Похищение веков. Тутанхамона стало меньше

Малоизвестная страница египетской революции: в знаменитом на весь мир Каирском музее совершена беспрецедентная кража — прикрываясь беспорядками, воры вынесли 18 ценнейших экспонатов. Разграблению подверглись и другие хранилища древности. Чего недосчитались египтологи?

Первым о пропаже 18 экспонатов из Каирского (Египетского) музея сообщил государственный министр по делам древностей Египта Захи Хавасс, это выяснилось в ходе проведенной инвентаризации. Грабители проникли в музей в ночь на 29 января (для них это не составило особого труда, ведь музей оказался в эпицентре революции — на площади Тахрир) и вынесли много ценных, а точнее — бесценных вещей.

Каирский музей взят под охрану военными и закрыт для посещений. Исключение сделали для СМИ — чтобы показать, в каком состоянии его уникальная коллекция Фото: AP

Каирский музей взят под охрану военными и закрыт для посещений. Исключение сделали для СМИ — чтобы показать, в каком состоянии его уникальная коллекция. Фото: AP

В частности, музейные работники недосчитались статуи Тутанхамона с гарпуном в руке на ритуальной ладье — знакового экспоната, вошедшего во все мировые каталоги древнеегипетских ценностей. Была похищена и каменная статуя Эхнатона с жертвенником в руках из мастерской скульптора Тутмоса, который сделал всемирно известный бюст Нефертити в синем парике. К моменту сдачи номера только три из украденных предметов, включая статую Эхнатона, были возвращены в музей, фрагменты четвертого — позолоченной статуи богини Менхерет с Тутанхамоном на руках — найдены в саду музея. Впрочем, экспертов возмущает не только сам факт грабежа, но и то, как именно он был совершен.

Как выяснил «Огонек», воры проникли в музей с помощью пожарной машины: поднялись по подъемнику на стеклянную крышу и проломили ее. Причем один из молодчиков упал прямо на витрину с посохами и опахалами Тутанхамона.

Раненого товарища ворам пришлось таскать вместе с собой, и благодаря кровавым следам теперь можно восстановить картину произошедшего. Эксперты сразу отмели версию о заказном характере ограбления — воры действовали непрофессионально. Так, в галерее Тутанхамона есть статуя, изображающая царя на черном леопарде (в 1973 году она приезжала и в Россию, на московскую выставку),— грабители разбивали этой уникальной статуей витрины.

Еще один характерный пример: воры раскололи витрину эпохи Среднего царства, унесли несколько предметов, но оставили фаянсового гиппопотама, не зная, что подобных гиппопотамов в мире насчитывается всего два десятка, а один из них, легально проданный на аукционе Christie’s в 2004 году, ушел за 1 млн 350 тысяч долларов. Пытались они проникнуть и в главные залы музея, где, к примеру, хранится маска Тутанхамона,— эти экспонаты спасли массивные металлические решетки, перекрывающие залы.

Впрочем, ограбление Каирского музея оказалось только частью айсберга: сильно пострадало несколько некрополей к югу от Каира, в том числе знаменитые Саккара, Мит-Рахина, Дахшур. Французские археологи стали свидетелями того, как группы молодежи по нескольку сот человек перекапывали некрополи в поисках золота.

То, что грабители искали золото, подтвердил и один из сотрудников хранения в Эль-Кантара Шарк на Синайском полуострове — он пытался объяснить молодчикам, что золота нет (драгоценный металл отправляют с раскопок в Каир в течение 10-12 часов после обнаружения). Тогда они от злости стали бить другие экспонаты.

Однако, как всегда в подобные экстремальные минуты, было и много случаев героизма. В Луксоре старший инспектор Фиванского некрополя несколько дней караулил подъезд к Долине царей с автоматом, а отряды местных жителей патрулировали округу. Ночевал в Александрийской библиотеке и ее директор вместе со всеми своими сотрудниками.

В Каире студенты и молодые сотрудники Высшего совета по древностям образовали живую цепь вокруг музея и стояли так трое суток, сменяя друг друга. Ирония судьбы в том, что через год в столице, рядом с пирамидами, должно было открыться новое здание национального музея, где сохранность экспонатов была бы гораздо лучше: откроется ли оно теперь, египтологи ждут, затаив дыхание. Потери этой зимы обещают подсчитать только через год, тогда мир точно узнает, во сколько мировой культуре обошлась египетская революция.

Похитители пирамид

// Экспертиза

Виктор Солкин, египтолог, президент Ассоциации по изучению Древнего Египта

Революции, войны и другие подобные катастрофы зачастую сопровождаются разграблением памятников истории и культуры. Так, в 1941 году в Каирском музее пытались вскрыть серебряный саркофаг царя Псусеннеса I — тогда, к счастью, воров спугнули. Всем известны и другие примеры времен Второй мировой войны — например, погибшие под бомбами шедевры египетских коллекций музеев Берлина, Ливерпуля и Брюсселя.

Уже в наше время огромный ущерб нанесен культурному наследию Ирака: во время оккупации примерно на треть был разворован Национальный музей в Багдаде. Показательно, что несколько лет назад в Сирии и Иордании перехватили крупные дипломатические посылки, конечным адресом которых значились США. В этих посылках обнаружили упакованные вещи из этого музея.

Впрочем, с точки зрения всемирного наследия памятники Египта все же на порядок ценнее иракских и любая пропажа здесь — огромный ущерб культуре всего мира. Сбыть похищенные ценности гипотетически возможно, ведь очевидно, что помимо огромного легального рынка этих ценностей также существует и нелегальный, о нем напоминают скандалы, которые периодически становятся достоянием общественности.

Так, еще до всех этих революционных событий небольшой музей в американском Сент-Луисе приобрел в легальной антикварной галерее Швейцарии погребальную маску Каинефернефер — знатной дамы XIII века до н.э. Позже были опубликованы доказательства, что маска украдена из хранения некрополя Саккара в Египте.

Сегодня за эту маску борются в суде. Таким образом, легализовать вещи, украденные из Каирского музея, у воров не получится — эти вещи обозначены во всех музейных реестрах, с которыми сверяются, в том числе и на ведущих аукционах. А вот то, что они уйдут из Египта дипломатическими путями или контрабандой, чтобы оказаться дома у какого-нибудь коллекционера, вполне возможно.

Египтологов не меньше волнует и проблема с предметами, пропавшими из других хранилищ в провинции, где нет единых реестров и много не описанных артефактов, там всегда фиксировалась основная часть краж. Именно поэтому профессор Салима Икрам из Американского университета в Каире недавно предложила создать базу данных, которую будут сами пополнять члены археологических миссий, таким образом профессиональное сообщество сможет хоть как-то отслеживать «черный рынок» древностей.

Ушли в тень. Крупнейшие нелегальные индустрии мира (в долларах США)

Сфера / объем

1. Наркотики — 300 млрд

2. Контрафактная продукция — 250 млрд

3. Контрабанда сигарет — 30 млрд

4. Похищение грузов — 30 млрд

5. Торговля людьми — 28 млрд

6. Похищение нефти — 1-16 млрд

7. Похищение произведений искусства — 6 млрд

8. Нелегальный бизнес на животных (например, торговля слоновой костью) — 5 млрд

9. Нелегальная торговля оружием — 3-4 млрд

*Источник: «Форбс», Центр анализа мировой торговли оружием

***

Захи Хавасс, государственный министр по делам древностей Египта

Начато расследование, цель которого — найти людей, похитивших эти предметы, полиция и армия планируют довести до конца работу с теми преступниками, которые уже взяты под стражу. Я говорил: если Египетский музей в безопасности — Египет в безопасности. Однако боюсь, Египет не в безопасности.

Источник: личный блог Захи Хавасса

Джулиан Рэдклифф, директор международной организации Art Loss Register

Сегодня рынок незаконной торговли произведениями искусства у?же, чем он был раньше, до дела Джакомо Медичи, обвиненного в краже исторических реликвий в Италии и их продаже. По нашим данным, мировой рынок искусства на 2-3 процента состоит из украденных товаров. Большинство поступают из стран Среднего Востока, но основные покупатели находятся в Швейцарии, Германии, Лондоне и Нью-Йорке. Тем, кто разграбил Египетский музей, будет очень сложно продать экспонаты по высокой цене, поскольку специалисты на легальном рынке всегда требуют документ, подтверждающий происхождение предмета. Возможно, они смогут продать их за небольшие деньги мошенникам, которые через несколько лет смогут перепродать эти экспонаты.

Источник: соб. инф.

Кирилл Данелия, антиквар, академик РАХ

Мы в России все еще считаем, что предметы, относящиеся к Древнему Египту, должны храниться в музеях. Но мировая практика говорит иначе: на Западе есть огромные частные коллекции древнеегипетского искусства, в Лондоне или, к примеру, Нью-Йорке этим направлением занимаются пять-шесть крупнейших галерей, несколько раз в год проходят крупные торги. Существует, естественно, и нелегальный рынок, однако я не могу понять, как можно купить украденный торс Тутанхамона или картину Пикассо (мне однажды предлагали его работы, похищенные в Кувейте после войны в Персидском заливе) — подобная вещь будет всегда лежать под полой!

Источник: соб. инф.

Авторы: Кирилл Журенков, Мария Епифанова, журнал ОГОНЕК №7

You may also like...