Как отдать жизнь в чужие руки
Мы не раз слышали жалобы на то, что люди, открыто делящиеся своей интимной жизнью через социальные сети, совершают огромную ошибку — выносят на суд публики то, чему лучше оставаться приватным. Критикуя открытость, мы забываем – она может быть и полезной: коллективный разум обладает большими знаниями и опытом, чем отдельный человек, и этим опытом можно пользоваться. Но где провести черту?
Вот два недавних примера того, как люди в буквальном смысле отдали свою судьбу в руки общества. Возможно, их не стоит повторять (уж слишком они экстремальны), но поводов задуматься тут множество.
Свидание с хайвмайндом
Делиться тайнами своей личной жизни с близкими и друзьями — обычное дело. Обсуждать с подругами недавние свидания — тоже. Лорен Маккарти — программист, дизайнер и экспериментатор, пошла намного дальше: попробовала при помощи новых технологий впустить в свою жизнь незнакомцев, которые давали ей советы прямо по ходу общения с потенциальными бойфрендами.
Вот Маккарти приходит в кафе — задолго до назначенного времени. Она усаживается за столик и достаёт из сумочки iPod touch. Плеер имеет соединение с интернетом и транслирует всё происходящее перед его камерой через потоковый сервис Ustream. На противоположенной стороне соединения за видео пристально следят работники, нанятые при помощи Amazon Mechanical Turk.
Вот цитата из статьи «Механическая торговля механическим трудом», описывающая, что такое Mechanical Turk:
«Механический турок» — это один из самых известных сервисов, позволяющих работникам и работодателям находить друг друга для выполнения какой-нибудь рутинной деятельности. Появился «Турок» в 2005 году, но с тех пор его описание не стало звучать менее футуристично. Всё дело в степени автоматизированности — обращаться к человеческим ресурсам здесь принято прямо из кода программы. Оцените, кстати, юмор «Амазона» — название Turk они позаимствовали у шахматного «робота» из восемнадцатого века, внутри которого на самом деле сидел живой шахматист.
Чтобы люди смогли помогать программе в том, чего она делать не умеет (к примеру, узнавать, что изображено на картинке), придётся сперва составить текст задания, назначить оплату за каждую часть работы, а иногда даже сделать для работников специальный интерфейс, который бы позволял проще управляться с заданиями.
В данном случае перед работниками «Турка» стояла необычная задача: смотреть трансляцию свидания и присылать Маккарти текстовые сообщения с подсказками. Маккарти по возможности слушалась своих советников, а авторы удачных комментариев получали вознаграждение.
Результат? Шестнадцать свиданий прошли впустую, если не считать уникального опыта. Найти любовь таким способом не получилось. Во-первых, советы оказались так себе, во-вторых, в самые нужные моменты советчиков не было под рукой. Когда какой-то из парней попытался поцеловать Маккарти, она уклонилась и объяснила, что в данный момент не может принять решение. В-третьих, лишние сложности наверняка отвлекали Маккарти и могли мешать общению вместо того, чтобы помогать.
«Сперва я испытывала дискомфорт от того, что потеряла контроль над своими действиями, было очень сложно сказать или сделать что-то, что, что мне не было свойственно — рассказывает Маккарти, — Но со временем я сдалась на милость системы, подстроила некоторые вещи с технической стороны, и начала потихоньку сживаться с коллективным разумом и встраивать его в моё самоощущение».
Однако после месяца экспериментов Маккарти почувствовала себя полностью дезориентированной, и решила, что не в состоянии продолжать эксперимент над собой. Но странных идей она не бросила: «Ещё интереснее было бы сделать систему, куда можно было бы ввести то, каким ты хочешь стать и что ты хочешь делать, и технология направляла бы тебя», — говорит Маккарти.
В конце концов, если бы вместо незнакомых работников советы бы давали прожжённые ловеласы, а вместо айпода использовалось что-нибудь вроде Google Glass, всё могло бы пойти совсем по-другому. Сейчас Маккарти работает над мобильным приложением, которое позволит всем желающим повторить её эксперимент. Найдутся ли таковые?
Человек, продавший себя на бирже
Пять лет назад, в 2008 году, некоему тридцатилетнему сотруднику техподдержки из города Портланд Майку Мерриллу пришла в голову занятная мысль — а не продать ли себя? Речь идёт не о новой работе и не о проституции. Меррилл напечатал сто тысяч акций самого себя и предложил всем желающим приобрести их. Вскоре друзьям и знакомым было продано 929 акций ценой по одному доллару, и у Меррилла осталось лишь 99,1 процента себя. Но вот главная уловка — свои акции Меррилл объявил неголосующими. Все решающие вопросы в его жизни с тех пор принимает совет директоров, в который сам он не входит.
Большая часть акций досталась друзьям, знакомым и коллегам по работе. Некоторые — совсем незнакомым людям, проявившим интерес к эксперименту. Один процент Меррилла принадлежит его брату, ещё 0,84 процента — отцу, две бывшие девушки имеют 0,51 процента и 0,13 процента, а нынешняя набрала уже 3,96 процента акций.
Слоган на сайте Меррилла: Общество через капитализм
Бывшими девушки Меррилла становились именно потому, что жить с человеком, решения за которого принимают другие, оказалось непросто. Например, одна из них не переносила кого-то из друзей Меррилла, но тот имел больше акций, и настаивал на том, чтобы Меррилл проводил свободное время с ним.
Вот несколько других идей, выдвинутых на голосование и принятых акционерами: перестать спать всю ночь и дробить сон на несколько коротких промежутков; стать вегетарианцем; сменить политические предпочтения с демократических на республиканские; не делать вазэктомию, о которой он подумывал (не важно, планирует он сейчас иметь детей или нет, такие решения нередко меняются). Меррилл исполнял всё беспрекословно — даже пытался, как было велено, не спать ночами, но новый режим так измотал его, что от идеи пришлось отказаться.
Меррилл и акционеры
Все эти приключения и подтолкнули предпоследнюю девушку Меррилла покинуть его. Зато к поиску следующей подруги наш герой подошёл совсем иначе: создал из своих акционеров комитет, который голосовал за претенденток и мог предложить свои варианты. Именно так была найдена Марийке Диксон, которую идея о человеке-компании не отпугнула, а наоборот привлекла. С Мерриллом они сошлись с первого раза, и после нескольких отчётов перед акционерами, те дали добро на начало отношений.
Диксон отнеслась к партнёрству очень в духе новой жизни Меррилла: потребовала от него заключить контракт и награждать её опционами (правом на покупку акций по фиксированной цене), будто она привилегированный сотрудник корпорации. Диксон вынашивает планы собрать контрольный пакет акций и полностью завладеть своим бойфрендом.
Меррилл, кажется, по-прежнему не сожалеет о содеянном. Во-первых, даже на изначально проданных акциях ему удалось заработать, а сейчас они стоят около 20 долларов (капитализация составляет 1,2 миллиона). Во-вторых, Меррилл считает, что акционеры стараются принимать за него верные решения, чтобы не навредить своим инвестициям. Парня не смущает даже то, что Диксон метит на обладание им: чем больше она вкладывается, тем, по его мнению, лучше.
***
Дать другим людям возможность направлять свою жизнь становится всё проще. Смартфоны, персональные датчики, носимые компьютеры вроде Google Glass — все эти технологии ещё больше упрощают задачу. Несложно представить себе страшные картины антиутопичного будущего, к которым приведут эти возможности.
Мир, где ты не можешь принять важного жизненного решения, потому что твои личные акции от этого обесценятся. Мир, где общественная оценка вторгается даже в самые интимные моменты. Или мир, где новые механизмы взаимодействия с обществом открывают доселе невиданные возможности и страхуют от неудач, и где ключ к успеху — умелое использование этих механизмов.
Один из этих вариантов в том или ином виде ждёт нас в будущем. И когда примеры вроде тех, что тут описаны, перестанут быть единичными, вопрос о том, делать ли свою ленту в Facebook открытой, покажется нам смехотворным.
Автор: Андрей Письменный, КОМПЬЮТЕРРА
Tweet