одобрение кредита? – продолжает банкир. – Без помощи человека, имеющего доступ к базам данных и компьютерному досье заявителя, это невозможно».
Самый криминальный вариант – выдача кредита по фальшивому или подложному паспорту: на умершего, на бомжа. Есть, разумеется, и вовсе криминальные случаи. Скандально известный Шурман не первый среди инкассаторов-разбойников. Правда, чаще всего они служат наводчиками. Наводчиками на клиентов, которые собираются в банк за крупной суммой, бывают и другие сотрудники банка.
Немало и афер. Так, молодая барышня, работник кредитного отдела серьёзного банка, влюбилась. Объект восторгов оказался махинатором и уговорил её сообщить ему, когда и кому банк предоставит большой кредит. Дело в том, что банк, выдавая компании N кредит, всего лишь переводит деньги с одного счёта на другой, находящийся в том же самом банке. После этого можно прийти с платёжкой и снять сумму. И вот случилась радость: банк выдал кредит на 2 миллиона долларов в рублях для компании N. Барышня сообщила своему возлюбленному подробности штампов, размеров сумм и реквизитов компании N, и к операционистке банка пришёл человек с платёжкой, из которой следовало, что компания N просит перевести её кредит на некий счёт компании M. Операционистка проверила реквизиты и штампы компании N на платёжке, убедилась, что всё верно, и перевела деньги. На счастье компании N, кредит в рублях уходит не сразу, а в течение дня. Финансисты компании N, волнуясь о своих деньгах, случайно успели позвонить в банк и спросить, как обстоят их дела, до того, как миллионы поплыли на указанный махинатором (а это был именно он) счёт. Выяснив, что кредит уже снят без их ведома, они переполошились и начали звонить по всем возможным телефонам. Проводку остановили, но концов не нашли, тем более что была некоторая вероятность ошибки операционистки и не хватало улик. Мошенника поймали при очередной попытке снять деньги по фальшивой платёжке. Сообщницу он не выдал, но служба безопасности банка вычислила её довольно быстро. В результате мошенник сел, а его возлюбленная была уволена с занесением в чёрный список.
Ещё один повсеместно распространённый вариант – кража баз данных. Клиентские базы, особенно послекризисные, особенно ВИПов, могут принести при продаже конкурентам весьма солидные суммы. «Хватит, чтобы пересидеть грозу на Гавайях», – охарактеризовал размер суммы один из банкиров.
А на прошлой неделе департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России распространил сообщение о том, что пресечена деятельность организованной группы банкиров, занимавшихся незаконным обналичиванием и легализацией денежных средств. «В группу входили советник председателя правления Темпбанка Ефремов Дмитрий Валерьевич, начальник клиентского управления КБ «Империя» Савченко Маргарита Бекировна, её дочь Савченко Наталья Юрьевна, а также иные лица, выполняющие их указания», – говорится в сообщении. По данным следствия, банкирам удавалось обналичивать более 2 млрд рублей ежемесячно. За свои услуги они брали комиссионные, причём для коммерческих организаций они составляли от 3 до 9%, а для государственных учреждений – от 12 до 17% суммы сделки. Сотрудник ДЭБ, внедрённый в банду, помог уличить преступников и взять с поличным Ефремова, когда он передавал деньги клиенту. Обыски и выемки прошли как в этих банках, так и в банке «Басманный». Стоит отметить, что все эти банки далеки от первой сотни крупных финансовых учреждений России. Единственным более-менее известным среди них является Темпбанк.
Указанные банки не только открестились от отмывочной деятельности, но и немедленно заявили, что перечисленные лица уже не являются их сотрудниками. Если это так, то налицо ещё один способ обмана банка-работодателя.
Татьяна Шестакова, Версия
Tweet