Настоящие полковники
Далекая от главных горячих точек мира Южная Америка последнее время вооружается так активно, как будто всерьез решила поднабраться недостающего ей опыта участия в крупных войнах. В 1999 – 2008 гг. расходы стран континента на оборону выросли в полтора раза. Рост явно продолжится и в этом году: только за август – сентябрь латиноамериканцы успели заключить сразу несколько рекордных по масштабам военных контрактов.
ЛЕВЫЙ МАРШ
Демонстративнее всех вооружается президент Венесуэлы Уго Чавес. Статус неформального лидера левого антиимпериалистического движения обязывает его всегда быть готовым к схватке с вечными врагами всех прогрессивных сил человечества – США и их сателлитами. По оценкам Стокгольмского института исследования проблем мира, расходы Венесуэлы на импорт оружия в 2006 – 2008 гг. выросли в несколько десятков раз по сравнению с 1990-ми гг. За три года Чавес импортировал оружия на $2 млрд.
Плохая репутация венесуэльского президента на Западе заставляет его обращаться к менее разборчивым поставщикам – старинным друзьям левых бунтарей всего мира России и Китаю. Особенно дорогим клиентом Чавес стал для Москвы: в 2006 – 2008 гг. 97% оружейного импорта в Венесуэлу обеспечил российский ВПК. 2009 год открыл горизонты для новых рекордов. Столкнувшись с угрозой появления американских военных баз в соседней Колумбии, Чавес не стал смотреть на тяжелое положение экономики и 10 сентября договорился с Москвой о выделении ему $2,2 млрд целевого кредита на закупку очередной партии российского оружия и военной техники.
К счастью для Рособоронэкспорта, Чавес не одинок в своей борьбе. На мировой рынок оружия выходят новые покупатели из Южной Америки, которые не хотят больше быть легкой потенциальной добычей для вашингтонских генералов. Лучший друг Чавеса, президент Боливии Эво Моралес тоже включился в гонку вооружений. В феврале 2009 г. по проторенной тропе он отправился в Москву, где заключил сделку на невиданную до этого в Боливии сумму $100 млн. Поставки оружия Моралес, как и Чавес, оплачивает предоставленным Россией целевым кредитом.
Самый младший союзник Венесуэлы на континенте – Эквадор. Друг Чавеса Рафаэль Корреа пришел там к власти только в начале 2007 г., но уже успел сделать многое, чтобы доказать свою преданность левому движению. Корреа отказался продлевать США договор аренды военной базы у порта Манта, который истекает в 2009 г. Рассорившись с Вашингтоном, эквадорский президент решил укреплять обороноспособность страны самостоятельно. В ответ на то, что власти Колумбии без спроса провели на территории Эквадора военную операцию против базирующихся там колумбийских леворадикальных повстанцев, Корреа занялся укреплением северной границы. В 2008 г. в Эквадор было импортировано оружия больше, чем за все предыдущее десятилетие. Однако на этот раз главным поставщиком стала не Россия, а Чили, которая продала Эквадору европейских танков, истребителей и даже подводных лодок почти на $150 млн.
ФОРПОСТЫ ВАШИНГТОНА
В отличие от России, Соединенные Штаты один за другим теряют южноамериканские рынки сбыта для продукции своего ВПК. На континенте, который веками считался зоной приоритетного влияния США, у Вашингтона почти не осталось надежных союзников. Когда Эквадор отказался продлевать договор аренды военных баз, США пришлось обратиться за помощью к единственному оставшемуся правому и проамериканскому лидеру региона, президенту Колумбии Альваро Урибе.
Тот разрешил американским военным использовать семь колумбийских баз за $40 млн в год, но оказалось, что остальные страны Южной Америки совсем не рады такому решению Колумбии. Урибе был вынужден объехать весь континент, доказывая свои коллегам, что США будут использовать базы только для борьбы с производством наркотиков в Колумбии и не станут проводить никаких операций в соседних странах.
В это тяжелое время Урибе поддержал всего один южноамериканский лидер – президент Перу Алан Гарсиа. Формально он проповедует левую идеологию, но в реальности больше придерживается союза с Колумбией и США. В 2006 г. перуанцы выбрали Гарсиа президентом, так как он был единственной реальной альтернативой кандидатуре Оянты Умале, который не скрывал своего стремления сделать Перу еще одним союзником Венесуэлы.
Само собой, что Гарсиа, вслед за Колумбией, оказался в очень напряженных отношениях с «осью добра» Чавеса. Оба союзника США активно готовятся к возможной войне с Венесуэлой. В 1999 – 2008 гг. каждый из них импортировал оружия почти на $1 млрд, но даже эти рынки принадлежат американскому ВПК далеко не полностью. В военном импорте Колумбии за последние 10 лет доля США составила только 70%, а у Перу – всего 13%, остальное поставляют европейские страны и Россия.
МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ
Противостояние группировок Колумбия – Перу и Венесуэла – Боливия – Эквадор весьма отдаленно, но все еще напоминают времена Холодной войны с жесткой ориентацией стран на Вашингтон или Москву в области военного сотрудничества. Однако крупнейшее государство континента – Бразилия – уже много лет стремится к максимальной независимости от старых центров влияния. В экономике ей это во многом удалось.
С помощью интеграционной группировки МЕРКОСУР Бразилия объединила вокруг себя Аргентину, Парагвай и Уругвай. Сейчас МЕРКОСУР – это зона свободной торговли, которая в дальнейшем должна превратиться с таможенный союз с единой внешнеторговой политикой. Бразилия уже договорилась с Аргентиной о переходе во взаимных расчетах с доллара на национальные валюты. Аналогичные переговоры ведутся с Парагваем и Уругваем.
Теперь пришло время добиться независимости в военной сфере. 7 сентября президент Франции Николя Саркози приехал в Южную Америку, чтобы подписать уже согласованную сделку по продаже Бразилии подводных лодок и вертолетов на $10 млрд и договориться о следующей, предусматривающей поставку в страну истребителей еще на $4 млрд. Желающих поставлять Бразилии вооружения достаточно, но тендеры выиграла именно Франция, потому что согласилась поделиться с покупателями технологией производства. Так что через некоторое время Бразилия сможет обеспечивать свою армию военной техникой самостоятельно.
Потенциальные рынки сбыта растущему бразильскому ВПК уже обеспечены. Аргентина, которая в 1990-е гг. пользовалась статусом «основного союзника США вне НАТО», серьезно пересматривает свою оборонную политику. В 2007 г. состоялся запуск в космос первой совместной бразильско-аргентинской ракеты.
В 2008 г. Аргентина забыла все похвалы, которые получила от США как борец за нераспространение ядерного оружия, и заключила с Бразилией соглашение по совместному развитию ядерной энергетики и производству обогащенного урана. А в этом году, 9 сентября, аргентинский министр обороны Нильда Гаррэ заявила, что пора пересмотреть договоры военного сотрудничества между США и Аргентиной, которые заключались еще в реалиях холодной войны. Гаррэ дала понять, что Буэнос-Айрес продолжит сотрудничать с Вашингтоном в вопросах борьбы с терроризмом и торговлей наркотиками, но автоматической поддержки всех американских инициатив уже не будет. Незадолго до этого аргентинские власти попросили военную миссию США выехать из здания министерства обороны.
Перемены в военной стратегии Аргентины видны и без заявлений министра – по структуре аргентинского импорта вооружений. Последняя крупная сделка с США была в 1999 г., с тех пор большую часть оружия страна покупает в Европе. А в 2007 г. среди поставщиков впервые появилась Бразилия.
Максим Саморуков, СЛОН.ру
Tweet