Про лондонскую братву и про серую жвачку
Когда пытаешься разобраться со статистикой пиратских нападений в 1-м полугодии 2010, то выясняешь интересные вещи. Посмотрим что нам сообщает главный центр по сбору информации о нападениях в мире, Центр Куала-Лумпур, принадлежащий Международному Морскому Бюро IMB, подразделению Международной Палаты Судоходства, а руководство IMB и Палата сидят в Лондоне. Вот что пишет Bloomberg, ссылаясь на наблюдателя «watchdog» IMB: количество нападений по всему миру сократилось по сравнению с прошлым годом на 18%, зафиксировано 196, в прошлом году их было 240.
В районе Сомали (Аденский залив, Индийский океан, Баб эль Мандеб и Красное море) зафиксировано 98 нападений, в прошлом году за 1 полугодие было зафиксировано 144 нападения. Bloomberg и прочие мировые СМИ (а вслед за ними не сомневаюсь и российские, в том числе отраслевые) считают это падение очевидным успехом действий военных, в первую очередь сил Евросоюза. Однако не все так просто и очевидно.
Скромно это будет звучать или нет, мне уже наплевать, но факт в следующем – критически оценивать деятельность военных в регионе Индийского океана, а также деятельность причастных к судоходству международных организаций в связи с борьбой с пиратством, пытаются только два издания – известная Ecoterra Intl и ваш покорный слуга, Морской Бюллетень. Все остальные слились в единое целое и никаких критических высказываний, рассуждений, анализа деятельности военных и международных организаций, а также некоторых конкретных лиц, себе не позволяют.
Все хорошо и нормально. Между мной и Ecoterra Intl есть существенная разница. Ecoterra Intl интересует судьба Сомали, меня – судоходства. Но как оказалось, наши разные интересы привели нас к одинаковому мнению. Операцию военных в Индийском океане можно и нужно рассматривать как полный провал при сопоставлении тратящихся усилий и средств и результата. Пиратства стало больше. И Ecoterra Intl быстро нашла тому доказательства, они в прямом обмане. Дело-то в том, что в 1 половине 2009 года в районе Сомали было зафиксировано 86 атак, а не 144. Более того, по данным Ecoterra Intl, НАТО зафиксировала на начало июля этого года 387 инцидентов, далеко не все из которых были официально учтены IMB. Зачем передергивают и умалчивают? Затем, что надо продемонстрировать успех и эффективность военного присутствия.
Ecoterra Intl пытается при этом вывести IMB за скобки, мол их подставили. Полноте, их никто не подставлял, вся эта пиратская статистика IMB собирается непонятно для чего, но не для предупреждения моряков и судовладельцев. Если бы IMB работало на судоходство а не на себя и хозяев, информация была бы другой, а статистика – доступной. IMB не выкладывает в открытом доступе архивную статистику . IMB дает текущую информацию о нападениях по миру в таком виде, что по сути, информация превращается в какую-то обманку. Даются время и координаты нападения, кратенькое парой фраз описание, тип судна. И – все. Причем IMB свирепо требует от всего судоходства, от всех подвергшихся нападению судов, подробнейшего отчета.
Вопросы о секретности IMB уже задавали, ответ стандартный – «это может повредить». Вранье. Про название судов, подвергшихся нападению или захваченных, про детали нападений и национальность экипажей мы узнаем из других источников, и очень быстро.
Пытающаяся наладить параллельную службу сбора информации о пиратстве в Сингапуре организация тут же выкладывает на сайте подробное описание нападений, и никто от этого пока не пострадал. Зато время от времени выясняется, что скрывая полную информацию о нападениях от общественности, IMB сплавляет ее ведущим мировым агентствам, Reuters например. IMB своей даже не полуправдой, а какими-то намеками на происшедшие ЧП, напрямую угрожает безопасности моряков и судов.
Одно дело прочитать, что в Лагосе пятеро бандитов взяли да ограбили экипаж неназванных национальностей неназванного балкера, в почти благостном тоне, пару фраз. Другое – выяснить, что на самом деле несколько моряков были ранены, некоторые зверски избиты, что их угрожали сжечь живьем, что пираты были невменяемы от наркоты, что балкер называется так-то, экипаж таких-то национальностей. Какое-то другое судно собирается идти в Лагос, моряки прочтут, их родственники прочтут, и могут либо потребовать списания, либо усиления мер безопасности. Эта скрытность IMB вовсе не безобидна, это прямая угроза жизням моряков. Зачем IMB нужна скрытность? Информация, это сила, на ней можно поживиться, ею можно воспользоваться, так зачем же ею бесплатно делиться?
А кто у IMB хозяин? Международная Палата Судоходства ICS. Там же, чуть ли не в одном здании, собраны и все прочие лидеры судоходства, к его несчастью. Это прежде всего Международная Морская Организация IMO, входящая в ООН. Это напоминающая своим поведением сучку в течке BIMCO, крупнейшая в мире ассоциация судовладельцев. Это Международная Федерация Судоходства ISF, это Intertanko, другие ассоциации, и наконец, это ITF – международная федерация транспортных рабочих, профсоюз, ставший для многих судовладельцев мира самым большим и самым страшным рэкетиром, раньше действовавшим битой, а сейчас поменявшим ее на законы и действия властей с его подачи.
ITF что-то там пытался, протестовал и требовал, но в связи с необходимостью как можно скорее внедрить в мире Конвенцию по морякам МОТ, дающую ITF монопольную власть над плавоставом, послал подальше остатки совести и во весь голос подпевает вышеперечисленной братве. Братва между тем, занимается как мне кажется, если и не прямой уголовщиной, то чем-то очень близким. Я все о том же, о борьбе с пиратством. Ни одна сволочь из вышеупомянутых так и не подняла вопросов о реальной защите судов путем посадки на них вооруженной военной охраны.
Не потребовала от стран навести порядок в Сомали или хотя бы на побережье Сомали. Не подняла вопросов о правомочности убытков от захвата судов исключительно за счет судовладельцев и грузовладельцев. Не попыталась наладить службу мониторинга и гуманитарной помощи захваченным пиратами экипажам. Не потребовала от стран компенсации побывавшим в плену морякам. Ни разу даже не попыталась вмешаться в особо громкие, скандальные случаи захватов, чтобы прекратить издевательство на экипажем со стороны не желающего платить выкуп судовладельца. Или если у него действительно не было средств, попытаться как-то их собрать.
За что же эта братва переживает и бьется, если говорить о пиратстве? Реально – только за одно, на право участвовать в фонде, который уже финансирует эту самую «неотвратимость наказания» пиратов. Все эти ребята прямо говорят – сомалийское пиратство всерьез и надолго, на годы вперед. Мы, лидеры судоходства, требуем, чтобы денег на уголовное преследование пиратов выделили еще больше (а пока выделили что-то около 10 миллионов долларов), и чтобы мы имели к этим деньгам доступ. Имеют. Уже получили.
Но денег пока мало раз, и они понимают всю уязвимость, шаткость своей позиции, два. Ведь по большому счету, уголовное преследование пиратов, это вообще не ихнее собачье дело, они что, Интерпол? Следственный комитет при прокуратуре? Они придумали вот это нашумевшее обращение к странам и мировой общественности, которым обляпано уже пол-интернета. Сбор подписей всех участников отрасли с требованием – мол, «Хватит», «Enough is Enough».
Вы-ж почитайте их требования. Три требования, два никаких в никуда – мол, требуем обуздания, и одно, третье, реальное и конкретное. Судоходство требует, чтобы всех пиратов наказали. Вот с этим оправданием вашими подписями своего стремления жрать у кормушки никому не нужного и бессмысленного фонда уголовного преследования пиратов они в ООНы и страны и пойдут. Вот это им и надо. На полном основании будут требовать денег и участия в их дележе – мы ведь не сами, вот смотрите, нас уполномочила общественность.
А общественность и рада, подписываются в одиночку и экипажами, целыми компаниями и организациями. Нет чтобы подумать о такой простой вещи – если есть фонд и люди в нем и вокруг него, уж им-то реальная борьба с пиратством, его уничтожение, это серп по яйцам. Они вольно и невольно будут этому пиратству потворствовать. И еще раз задайтесь вопросом – зачем ведущим морским организациям потребовалась борьба с пиратством именно таким идиотским путем? Ответ только один – потому что это единственный пока способ конкретно влезть в процесс и с него что-то поиметь. Военные многих стран – имеют. Страховщики, торговцы охранным оборудованием, частные охранники, юристы и др. – имеют. Политики – имеют.
И только морские организации ничем поживиться не смогли, что согласитесь, очень обидно. Вот они и изобрели это уголовное преследование как главный способ борьбы с сомалийскими пиратами. Ну, а статистику нападений подтасовывают для того, чтобы сделать приятное Евросоюзу и другим странам (ведь они же выделят деньги на фонд, ведь не бимки, имошки и айтиэфки), да и если стремиться к неправедной цели, то правда опасна и вредна, так уж устроена жизнь. Именно такие действия военных, какие мы пока имеем, гарантируют длительность борьбы с пиратством и значит, длительное существование фонда для уголовного преследования. Так что правду говорить в данном случае, это вредить своему главному интересу. Вот они ее и не сказали.
Кто может всерьез говорить о необходимости уголовного преследования пиратов для обуздания пиратства применительно к сомалийскому пиратству? С учетом того, что это означает, хватать и судить придется пол-населения Сомали? С учетом очевиднейшего факта народности этого пиратского промысла? Всерьез могут говорить только: а) дураки б) неосведомленные в) очень хорошо осведомленные и лично заинтересованные. Вот вам три примера.
Первый – наш защитник в НАТО от НАТО Рогозин. Существо весьма глупое, малообразованное и способное испохабить любое дело, за которое берется. Из любой конфетки сделает дерьмо. Если полагаете, что я клевещу на умницу Рогозина, почитайте что он говорит и пишет. Попытайтесь продраться сквозь заросли его красноречия. Он борец за идею этого самого неотвратимого наказания.
Второй пример – президент РФ Медведев. Тоже требует трибуналов и тюремных сроков. Ну, он президент и всего знать не может. Озвучивает что подсунут советники. Про качество советников наших двухголовых вождей мы знаем, достаточно послушать что они несут по теме, в которой разбираешься. Советнички у них прямо скажем, те еще. Я не просто думаю, я имел возможность лично убедиться, что критерий отбора советников, и даже просто специалистов для участия в совещаниях по той или иной теме, к профессионализму не имеет ни малейшего отношения. Черт их знает чего от них там требуют. Родословной, приятного внешнего вида, умения подобрать свой галстук под цвета президентских носков и подштанников? Ну и соответственно, каковы советники, таковы и речи наших президентов по той или иной проблеме.
Третий пример – глава IMB капитан Поттенгал Мукундан. Горячий сторонник уголовного преследования пиратов, и столь же горячий противник посадки на суда вооруженной военной охраны. Вот этот парень знает, что к чему, что почем и где на бутерброде масло. Благообразный такой, с бородкой и усами, друган. Не верю я, что он дурак, глядя в его усталые и мудрые глаза. Не верится.
Лучше всего можно понять засевшую в Лондоне свору, послушав родственников моряков таких например судов, как балкер Ariana или автомобилевоз Asian Glory. Им есть чего рассказать про заботу о моряках морского руководства.
Меня не устает мучить любопытство. Ecoterra Intl работает время от времени, нет средств. Я под угрозой окончательного закрытия, пока шансов выкарабкаться не вижу. А вот у тех, кто пишет что надо и как надо, у них все в порядке. У тех, от кого скулы сводит, все хорошо. Я мог бы стать серой солидной хорошо оплачиваемой жвачкой, были все возможности. Отрастил бы щеки куда там рогозинским. Но не смог, уж больно это неправильно что ли, не знаю как обьяснить. Интересно все-таки наша жизнь устроена. Но мне чем дальше, тем от нее такой интересной, противнее, причем от всех, и от хищников, и от их жертв. Они друг друга стоят.
Войтенко Михаил, Морской бюллетень
Tweet