НА СВОБОДУ — С ПАСПОРТОМ?

Многие трудности у лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, связаны с отсутствием в момент освобождения паспорта. Выходя на свободу без паспорта, они испытывают сложности в решении социально-бытовых вопросов, в частности, регистрации (прежде — прописки) по месту проживания, в трудоустройстве. Именно волокита с получением паспорта освобожденными становится порою одной из причин уклонения их от контроля со стороны органов внутренних дел, а иногда и возвращения к преступной деятельности. Существование столь типичной для многих освобождающихся проблемы в определенной мере загадка.До задержания милицией любой гражданин, как правило, имеет паспорт. На время следствия и его содержания под стражей закон предписывает органам МВД паспорт изымать, что зачастую и делается. После решения суда осужденный отправляется в колонию. Но многие прибывают туда уже без паспорта. Куда он исчезает — неизвестно. Другая категория осужденных без паспорта — это те, кто попал в места лишения свободы до 16 лет. По причине отсутствия паспорта такие осужденные лишены возможности осуществлять некоторые свои гражданские права. Например, они по закону формально не имеют права принимать участие в голосовании, не могут вступить в брак.

По окончанию срока наказания выходящий на свободу гражданин получает лишь справку и начинает процедуру оформления нового паспорта, порою длительную и изматывающую. До последнего времени не существовало механизма оформления паспортов лицам, которые по какой-либо причине их не имеют во время отбывания наказания.

Заметно облегчить ситуацию предназначено было принятое 5 августа 2002 года совместно МВД Украины и Департаментом по вопросам исполнения наказаний распоряжение №331/86. Оно устанавливает временный порядок взаимодействия учреждений уголовно-исполнительной системы и подразделений паспортной службы органов внутренних дел в вопросах оформления паспортов лицам, осужденным к лишению или ограничении свободы». Процедура несложная: о желании получить паспорт гражданин сообщает администрации учреждения. Та должна оказывать содействие в подготовке необходимых документов и в их передаче в паспортную службу по местонахождению учреждения. В случае потери паспорта по заявлению заключенного администрация учреждения обязана выдать ему справку об отсутствии паспорта в личном деле. К ней добавляется документ об уплате госпошлины и фотокарточки. Выдача паспортов осужденным осуществляется паспортной службой по местонахождению учреждения.

Казалось, теперь сложности получения паспорта уже преодолены, и любой осужденный может его получить, еще отбывая свой срок наказания.

«Донецкий Мемориал» решил выяснить, как обстоят дела через год после введения указанного порядка. Были направлены запросы в пять областных управлений Департамента с просьбой сообщить, сколько осужденных имеют паспорта, а сколько — нет, многие ли получили паспорта за первое полугодие 2003 года. Мы также интересовались, сколько стоит процедура получения паспорта, и каковы основные причины, препятствующие паспортизации осужденных.

Полученную из областных управлений Департамента информацию мы свели в приводимую ниже таблицу. Как следует из данных, паспорта в середине 2003 года не имели в среднем по четырем областям около половины осужденных — от 33% во Львовской области до 63% в Днепропетровской. Управления Департамента по Запорожской области прислало слишком скудный ответ, а потому данные по этой области не включены в сумму по четырем остальным областям. Нам трудно оценить прогресс после принятия временного положения, поскольку аналогичными данными на момент его введения мы не располагаем. Однако по числу лиц, получивших паспорта в первом полугодии — от 1,6 % до 2, 9% от общего числа осужденных — можно прикинуть, что на паспортизацию оставшихся осужденных такими темпами потребуется более 10 лет.

Впрочем, в Донецкой области из 10742 осужденных без паспорта будто бы имеют паспорта дома б тысяч. Но даже для оформления паспортов остальным 3 с лишним тысячам при существующих темпах потребуется не менее пяти лет. Очевидно, что многие из тех, кто не имеет паспорта, успеют выйти на свободу и им, несомненно, предстоят мытарства по получению паспорта уже на свободе. Кроме того, у осужденных без паспортов могут возникнуть сложности с голосованием осенью нынешнего года, ибо для участия в выборах, как уже указывалось, надо иметь паспорт.

Что же мешает сегодня учреждениям в короткий срок оформить паспорта всем, кто в них нуждается? По ответам областных управлений Департамента, таких причин две — отсутствие денег на лицевых счетах осужденных и отсутствие в достаточном количестве бланков паспортов. Мы обратились в паспортную службу одной из областей, где нам подтвердили, что у них существует дефицит бланков. Можно ли считать причины, указанные облуправлениями Департамента, достаточным основанием для того, чтобы лишать граждан, находящихся в местах лишения свободы, их конституционных прав? С одной стороны, названные причины серьезные и объективные. Если нет на счету денег значит, и оплатить госпошлину нечем. Но, с другой стороны, государство, отправив человека за колючку, взяло на себя определенные обязательства по отношению к нему. Я уже не говорю об ответственности государства за то, что изъятый у гражданина паспорт — между прочим, его собственность куда-то исчезает за время содержания гражданина в заключении. Понятно, что часть осужденных сами теряют паспорта. Но можно ли представить, что такова причина их отсутствия у всех 28 с лишним тысяч осужденных в четырех областях?

Кроме того, известно, что сейчас существуют большие трудности с обеспечением заключенных работой. Однако, вопрос о том, насколько эффективно решаются вопросы трудоиспользования — это тоже сфера забот и ответственности государства. Именно государства, а не только Департамента, порою даже и не столько Департамента. Но для осужденного, как и для соблюдения прав человека, это не важно. А потому предпринимать усилия по изысканию возможностей найти средства на оплату госпошлины — причем, не очень большой это обязанность государства, в первую очередь администрации колоний. Делает ли все необходимое в этом вопросе администрация учреждений? Вероятно, в разных колониях дела обстоят по-разному. В одном из ответов нам было указано, что предпринимаются «исчерпывающие усилия» по решению этих вопросов, однако какие именно это усилия, скромно не уточнялось. Такой неконкретный характер ответа вполне позволяет предположить, без риска сильно ошибиться, что «исчерпывающими» эти меры выглядят только на взгляд авторов ответа — и только. Ибо насколько беспомощным выглядит руководство этого облуправления, если при «исчерпывающих» мерах способно обеспечить паспортами за полугодие не более 5% нуждающихся в них осужденных.

Вторая проблема — отсутствие бланков. Опять же, с одной стороны, это действительно объективная причина. Однако достаточно ли энергично руководство облуправлений требует от соответствующих ведомства — своих недавних коллег по МВД — требуемое число бланков? Снова приходится повторить, что это обязанность государства — обеспечить надлежащее количество бланков. И если оно не выполняется, то тем самым нарушает свою обязанность соблюдать права человека.

Что касается роли и ответственности администрации учреждений, то об их расторопности и добросовестности можно судить по мнениям тех, кто вышел уже на свободу, но паспорт так и не получил. Как утверждают вчерашние зэки, они сами нередко не хотят получать паспорта, несмотря на то, что знают, что их ждет на свободе. Почему? Причина первая — после оплаты госпошлины до момента получения паспорта проходит времени больше, чем им остается сидеть. И бывает, что тот, кто уже оплатил получение паспорта, так и уходит на свободу, не дождавшись его. Деньги оплачены, а паспорта все равно нет. А на свободе за него еще раз надо платить.

Вторая причина — в одной из колоний фото для паспорта делают только черно-белые. Мол, нет технической возможности делать цветные, как требуется. И выдают паспорт с черно-белой фотографией. А на свободе такой паспорт надо сразу менять на другой — с цветной фотографией. Неужели это не известно администрации? Скорее всего, известно. Но чтобы в каком-нибудь отчете написать об «исчерпывающих» мерах, такой трюк применяется. А еще говорят, что не хватает бланков…

Вывод напрашивается невеселый: получение паспортов в местах лишения свободы — мера, призванная облегчить участь многим тысячам осужденных, — зачастую остается фикцией или исполняется предельно формально. При этом, делается вид, что буква закона соблюдена, но результат все равно не достигнут. Почему? Не потому ли, что проигнорирован дух закона?

Александр БУКАЛОВ «Донецкий Мемориал» АСПЕКТ № 2 2003

Читайте также: