В США арестованы «русские» биржевые маклеры Пузайцер, Гроссман, Гольдшмидт и Вакс
Ранним утром 4 апреля в Нью-Йорке арестовали 52-летнего Алекса Пузайцера, 58-летнего Ица Гроссмана и 38-летнего Пола Орену, в Нью-Джерси забрали 47-летнего Александра Гольдшмидта и 54-летнего Михаила Вакса, а во Флориде – 39-летнего Ефима Аксанова и 41-летнего Стива Койфмана. Что натворили эти люди, среди которых один экс-киевлянин?
На фоне очередного политического скандала в Нью-Йорке незаметными прошли аресты, о которых сообщили федеральный прокурор Южного округа Приит Бхарара и начальник нью-йоркского отделения ФБР Джордж Венизелос. С утра пораньше 4 апреля в Нью-Йорке арестовали 52-летнего Алекса Пузайцера, 58-летнего Ица Гроссмана и 38-летнего Пола Орену, в Нью-Джерси забрали 47-летнего Александра Гольдшмидта и 54-летнего Михаила Вакса, а во Флориде – 39-летнего Ефима Аксанова и 41-летнего Стива Койфмана.
«Как предполагается, – с присущим ему красноречием сказал Бхарара, – эти обвиняемые наживались на ничего не подозревавших инвесторах, манипулируя ценами акций на бирже по классической схеме «надуй-и-спусти» («pump and dump»), которая, по их замыслу, должна была принести большие дивиденды. Но когда их горшок с золотом не материализовался, они применили к своему сообщнику угрозы и вымогательства, показав, что их жадность достаточно сильна, чтобы прибегнуть к насилию».
Глава нью-йоркского ФБР, который по важности этого поста считается заместителем директора бюро, пояснил, что аферы «надуй-и-спусти» рассчитаны на наивных инвесторов, обманутых сильно раздутыми утверждениями о цене акций, которые им всучили. «Одной группой жертв в этом деле были обманутые инвесторы, – заявил Джордж Венизелос – Но это не было преступлением «белых воротничков» в традиционном смысле. Другой жертвой стал сообщник: ему и его семье обвиняемые угрожали физической расправой». Все четверо были освобождены под залог, им грозит до 20 лет лишения свободы, но до решения суда они считаются невиновными.
На 65 страницах предварительного обвинения (criminal complaint) агент ФБР Томас Зукаускас разъяснил манхэттенскому федеральному судье Генри Питману суть дела. О себе Зукаускас рассказал, что служит в ФБР с мая 2006 года, и до июля 2011 работал в отделе С-1, который расследует аферы с ценными бумагами, а сейчас работает в отделе C-24 (Eurasian Organized Crime Тask Force или EOCTF), который занимается борьбой с «организованной евразийской преступностью».
В годы существования СССР этот отдел обобщенно называли «русским». На первых 50 страницах Зукаускас подробно доказывает вину Вакса, Пузайцера, Гольдшмидта, Орены, Аксанова и Койфмана в афере с акциями. В основном это распечатка их телефонных разговоров, которые велись по-русски и были тайно перехвачены ФБР. После текста каждой такой беседы агент Зукаускас поясняет: «На основании моей подготовки и опыта, знакомства с ходом расследования и другими перехваченными сообщениями, я считаю, что…»
Как считает Томас Зукаускас, с 2012 года по 27 марта 2013-го Гольдшмидт, Пузайцер, Вакс, Орена, Гроссман, Аксанов и Койфман надували и протыкали биржевой «мыльный пузырь», который также называют «бойлерной». В частности, они получили контроль над большим блоком акций компании Face Up Entertainment Group, Inc. (FUEG), искусственно вздули их стоимость и продали на бирже акций малых компаний (penny stocks) по завышенным ценам инвесторам.
Им сообщалось, что FUEG процветает и занимается играми в Интернете, для чего в том же Интернете размещались липовые пресс-релизы. Однако получить предполагаемую прибыль мошенники не успели, так как не смогли должным образом «раскрутить» репутацию компании FUEG. Начались споры и ссоры, а в итоге четверо обвиняемых «наехали» на «Сообщника-1» (СС-1), которого в деле не называют, так как он стал тайным осведомителем ФБР, и следователи получили в суде разрешение на перехват телефонных разговоров участников аферы. Судя по всему, СС-1 тоже биржевой брокер.
12 последних страниц предварительного обвинения, которое составил Зукаускас, посвящены тому, что я назвал пятнами крови на «белых воротничках». Весной 2012 года Аксанов позвонил СС-1 в Нью-Йорк и сказал, что приедет к нему по поручению Гроссмана по поводу акций FUEG, которые тогда шли на бирже под названием IKCC. Встревоженный СС-1 сообщил об этом Пузайцеру и Гольдшмидту, последний заверил его, что хорошо знает Аксанова и не видит ничего страшного во встрече с ним. Позже они встретились в нью-йоркском офисе СС-1, и Аксанов заявил, что Гроссман хочет, чтобы СС-1 вернул Гроссману 1 млн акций IKCC. СС-1 ответил, что у него осталось только 440 тыс. этих акций, и пошло-поехало…
Летом 2012 года Гольдшмидт сказал СС-1, что Койфман – «крутой парень», который в прошлом избивал людей и был за это арестован. На следующей встрече возник сам Койфман, и в его присутствии Аксанов потребовал с СС-1 350 тыс. акций FUEG, пригрозив «всадить пулю» ему в грудь, что было тайно записано на диктофон. После встречи Пузайцер сказал СС-1, что будет очень нехорошо, если Аксанов из-за этого «позвонит в Москву», а Гольдшмидт добавил, что СС-1 очень повезло, что Койфман его не избил. Требования и угрозы продолжались, аккуратно записываясь агентами ФБР.
«По-моему, – сказал Пузайцер Гольдшмидту по телефону в 7 часов и 1 минуту вечера 25 февраля 2013 года, – ему (СС-1) нужно слегка дать по морде». На это Гольдшмидт со смехом ответил: «Очень даже могу. Нужно решить, когда мы с ним встретимся…». 5 марта Пузайцер сказал Гольдшмидту, что хочет ввести в игру Мишу Вакса, которого он представит СС-1 как его нового партнера. В тот же день агенты ФБР сняли скрытой камерой встречу в холле отеля Setai на Пятой авеню рядом с 38 стрит, где Орена, Пузайцер и Гольдшмидт свели СС-1 с Мишей Ваксом, которой сказал: «Ты знаешь, кто я?»
На следующий день Орена и Вакс пришли в офис СС-1 и потребовали с него 374 тыс. акций FUEG плюс еще 100 тыс. долларов, после чего все его проблемы решатся. 18 марта они встретились в закусочной на Вест 38 стрит в Манхэттене, куда СС-1 пришел с тайным диктофоном. Вакс потребовал, чтобы СС-1 в тот же день принес ему 374 тыс. акций, и пригрозил, что в противном случае ему придется плохо, так как они задействуют Ицика Гроссмана, который шутить не любит. Они грозили СС-1 не только физической расправой, но и тем, что сообщат его отцу, чем занимается сынок, а также арестом и тюрьмой за мошенничество на бирже.
Алекса Пузайцера в русскоязычной общине Бруклина знают хорошо, так как в свое время он был одним из шести совладельцев ресторана «Распутин». Киевлянина Михаила Ваксмана и его младшего брата Бориса в криминальных кругах знают еще лучше. Более четверти века назад, когда южный Бруклин дрожал от кровавых разборок встававшей на ноги «русской мафии», 28-летнему Мише Ваксу принадлежала бензиновая компания MVB Energy в Нью-Джерси. Другая такая же компания Platinum Energy находилась в Бруклине на Авеню U, неподалеку от Брайтон-Бич и принадлежала братьям Борису и Вениамину Найфельдам, а также Илье Зельцеру, и входила в «бензиновую империю» Марата Балагулы.
3 февраля 1986 года в офисе Platinum прошла одна такая разборка, когда туда вошел ныне покойный бандит Вадик Резников и открыл огонь из автомата «Узи».
Зельцер получил 8 пуль в грудь, две в голову и скончался на месте, Биба Найфельд был ранен в палец руки, а Миша Вакс в руку и грудь. Резников и Вакс были приятелями и, вроде бы, деловыми партнерами. Через месяц Резникова по просьбе Балагулы застрелил итальянец из клана Коломбо, а Миша Вакс на следствии сказал, что не знает, кто мог убить Зельцера.
В 1995 году братья Вакс признали себя виновными в «бензиновом деле» в Джорджии, и Михаила приговорили к 41 месяцу, а Бориса к 15 месяцам тюрьмы. В декабре 1998 года Михаил Вакс сказал корреспонденту журнала Barron’s в связи с другой историей, что он «бизнесмен, а не бандит». Дай Бог, чтобы было так, но в конце 2012 года из ФБР просочилась информация о возможной причастности Михаила Вакса к убийству биржевых брокеров Алана Халема и Мейера Лемана, которых застрелили 14 лет назад.
И тогда речь шла об угрозах, которые получали Халем и Леман от «группы русских иммигрантов-бизнесменов», которым задолжал их партнер Джо Логан. Брокеры были связны с мафией и занимались на бирже аферами, вздувая цены на грошовые акции, а затем обрушивая их. Как было тогда установлено, домой к Логану приходили братья Вакс, а за две недели до убийства Халем встретил Логана в международном аэропорту Ньюарка и ударил его по лицу. Следователи не исключали, что Логан был должен братьям Вакс и свалил вину на Халема.
Когда эта история просочилась в прессу в конце прошлого года, расследование дела четверки арестованных 4 апреля шло полным ходом. Тогда представитель нью-йоркского отделения ФБР Джим Марголин ход расследования не комментировал, но тогда же из других источников мне стало известно, что следователи активно интересуются еще одним возможным участником биржевых афер, возможно, причастным к организации убийства Халема и Лемана. Это не менее известный в криминальных и правоохранительных кругах Евгений Слускер, он же Женя Жирный, который сейчас живет в Москве, как Евгений Двоскин. Но это история для следующей статьи…
Автор: АЛЕКСАНДР ГРАНТ, rusrek.com
Tweet