Чужое горе: сколько белорусы потеряли за время кризиса
В течение максимум двух недель правительство обещает стабилизировать ситуацию на валютном рынке. Разработан соответствующий план мероприятий. Однако правительство и Нацбанк довели ситуацию в экономике до такого критического состояния, что для реанимации теперь придется прибегнуть к самым жестким мерам, которые еще больнее ударят по белорусам.
Потери населения после всех экспериментов властей сегодня исчисляются гигантской цифрой. Из-за бездействий правительства и Нацбанка, рекордной по мировым меркам девальвации национальной валюты на 56% и растущей инфляции зарплаты обесценились почти наполовину, рублевые вклады «сдулись» более чем на 1 млрд. долларов, а сотни тысяч человек потеряли основной источник дохода.
Хотя как хорошо все начиналось. По итогам 2010 года Беларусь по уровню средней заработной платы в долларовом эквиваленте (414 долларов) заняла третье место среди стран СНГ, уступив только партнерам по Таможенному союзу России (689 долларов) и Казахстану (526 долларов).
Еще на начало мая номинальная начисленная среднемесячная зарплата работников составляла около 1,5 млн. рублей или 515 долларов по действовавшему тогда официальному курсу рубля (чуть больше 3 тысяч рублей за доллар). Но уже тогда было очевидно, что вот-вот это благополучие полетит в тартарары.
Обрушив 23 мая белорусский рубль на 56%, Нацбанк одним махом «съел» и почти половину месячной зарплаты. В результате 515 долларов превратились в 313. То есть в долларовом эквиваленте зарплата снизилась на 39%.
Часть населения вообще осталась без основного источника дохода. Из-за валютного кризиса многие предприятия оказались не в состоянии поддерживать производственный процесс, так как лишись возможности закупать импортное сырье и комплектующие по приемлемым ценам. За этим последовали отправки сотрудников в бессрочные отпуска за свой счет или увольнения. По оценкам некоторых экспертов, из 4,6 млн. населения, занятого в экономике, число потерявших источник дохода в совокупности составляет около 30%.
По признанию импортеров, они вынуждены идти на корректировку численности работников. Каждое предприятие, которое хочет остаться на рынке, вынуждено как-то выкручиваться, и, естественно, прежде всего идет на сокращение затратной части. Основная доля — это фонд оплаты труда.
Больше повезло тем работникам, которых руководство предприятий перевело на неполную рабочую неделю, сохранив им хоть какую-то зарплату.
Одни из самых уязвимых слоев населения — пенсионеры, также стали жертвами бездеятельности правительства и Нацбанка. Из-за девальвации средний размер пенсий в долларовом эквиваленте снизился со 193 (на начало мая) до 115 долларов. Пенсионеры сразу стали беднее на 40%.
Но реальное снижение своих доходов и пенсий население прочувствовало в магазинах и на рынках. За 5 месяцев 2011 года инфляция в Беларуси составила 20,2%. Об этом на внеочередном заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам заявил заместитель министра экономики Андрей Тур. Хотя еще за неделю до этого он же прогнозировал, что к 1 июня инфляция составит только 15%.
За первые четыре месяца нынешнего года Беларусь выбилась в лидеры среди стран бывшего СССР по росту потребительских цен (апрель к декабрю — 10,9%). Многие потребительские товары подорожали с начала года на 100-200%, что привело к падению покупательской способности зарплат и пенсий. При этом в правительстве ожидают, что цены и дальше будут расти.
На прошлой неделе Минэкономики скорректировало прогноз по инфляции на 2011 год на уровне 55-75%. Правда, затем приказом сверху этот показатель был снижен до 33-39%. Тем не менее, даже директивно установленный официальный прогноз по годовой инфляции — это рекорд последних 8 лет. С 2002 года, когда индекс потребительских цен, по данным Белстат, составил 42,8%, инфляция выше 30% никогда не поднималась. Причем за последние 5 лет самый высокий официальный показатель инфляции был зафиксирован в 2008 году — 14,8%.
При нынешних темпах роста цен все большее число белорусов рискует попасть в ситуацию, когда «дожить бы до зарплаты» станет реальной проблемой. Понимая, в какую финансовую яму угодили белорусы, власти пытаются сбить растущее социальное напряжение в обществе.
Так, Александр Лукашенко 26 мая подписал указ № 215 «О повышении трудовых пенсий». Документ предписывает с 1 июня произвести перерасчет трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников за I квартал 2011 года. Одновременно в целях дополнительной поддержки получателей минимальных трудовых пенсий предусмотрено увеличить доплату к таким пенсиям с 15% до 20%.
С учетом повышения доплаты пенсии в среднем выросли на 13,7% (на 80,5 тыс. рублей) до 669,8 тыс. рублей. Всего на реализацию мер по социальной поддержке пенсионеров потребуется 201,7 млрд. рублей (до конца года — 1 411,9 млрд. рублей).
Также власти планируют повысить зарплаты бюджетникам. Чтобы не увеличивать разрыв между наиболее низкими и высокими доходами, принято решение не поднимать тарифную ставку первого разряда. Для повышения зарплаты бюджетникам планируется применить механизм индексации. Ее размер, в зависимости от категорий, составит от 130 до 170 тысяч рублей в месяц.
Аналитики, в свою очередь, отмечают, что рост доходов лишь сильнее раскрутит инфляционную спираль. Но правительство предусмотрительно изобрело эффективное, на его взгляд, противоядие, утвердив новый перечень социально-значимых товаров и заморозив цены на них до 1 июля. Кроме того, уже подготовлен проект указа по сдерживанию роста цен в Беларуси.
Начальник отдела прогнозирования Центра макроэкономических исследований «Сбербанка» России Надежда Иванова отмечает, что такие действия правительства могут лишь ухудшить ситуацию.
«Механизм административного регулирования цен не может бесконечно использоваться. Последствиями ограничения роста цен станут дефицит товаров, растущий «черный рынок» и отложенная инфляция».
Финансовый аналитик Сергей Чалый также прогнозирует увеличение товарного дефицита и подчеркивает, что инфляция могла быть намного ниже, если бы власти вовремя приняли меры по стабилизации ситуации на валютном рынке.
«Нынешние цены — это своего рода премия торговли за неопределенность. Чтобы реально останавливать инфляцию, правительству надо решиться на жесткие меры, но которые поставят под угрозу экономический рост», — отмечает эксперт.
Растущая инфляция затрагивает финансовые интересы и еще одной категории населения — вкладчиков, которые держат в банках на депозитах белорусские рубли.
На начало мая вклады в национальной валюте составляли 10,1 трлн. рублей или 3,3 млрд. долларов при курсе чуть более 3 тысяч рублей. Но в результате девальвации объем рублевых вкладов сократился до 2 млрд. долларов в эквиваленте. То есть вкладчики недосчитались сразу 1,3 млрд. долларов.
Между тем часть вкладов также может съесть и рост цен, если инфляция на конец года составит 33-39%. Банки вовсю стараются обеспечить рублевым сбережениям защиту от инфляции, повышая процентные ставки. За последние два месяца они выросли на несколько процентных пунктов. Но пока в большинстве банков средняя ставка по депозиту составляет 22-23%. По прогнозам экспертов, при нынешних темпах инфляции и росте ставок по вкладам, держатели рублевых сбережений проиграют.
Автор: Андрей Кожемякин, БелаПАН
Tweet