Дипломатия «Джавелинов»

Событие, о котором так долго говорили и не менее долго ждали, свершилось. В Вашингтоне приняли решение о поставке в Украину тяжелого вооружения. Прямо о противотанковых ракетных комплексах (ПТРК) Javelin официально не говорится, но радостные комментарии нашего президента, высказывания сенаторов и истерическая реакция Москвы не оставляют сомнений, что и они в списке поставок.

Следует иметь в виду, что по американскому законодательству необходимо выполнить ряд формальных процедур. В частности, государственный департамент должен сообщить конгрессу о принятом решении по поставкам вооружений. У законодателей есть 30 дней либо одобрить, либо заблокировать это решение. Последнее маловероятно, так как идея продажи Украине тяжелого вооружения в конгрессе пользуется поддержкой со стороны обеих партий.

Военная компонента этого решения американской власти и ее влияние на обстановку на фронте требует отдельного рассмотрения. Здесь не все так однозначно и прямолинейно, чтобы начинать радостно бить в ладоши. По крайней мере, поставки будут сопряжены с определенными условиями и ограничениями на применение ПТРК Javelin. Следует также учесть, что потребуется известное время и соответствующие затраты на освоение нашими военными комплексов под руководством американских инструкторов. За их услуги придется платить из нашего бюджета. Есть еще ряд проблем. Они разрешимы, но требуются затраты и время.  

Гораздо важнее, если оставаться в сфере военной, тот факт, что американское решение открывает возможности для более тесного сотрудничества в военно-технической области с другими западными государствами. Канада уже начала поставки вооружений украинской армии, в которых она нуждается не меньше ПТРК Javelin. Менее осторожно будут подходить к этому вопросу и другие западные партнеры, которые из опасений, похоже, что безосновательных, российских ответных действий сильно тормозили и ограничивали военно-техническое сотрудничество с Украиной.

На данном этапе решение Вашингтона имеет сильное в нашу пользу дипломатическую составляющую. Буквально под занавес года и это не простое совпадение во времени Москва получила сильный военно-политический удар. Отсюда, а не из-за боязни применения ПТРК Javelin, ее истерическая реакция. Нам же нужно без иллюзий оценить, по каким причинам американская власть приняла решение о поставках тяжелого оружия, и какова в нем украинская составляющая.

Если оценивать действия Вашингтона, то следует признать, что оно было принято не столько из-за Украины и нашего конфликта с Россией, а по целому комплексу причин с нашей страной не связанных напрямую.

Во-первых. Однозначно перманентное ухудшение американо-российских отношений уже давно перешедших в стадию холодной войны. Более того, при всей тогдашней напряженности обе столицы оставляли возможность прямого контакта. Это наглядно проявилось в период Карибского кризиса, а еще до него во время противостояния из-за Берлина летом-осенью 1961 года.

Сейчас же и это наглядно проявилось по результатам встречи Лаврова с Тиллерсоном говорить и тем более договариваться просто не о чем. Позиции сторон настолько разные, что найти компромисс практически невозможно. Речь может идти только об отступлении одной из них. Ни Москва, ни Вашингтон на такое не пойдут в обозримый период.

Во-вторых. В США серьезно обеспокоены возможностью расширения российского вмешательства не только на Ближнем Востоке, так называемый вывод российских войск из Сирии никого обмануть не может, но также в Северной Африке, в первую очередь, в Ливии.

В-третьих. Участились столкновения российских и американских самолетов в небе Сирии. Недавно в российской прессе хвастались тем, что российский истребитель Су-35 вроде бы перехватил американский суперсовременный самолет пятого поколения F-22 и заставил его с позором удалиться. Как потом оказалось такие сообщения не более чем фейк. Американский истребитель, отстреливая тепловые шашки, не позволил двум российским штурмовикам Су-25 войти в беспилотную зону в районе Евфрата.

Дело не только в откровенной лжи российских пропагандистов, к этому все давно привыкли, а в постоянном противостоянии в сирийском и не только небе. До этого были опасные сближения и облеты на малых высотах российскими самолетами натовских кораблей в Балтийском и Северном морях. Такое впечатление, что в Москве решили испытывать терпение и выдержку американских и натовских военных. Вот на берегах Потомака и решили ответить, как любят выражаться в Белокаменной, асимметрично.

В-четвертых. Белому дому надоел постоянный шантаж Кремля вокруг договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Россия постоянно его нарушала, производя и модифицируя комплексы «Искандер». И это не единственный пример. В конгрессе уже давно требуют выйти из договора и дело к тому идет.

В-пятых. Свержение Плотницкого в Луганске ясно показало, что в окружении Путина стала преобладать наиболее воинственная группа из военных во главе с министром обороны Шойгу и генералов ФСБ. Люди типа Владислава Суркова потеряли влияние, их креатуры в Луганске и Донецке либо вытеснены, либо переориентировались на других хозяев. Отсюда следует, что формат Волкер-Сурков потерял всякий смысл, и дальнейшие переговоры на этой площадке не дадут в ближайшее время никаких результатов. Вообще переговорный процесс с Москвой, в том числе и по Украине, в данных условиях не ведет хоть к каким-то результатам. Это касается как нормандского формата, так и других площадок.

В Москве ждут формирования правительства в Берлине, чтобы попытаться снизить влияние США на переговорный процесс по Украине и снова начать нормандский формат на других, как представляется Путину, более выгодных для него условий. Эту простую логику в Белом доме и госдепартаменте прекрасно понимают и дают понять Кремлю, что игнорировать сверхдержаву не позволят. Да и европейцы навряд ли ради Путина будут ссориться со своим главным союзником.

Весь этот комплекс причин заставил Вашингтон пойти на лицензирование поставок тяжелого вооружения Украине в качестве обозначения красной линии, к которой Москва столь опрометчиво приблизилась.

Вторая составляющая предупреждения состоит в том, что в случае неадекватного реагирования Кремля на американское решение есть еще в рукаве не менее сильный козырь в виде возможного принятия в феврале-марте будущего года более жестких персональных, финансовых и торговых санкций против России. 

Усиление вокруг Кремля военной и чекистской группировок неизбежно должно усилить их противостояние в олигархами и промышленными генералами.  Последние с большой тревогой, по изложенным причинам, ждут доклада конгрессу и соответствующего усиления санкций. У очень многих есть большие шансы попасть в санкционные списки. И дело не только, что они станут невъездными, с этим они бы как-нибудь примирились и замерли в ожидании лучших времен. Гораздо опасней, что начнется секвестр, а потом и конфискация их финансовых ресурсов, припрятанных в западных банках, и недвижимости в живописных уголках Европы и в ее главных городах.

В Вашингтоне не делают секрета, что именно против этой части российской элиты и направлено острие санкций. Немедленно олигархи и другие в их окружении заговоры и интриги плести не станут. Слишком опасно. Тем не менее, от обычного ворчания к реальным действиям путь очень короткий. Об этом говорит история практически всех диктаторов и авторитарных правителей.

С практической точки зрения принятое США решение благоприятно для Украины. Осталось только им правильно и с пользой для страны воспользоваться.

Автор: Юрий РАЙХЕЛЬ; ДЕНЬ

You may also like...