Как я устраивалась охранником: «образование любое, опыт работы любой»
Город потихоньку превращается в режимный объект. Решила усугубить процесс и тоже податься в охрану. Стрелять и драться, ясное дело, не умею. Но для этого существуют специальные школы. Надев спортивный костюм, топаю в ближайший учебный центр. Ожидала увидеть полуподвальную «качалку», где суровые мужики палят по мишеням. Но школой оказалась крохотная сырая пристройка. В одной из комнатушек (которая и есть учебный класс) скучает директор. Лара Крофт отдыхает
– Здравствуйте, – говорю. – Я к вам на учебу.
– А почему в спортивном костюме? – удивился мужик. – У нас занятий нет, есть только дипломы. Стоит тысячу рублей.
– А он настоящий?
– Не сомневайтесь, – кивает директор. – Давайте паспорт, будем оформляться. Через три дня приходите с деньгами.
Вот и все. Освоила науку. Очень легко дались знания законов. Есть психологическая подготовка. Владею навыками самообороны. Короче, Лара Крофт местного разлива.
«Надо продаться подороже, раз я такой профессионал», – думаю, открывая Интернет. Вакансий завались. В каждом втором объявлении приписка: образование любое, опыт работы любой. Одни требуют лицензию, другие – нет. Странно, по закону без корочки охранника (ее выдают в милиции, если принесешь ворох справок) работать вообще нельзя. Или можно? Звоню в один из ЧОПов (частное охранное предприятие. – Прим. ред.), где набирают женщин.
– Только вот лицензии у меня пока нет, – начинаю заранее извиняться. – Опыта работы тоже. Но диплом имеется – недавно купила.
– Вы нам подходите! – обрадовался кадровик. – Подъезжайте прямо сегодня. Главное ведь, чтобы человек был хороший.
Фирма вроде приличная: дорогие компьютеры, хорошие столы. Убедительно, одним словом.
– У меня есть вакансия в крупном магазине, торгующем бытовой техникой, – улыбается кадровик, который представился Денисом. – Зарплата – 14 тысяч рублей. Будете при входе ловить «несунов». Еще нужно останавливать покупателей, сверять чек и покупку. Стажировка один день и сразу на работу. Подходит?
– Наверное, – пожимаю плечами, удивляясь такой спешке. – А как этих «несунов» ловить?
– На месте сориентируетесь, – махнул рукой парень. – Напарницы у вас будут хорошие. Одна в детском саду работала, другая – в колонии. А мужиков специально не берем – пьют много.
На прощание Денис продиктовал список документов для оформления договора: паспорт, ИНН и «пенсионка». Никаких справок не надо, мол, и так видно, что я не наркоманка. К тому же оружие не дадут – только рацию. А что если я психованная и задушу покупателя голыми руками? Но это никого не волновало.
На следующий день после собеседования я пришла и вытащила свой мигрантский паспорт. Кадровик закряхтел-заохал. И в итоге выставил вон. Оказывается, мигрантов не берут – закон против.
Лицензию получит любой
– Табу на мигрантов – это единственное правило, которое соблюдают владельцы ЧОПов, – говорит замначальника Управления организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью МВД России Михаил ПОТАПОВ. – Чехарда в охранном бизнесе началась после серии терактов на ул. Гурьянова и трагедии «Норд-Оста». Тогда вышло постановление, согласно которому все социальные объекты должны охраняться. Платит город. На вневедомственную охрану ГУВД у Москвы денег не хватило. На ЧОПы и подавно. У них тогда были внушительные тарифы. Получать в три раза меньше, охраняя школу, желающих не нашлось. Вот тогда в бизнес и влезли хапуги. Им дали зеленый свет – убрали все бюрократические барьеры по регистрации ЧОПа.
«Охранки» размножались, как бактерии. Когда удовлетворили социальные объекты, перекинулись на офисы, супермаркеты и бары. Из-за дикой конкуренции рухнули цены. Крупные ЧОПы забились в угол, многие разорились.
– «Саранча» победила за счет дешевой рабочей силы, – продолжает Потапов. – Зачастую директора «охранок», получив срочный заказ, набирают людей с улиц. Доходит до того, что вербуют привокзальных бродяг. Помоют, форму наденут, рацию в зубы – и вперед! Половина из таких «профессионалов» в этот же день напьется, другая – уйдет с поста…
Как выяснилось, 68 процентов московских секьюрити – жители глубинки. Они заняли нишу охраны с таким же рвением, с которым гастарбайтеры хлынули на столичные стройки. Конечно, наши мужики тоже могли бы «впахивать». Но потеть – это как-то не по-русски. А в охране работенка непыльная: смотришь телик или куришь на пороге магазина. И главное – даже при устройстве напрягаться не надо: в профессионализме бывшего тракториста никто не усомнится.
– Придет случайный человек в тот же детский сад, – рассказывает Михаил Анатольевич. – Покажет официальное направление из ЧОПа. А ЧОП обслуживает детский сад, потому что его одобрила префектура. Правда, тендер она проводит по принципу: кто меньше попросил – тот и выиграл.
– Да, но есть ведь нормальные ЧОПы, где работают лицензированные охранники…
– Лицензия гарантирует только вменяемость человека – мы требуем справки. Но знание законов и физподготовку не проверяем. Если человек показал диплом школы охранников (который зачастую куплен) – обязаны верить. Парадокс. Еще обиднее, что и сами ЧОПы закрыть не можем – только через суд. За прошлый год ни одной лицензии не отозвали. Вот это все мне приходится объяснять бизнесменам, которые прибегают с криками: «Кому вы штампуете лицензии? Дежурный на КПП не заметил грабителей. Другой охранник вообще потерял пистолет по пути на работу!»
Только декорация!
Оказывается, бывает и такое. Что касается оружия, то с ним вообще полная ерунда. Во-первых, получить разрешение проще простого (в милиции надо показать корочку и сдать зачет по стрельбе). Во-вторых, охранника с оружием никто не контролирует. Получил пистолет в офисе ЧОПа и едет через весь город на охраняемый объект. Или не едет. Проследить, конечно, можно. Допустим, на постовом милиционере закрепляется датчик, и все передвижения фиксируются на мониторе. А охранник – птица вольная. Если потерял оружие – не печалится (ответственность не предусмотрена).
– А то, что он проворонил «нежданного гостя», это в порядке вещей, – объясняет Михаил Потапов. – Зачастую охранники вообще с трудом соображают, какой сегодня день. Это все от недосыпа.
Дело в том, что парни из регионов на жилье в Москве тратиться не хотят – предпочитают вахтенный метод. Самый распространенный график: двадцать через десять. То есть двадцать дней работаешь и живешь на охраняемом объекте, десять – дома. Ночуют они, как правило, в какой-то каморке. Условий никаких. Сказывается постоянный недосып. Человек ходит как в тумане. На посетителей смотреть тошно. Вот и недосмотрел.
От «несунов» не защитят
Так послушать – кругом одни дураки. Решила проверить. В смысле стянуть что-нибудь из магазина в целях эксперимента. Договорилась с администрацией крупного торгового центра: мол, вы охрану не предупреждайте и милицию не зовите. Все верну!
– Интересно, рискни, – усмехнулась женщина-администратор, которая представилась Натальей.
Хожу между рядов: там пиво – тут мыло. Двое охранников стоят возле касс. Еще двое патрулируют зал, на поясе у них орет переносное радио. Конспираторы! Недолго думая, снимаю упаковку с мыла (на ней находится штрих-код, который пикает на кассе) и в сумку. Зубную пасту – туда же. При выходе никто не остановил.
– Так я и думала, – качает головой Наталья.- У нас каждый месяц выносят мелочевки на 20 – 30 тысяч.
– А если вдруг заметят, догонять будут? – спрашиваю.
– А давай! – загорелась администратор.
Снова захожу в зал, но на этот раз электроники. Беру, не таясь, несколько картриджей и сую в карман брюк. Уверенно топаю к выходу. Охранник уже ждет, принял боевую стойку. Не дожидаясь вопросов, бегу к выходу. В руках «врага» осталась только куртка.
Короче, от «несунов» они действительно малоэффективны. От хулиганья тоже. Яркий пример – недавний чемпионат Европы по футболу. После победы наших над голландцами фанаты ломанулись в Елисеевский магазин. Били дорогущий виски об пол, швыряли консервами в витрины… Охранники на рожон не лезли – переждали бурю, вжавшись в прилавки. Так что эффективны секьюрити только против дураков, которые пытаются стащить что-нибудь грандиозное. Это сразу видно в камере, и внутрення служба безопасности дает отмашку сторожам. Но если те сплоховали, то без претензий.
Они ничего не гарантируют
– Согласно закону «охранка» не должна возмещать убытки клиента, – говорит Потапов. – Только если этот пункт специально оговорен в договоре между ЧОПом и заказчиком. Но даже если клиент выиграет суд, то он получит ровно 20 тысяч рублей – это уставный фонд предприятия (арест на имущество владельца накладывать нельзя).
Выходит, что охранники не только зачастую ничего не умеют, но ничего не гарантируют. По факту бизнесмены платят за декорацию у дверей (в сутки один сторож обходится в 6 – 10 тысяч рублей). Похоже, коммерсантам охрана нужна больше для проформы или как успокоительное. Дескать, у меня там все под контролем.
А вот городские власти наконец перестали самоуспокаиваться. Опасно. Ладно, если дохляк прохлопает магазинную кражу. А если это будет, не дай бог, налет на школу? В ближайшие два года мэрия планирует заменить на всех социальных объектах сотрудников ЧОПов на вневедомственную охрану ГУВД (хоть это и дороже). А еще в Госдуму направлен новый законопроект. Если примут – половина ЧОПов разорится (уставный фонд повысят с тысячи рублей до 500 тысяч). У тех, что останутся, отберут оружие (останутся дубинки и рации). В общем, все как обычно. Сначала надо создать проблему, а потом ее героически решать. Так и тут. Сперва государство ломает плотину, и в город несется мутный поток «охранного бизнеса», а потом пытается возвести новую, но уже на ощупь, барахтаясь в воронке. Как бы опять не промахнулись…
КОМПЕТЕНТНО
Юрист компании «Свой ЮристЪ» Виктория КЛУНДУК: На что имеете право
– В магазине вы не обязаны оставлять свою сумку в камере хранения, – говорит Виктория. – Даже если в пакете есть товар, который приобретен в другом магазине и продается в этом – достаточно поставить охранника в известность (не показывая при этом сам товар). Если на выходе охранник просит открыть сумку для досмотра, откажите. Даже если вас подозревают в воровстве, охранник не имеет права обыскивать и устраивать допрос (администрация магазина тоже). Вас могут лишь задержать, вызвать милицию и караулить до ее приезда.
Если ваши права нарушены, звоните на «горячую линию» Департамента потребительского рынка и услуг Москвы по тел. (495) 694-48-52 по будням с 10.00 до 17.00.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Нас стерегут агрессивные неудачники
– Я бы разделил всех охранников на две части, – говорит психолог Михаил ВИНОГРАДОВ. – Первая – пенсионеры силовых ведомств и те, кто прошел «горячие точки». У последних психика зачастую нарушена. Они могут палить из пушки по мухе. Что касается бывших силовиков, то у них за годы службы выработалось стойкое чувство превосходства над «обычными людьми». Отсюда и пренебрежительное отношение к клиентам.
Вторая категория охранников – это агрессивные неудачники из регионов. В охране их привлекают оружие и «местечковая власть». Но, несмотря на врожденную агрессивность, трусливы (понимают, что риск минимальный). При этом амбициозны. Устроившись в охрану, думают, что все у них в жизни удалось – добились статуса. Но быстро понимают, что ошиблись. Это бесит. Кроме того, они банально завидуют и даже ненавидят покупателей, которые затариваются у них на глазах дорогим виски. Казалось бы, не нравится – уйди. Но большинство из них ничего не умеют, поэтому терпят. Когда разочарование достигает своего пика – переступают черту закона или кончают жизнь самоубийством.
В ТЕМУ
Опасные люди
Пару лет назад охранники в Хабаровске, которые сторожили дачный поселок, убили двоих парней за то, что те копали картошку на чужом огороде.
В 2007 году в Омске охранники больницы № 4 убили женщину за то, что она вернулась в корпус после отбоя.
Два года назад задержали «сторожей», которые, охраняя МГУ, вымогали у студентов деньги.
МНЕНИЯ
ЗА
Начальник Бюро экономической безопасности Московской торгово-промышленной палаты Дмитрий КАПЛИН: «Без них не обойтись»
– Сейчас ни один предприниматель не может обойтись без услуг частных охранных предприятий. Принятие нового законопроекта приведет к сокращению количества ЧОПов. Это в первую очередь ударит по ветеранам силовых ведомств (они составляют 25 процентов от общего числа охранников). Спрос на охранные услуги никуда не денется. Ресурсов вневедомственной охраны на всех не хватит. А это значит, что охранный бизнес уйдет в тень. И тогда контролировать его будет нереально.
ПРОТИВ
Директор ЧОПа «АБТ» (Швейцария) Денис КУПОВСКИЙ: «Такие «сторожа» не нужны»
– Я русский, но давно живу в Швейцарии и сам директор «охранки». Мне кажется, что охранники в России стоят, словно пугало на огороде. Они эффективны только против шпаны. Профессионалы либо придумают отвлекающий маневр, либо нейтрализуют их. Поэтому охрана должна быть незаметной. Нужно внедрять своих сотрудников в персонал. Допустим, грабители ворвались в магазин, а тут кассирша открывает огонь на поражение! Так сейчас работают в Европе. Но таких профи в России единицы. А те, что есть, просто не нужны.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Называйте вещи своими именами
Говорить о том, что все охранники – тупые неудачники, глупо, да и неправда. Есть среди них вменяемые люди. Проблема в другом – перепутались понятия. Охрана – это внутренняя служба безопасности (они не мелькают, появляются, только когда надо). А человек, который проверяет пропуск на КПП, – это вахтер. Охранник, который дрыхнет при входе в больницу, – сторож. А тот, кто сверяет покупку и чек, – контролер. Все вместе – это обслуживающий персонал. Но им дали статус (пусть и эфемерный) и моральное право применять силу. В этом вся проблема. Статус притягивает амбициозную шантрапу, которой работать вахтером было бы западло. Что самое интересное, мы ведь тоже поверили в миф о статусе. Заходишь в супермаркет и сразу натыкаешься на предупреждающий взгляд. Дескать, ты тут не балуй! И действительно, как-то смутился, плечи втянул. Особенно народ теряется в государственных конторах – там «сторожа» особо важные и непробиваемые. Так, в некоторые управы не прорвешься даже в дни приема. Хотя, может, чиновники таким спосо
бом просто отгородились от живых людей и их проблем. Хорошо хоть прессу охранники не перехватывают. Пока…