Муниципальное жилье в Украине: или взятка, или твою квартиру получает более «подготовленный» человек
«В районной администрации Киева мне сказали: или ты платишь $78 тыс., или твою квартиру получает более «подготовленный» человек…» Свыше половины квартир, выделяемых очередникам, «обременены» взятками чиновникам. Реально ли добиться в Украине того, чтобы деньги из бюджета на строительство жилья тратились прозрачно?
«В районной администрации Киева мне сказали: или ты платишь $78 тыс., или твою квартиру получает более «подготовленный» человек, — делится с журналистами Сергей Медведенко (имя и фамилия изменены), участковый милиционер, бывший очередник. — На кону была 3-комнатная квартира в центре столицы (на тот момент — стоимостью $250 тыс.). Так что я согласился».
О происхождении денег наш собеседник деликатно промолчал. Впрочем, это тема для отдельного расследования.
Между тем юристы, специализирующиеся на антикоррупционной деятельности, отмечают, что за последние 10 лет уровень коррупции при распределении казенных квартир достиг отметки в 50-70%.
Сказки украинского леса
На самом деле определить, сколько всего денег страна, в лице различных государственных и местных органов власти, тратит на возведение жилья, крайне сложно. Сведенной информации нет ни у Минрегионстроя, ни у МинЖКХ. «По моей информации, на данный момент действуют около 450 государственных жилищных программ, которые финансируются из бюджета хаотично: какая-то — на 5%, какая-то вообще не финансируется», — сообщил Алексей Кучеренко, министр по вопросам ЖКХ.
В итоге очередь на улучшение жилищных условий, в которой, по состоянию на 31 декабря 2007 г., пребывали 1,3 млн семей, практически не движется. «Нынешние темпы строительства жилья решат эту проблему не раньше, чем через 65 лет», — констатирует Роман Жуковский, руководитель Главной службы социально-экономического развития Секретариата президента.
В сентябре 2008 г. президент Ющенко поручил Кабмину объединить большинство существующих программ под «шапкой» «Доступное жилье» и передать их на попечение одному министерству. Какому — в итоге так и не решили. Впрочем, достаточно проанализировать даже часть действующих программ, чтобы прийти к неоригинальному выводу: эффективность их работы весьма сомнительна (подробнее — см. «Что стопорит реализацию программы «Молодежное жилищное строительство», стр. 31).
Что же касается финансирования этих программ, то об эффективности использования казенных средств можно судить уже только по тому, что ни КРУ, ни МВД не сочли нужным поделиться с журналистами сколь-нибудь конкретной информацией.
Так, в КРУ «ВД» сообщили, что проверки использования средств в рамках госпрограмм проводят лишь раз в два года. С их результатами профильное ведомство поделиться с «ВД» не пожелало, вначале сославшись на сложности с нахождением информации о количестве и масштабе нарушений в архиве, а позже заявив, что проверки за 2006-2007 гг. все еще в процессе и закончатся только через три недели .
«Данные же за 2004-2005 гг., по мнению наших специалистов, предоставлять не имеет смысла, так как они не будут точно иллюстрировать картину нарушений, наиболее популярных для последнего периода. Кроме этого, необходимо поднимать архивы, делать сводку…» — так Елена Тетерина, пресс-секретарь КРУ, мотивировала отказ в предоставлении данных, интересующих «ВД».
Сотрудники МВД, к которым журналисты «ВД» обратились с официальным запросом еще в феврале, ответили буквально следующее: «Нарушения при реализации жилищных программ ведомство не выделяет в отдельную категорию, поэтому представлением о реальных масштабах злоупотреблений в этой сфере не владеет».
В профильных организациях от коррупции не открещиваются, но о масштабах не говорят. Мол, ничья вина в итоге так и не была доказана. «Действительно, было много обвинений в злоупотреблениях. Скажу больше, злоупотребления действительно были, только виновных не поймали, хотя и пытались это сделать», — говорит Валерий Омельчук, бессменный глава правления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству, переживший на этом посту не одно украинское правительство.
По данным пресс-службы фонда, очередники регулярно подают иски с обвинениями в коррупции в адрес работников фонда. Однако после введения в 2006 г. рейтинговой системы ни одного сотрудника фонда не привлекли к ответственности, так как не смогли доказать вину. А до внедрения новшества было лишь несколько прецедентов в Крыму и Херсоне, и то — обвиняемые сотрудники отделались лишь увольнением.
«Нарушения начинаются уже на стадии формирования самой очереди по жилищным программам (подробнее — см. «Как ускорить продвижение в очереди на получение кредита по программе «Молодежное жилищное строительство», стр. 30). Дети и родственники чиновников «пролазят» через «своих» в льготные очереди и фактически за копейки (как минимум в два раза дешевле рыночной стоимости) получают квартиры, — утверждает сотрудник правоохранительной организации, пожелавший остаться неназванным. — И через полгода-год перепродают жилье втридорога — ведь жить в таких «ужасных» условиях (небольшой метраж, не самый престижный район) они, естественно, не будут.
Я сам неоднократно сталкивался с подобными примерами, но доказать что-либо в таких случаях очень сложно».
Помимо родственников причастных к дележу кредитов и квартир чиновников, на дешевое жилье могут рассчитывать и простые смертные. Правда, за отдельную плату, которая, по оценкам опрошенных «ВД» очередников, колеблется в пределах $5-100 тыс. — в зависимости от региона, района города, уровня знакомств и т. п. Получается, что с учетом взяток стоимость доступного жилья не так уж далека от рыночной.
По словам источника, данный пример далеко не единичный, и в МВД многие в курсе, кто и какие взятки берет. «Но для того чтобы кого-то посадить за подобное преступление, необходимо собрать железные доказательства, что практически нереально по причине замкнутости треугольника «администрация — милиция — прокуратура». Все попросту покрывают друг друга, и никто не хочет дополнительных проблем», — резюмирует эксперт.
Бой с ветряными мельницами
Приоритетными в будущем году должны стать программы «Доступное жилье» и «Социальное жилье». Совокупно на обе инициативы планируется выделить более 7 млрд грн. (хотя в проект госбюджета сумма еще не внесена). Однако профильные ведомства не спешат принимать меры для контроля за целевым использованием этих средств.
Пока поступило лишь несколько инициатив от Министерства регионального развития и строительства. Ведомство разработало специальный законопроект «Об обеспечении граждан доступным жильем», который предусматривает создание автоматической системы сбора, накопления, учета и предоставления информации о тех, кто имеет право на доступное жилье, и создание единого реестра таких лиц. Подобная система уже несколько лет существует в «молодежке». Но, по мнению большинства опрошенных «ВД» очередников, которым удавалось получить кредит по этой программе, она не избавляет от коррупции.
Минрегионстрой также предлагает запретить перепродажу доступного жилья в течение пяти лет с момента его приобретения. Однако ввиду внеочередных выборов принятие законопроекта откладывается на неопределенный срок.
На минувшей неделе Кабмин утвердил концепцию Государственной социально-экономической программы по обеспечению граждан жильем на 2009-2016 гг., разработанную Министерством регионального развития и строительства. В документе говорится о прекращении практики предоставления бесплатного жилья.
Виктор Ющенко, в свою очередь, поручил Генпрокуратуре «не допустить нецелесообразного использования средств, которые будут выделяться по программе «Доступное жилье».
По мнению же «ВД», в условиях кризиса, когда бюджет страны трещит по швам, государству стоит пересмотреть приоритеты, отказавшись от ставшей в Украине популярной практики «проедания» казенных денег. Ведь любая, даже самая благая социальная программа — это дополнительные поборы с бизнеса, который в нынешних условиях поставлен на грань выживания. Планируемые же ассигнования в размере 7 млрд грн. можно было бы направить на поддержку тех бизнесов, которые власти определили в качестве приоритетных. Расчет прост: претендентов на социальную помощь, на распределение которой столь падки коррупционеры, стало бы меньше.
МНЕНИЕ
Алексей Кучеренко, министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства:
— Надо перестать обманывать людей. Пора признать, что в существующей бесконечной очереди жилье получат далеко не все. Кроме отсутствия политической воли есть и другие причины, мешающие реализации госпрограмм. В ситуации, когда можно строить коммерческое жилье и продавать его по бешеным ценам, местные власти не видят резона заниматься социальным. Приведу пример одной из моделей дополнительного заработка, которая действует в жилищных программах Киева.
До недавнего времени на местном уровне действовала норма о том, что 10% строящегося жилья стройкомпании должны отдавать городу (16 сентября ВР уменьшила эту норму до 5% в части жилья, приняв закон о содействии строительству — прим. «ВД»). Застройщик, получивший земельный участок, скажем, на Печерске, сдает стоквартирный дом. Киевская власть из 10 причитающихся ей квартир пять отдает прокурорам, судьям и прочим важным людям.
Остальные квартиры продаются по цене, к примеру, $3 тыс. за 1 кв. м. Потом за эти деньги покупаются пять квартир, но уже на Оболони, где их стоимость в полтора раза дешевле. И уже это жилье подлежит распределению по городским программам. Конечно же, разница идет не в бюджет Киева, а в карманы чиновников. Я — не работник прокуратуры, не могу озвучивать фамилии, суммы. Но, насколько знаю, приведенный пример — типичен.
Олег Андреев, адвокат юридической компании Amparo Consulting Group:
— Ранее ст. 7 Закона Украины «О борьбе с коррупцией», предусматривающая ответственность за коррупционные действия, предполагала увольнение виновного чиновника с последующим запретом занимать должность в госорганах в ближайшие три года. После внесения в 2003 г. изменений в закон наказание было ограничено штрафом до 17 необлагаемых минимумов (ныне 850 грн.).
Поэтому правоохранительные органы неохотно берутся за расследования: им придется проделать большой объем работы, но в итоге виновный чиновник отделается легким испугом и даже не расстанется со своим креслом. Если гражданин сталкивается с коррупцией при реализации государственных жилищных программ и все же хочет защитить свои права, он вправе подать заявление, подкрепленное фактическими данными в районную милицию. Очень важно наличие нескольких свидетелей, которые могут подтвердить нарушение закона. Диктофонная или видеозапись не спасет — ее можно толковать по-разному.
Что стопорит реализацию программы «Молодежное жилищное строительство»
На реализацию программы «Молодежное жилищное строительство», контролируемой Госфондом содействия молодежному жилищному строительству, с 1997 г. было выделено более 1 млрд грн. Согласно принятой в 2002 г. Государственной программе обеспечения молодежи жильем на период с 2002 по 2012 гг., ныне Фонд уже недополучил около 0,5 млрд грн.
Программа предоставления льготных долгосрочных кредитов на строительство, приобретение жилых домов и квартир под 3% годовых, по словам ее «кураторов», функционирует неэффективно из-за отсутствия надлежащего финансирования. «В нашей рейтинговой системе зарегистрировано около 26 тыс. семей. Учитывая, что в среднем выдается около 650 кредитов в год (в 2007 г. — 632, в 2006-м — 646), получается, что стоящие в очереди молодые семьи удастся обеспечить жильем не ранее, чем через 20 лет. Хотя за это время большинство из них уже давно успеют состариться (перерасти «проходной» по программе возраст — 35 лет)», — сетует «ВД» Валерий Омельчук, глава правления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству.
Программа компенсации процентных ставок по молодежным жилищным кредитам фондом также не без «изъянов». Во-первых, государство порой «забывает» в срок исполнять свои обязательства по погашению займов. Так, в 2006 г. не было заключено ни одного соглашения, а ставки по уже заключенным погашались не вовремя — вследствие невыделения государством денег. Во-вторых, расчетная стоимость 1 кв. м жилья, используемая при исчислении компенсации, определяется местными властями по минимальным ставкам. К примеру, в Киеве расчетная стоимость составляет 4876 грн. Конечно же, эта цифра существенно ниже реальной рыночной стоимости «квадрата» жилья.
В результате получается, что размер компенсации составляет не 12%, а в среднем 6-7%.
Как ускорить продвижение в очереди на получение кредита по программе «Молодежное жилищное строительство
Глава правления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Валерий Омельчук уверял корреспондента «ВД», что рейтинговая система формирования очереди исключает ручное управление: «От работника фонда не зависит выбор претендента на участие в программах. Заемщики собственноручно заполняют анкету, подтверждают правдивость предоставленной информации своей подписью и копиями соответствующих документов. Ответственный работник фонда лишь вносит информацию в компьютерную базу и заверяет ее своей электронной подписью. Далее компьютерная программа выставляет баллы, исходя из которых формируется первоочередность.
Вы можете перемещаться по списку в зависимости от изменения семейных обстоятельств. Например, были на 300-м месте, родилась тройня — переместились на третье». Однако, как выяснила «ВД», при приеме документов сотрудник Госфонда проверяет их исключительно «на глаз». Правда, в фонде считают, что подделка документов — дело слишком хлопотное, поэтому никаких махинаций быть не может. Со списком очередников на «молодежку» можно ознакомиться на сайте Госфонда (правда, он временно не работает из-за отсутствия финансирования).
Данный документ не содержит имен и фамилий, лишь кодовые номера (для конфиденциальности). Если человек усомнится в том, насколько обоснованно его обогнали в очереди, фонд предоставляет ему все подтверждающие документы — справки, которые никем не проверяются.
Как реализуется госпрограмма «Молодежное жилищное строительство»
Суть госпрограммы
Госфонд содействия молодежному жилищному строительству при Кабмине работает по двум программам — предоставления льготных долгосрочных кредитов и компенсации процентных ставок по молодежным жилищным кредитам.
Суть первой программы: выдача за счет бюджетных средств льготных долгосрочных госкредитов на строительство и приобретение жилья. Кроме низкой ставки — 3%, семьям, в которых есть дети, полагаются бонусы: если у заемщиков один ребенок — они освобождаются от уплаты процентов по кредиту, если в семье двое детей — за счет бюджетных средств погашается 25% суммы обязательств по кредиту, трое и больше — 50%.
Вторая программа предполагает, что молодые семьи или одинокие молодые люди берут банковский кредит, выплачивают его, а фонд компенсирует им часть выплачиваемых банку процентов в размере учетной ставки НБУ (сейчас 12%). Госпомощь предоставляется при условии пребывания заемщика на квартирном учете, возрасте членов семьи не старше 35 лет, достаточной платежеспособности для оплаты обязательного личного взноса — 6% от расчетной стоимости строительства.
Инга Левченко, Власть денег
Tweet