Глаза залили!

Пивные производители Украины целенаправленно спаивают наших детей. А телереклама провоцирует алкоголизм. На «Закон о рекламе» взрослые дяди плюют с высокой колокольни. Пора к ответу! В последнее время в Украине уровень распространения детского и подросткового алкоголизма растет катастрофическими темпами, практически в геометрической прогрессии – таковы плачевные результаты последних исследований отечественных наркологов, психологов и иных компетентных специалистов в отрасли здравоохранения.

Вместе с тем медики выявили ряд закономерностей, позволяющих последовательно анализировать, а значит – и предотвращать пагубные тенденции, ставящие под угрозу само существование здоровой и репродуктивной нации.

С древних времен известно: детская психика весьма впечатлительна, и дети чрезвычайно восприимчивы к разного рода соблазнам, подсознательным мотивациям и заблуждениям. Ребенок стремится к внешним атрибутам «взрослой» жизни, пытаясь казаться старше, чем он есть, осознавая свою кажущуюся «взрослость» как способ избавится от излишней надоедливой опеки старших.

Возможность казаться старше реализуется через подражание приемам и формулам старшего поколения в поведении, поступках, манерах, способе жизни, общении и т.п.

К сожалению, не все «взрослые» поступки являются разумными, необходимыми и безопасными для детей. Всем известна формулировка «вредные привычки» и то, что за ними стоит. Зачастую, дети копируют самые негативные проявления «взрослой» жизни, в частности, становясь на путь злоупотребления алкоголем, никотином и иными «излишествами нехорошими» (говоря языком героев «Кавказской пленницы»).

Но вся беда в том, что копирование «взрослой» жизни в скором времени становится нормой, естественным проявлением поведения, становясь уже частью привычек и образа жизни подростка. Первая сигарета или бокал вина со временем становятся необходимостью, к ним пропадает естественное отвращение. И подросток уже в скором времени не может себя видеть и осознавать без сигареты или рюмки.

Организм не только привыкает к никотину и алкоголю, но и начинает требовать повышения дозы, с каждым разом наносится все новый и новый удар по иммунной системе и жизненным функциям, фактически выполняя программу самоуничтожения.

Общеизвестна еще одна формула: отсутствие видимых соблазнов той или иной формулы поведения минимально уменьшает влияние фактора потенциального негативного влияния вредной привычки.

Ни для кого ни секрет, что поведенческие формулы и факторы, к которым имеется определенное общественное негативное отношения (например, нетрадиционная сексуальная ориентация, употребление в пишу отбросов и т.п.) не имеют среди подростков широкого осознанного распространения по одной простой причине – эти факторы воспринимаются негативно, и общество имеет к ним определенное предубеждение.

Однако, закурить «модную» сигарету или пропустить тот же бокал пива – эти поступки воспринимаются, как минимум, в кругу сверстников проявлением некоего «шика».

Да и как можно иначе, если по всем телеканалам с утра до вечера крутят десяток самых ходовых роликов с рекламой пива и соответствующими слоганами вроде: «Балтика» там, где успех», «Черниговское» объединяет друзей», «Арсенал» – пиво настоящих мужчин», «Десант» – давай за нас», «Старопрамен» – истинный вкус Праги», «Стела Артуа» – совершенство вкуса», «Оболонь» – пиво твоей Родины» и «Рогань» – стань таким, каким ты есть»…

Не надо особо объяснять, дабы понять, что потребление пива позиционируется как весьма благовидный и мужественный поступок, признак совершенства, результат некоего жизненного успеха. А кому не хочется быть (или хотя бы казаться) успешным, сильным, смелым, богатым, мужественным и привлекательным?

Вместе с тем, мало кто знает, что Закон Украины «О рекламе» запрещает использовать способы и технологии, воздействующие на подсознание потребителя рекламы, приводить утверждения, дискриминационные для лиц, не пользующихся рекламируемым товаром, и использовать иные подобные методы и приемы подачи информации (рекомендует каждому ознакомится с законом непосредственно, без купюр).

Закон еще более категоричен в отношении рекламы табачных изделий и алкоголя, например, запрещая (ограничивая) размещение рекламы алкогольных напитков и табачных изделий на телевидении и радио с 6 до 23 часов (в т.н. «детское время»).

Однако, как мы уже упомянули выше, рекламу пива (да и иных слабоалкогольных напитков, именуемых в простонародье «отвертками») демонстрируют круглосуточно, не воспринимая никаких законодательных ограничений.

В чем же дело?

На наш запрос по этому поводу (почему безнаказанно в дневное время на телевидении размещается реклама пива) Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания ответил весьма кратко и лаконично:

Интересная получается ситуация – оказывается, пиво не является алкогольным напитком, что автоматически снимает с него всякие ограничения в рекламе!

Однако, с этим тяжело, даже невозможно согласиться.

Во-первых, классификация – понятие довольно условное, и каждая классификация применима к определенным случаям и задачам. Классифицировать товары (как производные продуктивной деятельности человека) можно с разными целями – для таможенного оформления, обозначения, как товара, использования технологий, упаковок, способов применения…

От того, что пиво исключено из той или иной классификации – не означает того, что алкоголь из пива испарился и в нем не содержится.

Спросим любого сотрудника ГАИ или врача-нарколога – наступает ли от потребления пива алкогольное опьянение, и чем, к примеру, чревато потребление пива за рулем автомобиля?

Как, к примеру, воспримут сотрудники ГАИ и судебные органы утверждения задержанного за рулем автомобиля водителя, принявшего пару-тройку бутылок пива, что «пиво исключено из классификатора алкогольных напитков и не может быть основанием и причиной алкогольного опьянения…»?

А ведь наличие алкогольного опьянения – основной признак того, что товар или продукт, естественно, относится к алкогольным напиткам, производится и потребляется в подавляющем большинстве случаев не для утоления жажды, а с целью достижения легкого алкогольного опьянения…

Можно получить алкогольное опьянение путем потребления товаров и продуктов, не предназначенных для потребления с этой целью (суррогатного алкоголя, денатуратов, жидкости для обмывания стекол и т.п.), но ведь эти товары не производятся и не рекламируются для этих целей (внутреннего употребления).

Но уж если товар имеет определенное предназначение и ярко выраженный эффект, соответствующий рекламируемому – то утверждать об отсутствии классификации в отношении такого товара просто нелепо.

Если допустить существование рекламы, к примеру, звучащей как «Жидкость для обмывания стекол «Ветерок» Крыжопольского завода промтоваров и безалкогольных напитков – выпил – и все в порядке!», или «Одеколон «На троих» – напиток для настоящих мужчин с неповторимым и устойчивым вкусом», или «Домашняя настойка бабки Дуси – гармония вкуса и результата – утром есть что вспомнить!» – разве это не будет толковаться, как реклама алкоголя (пусть даже гипотетические описанные продукты «Ветерок» и «На троих» и не находятся в разделе классификатора «Алкогольные напитки»)?

А если завтра классификатор изменится, и водка, к примеру, будет исключена из классификационного раздела «Алкогольные напитки» и перекочует во вновь созданный раздел «Столовые спиртосодержащие напитки», а коньяк, к примеру, перейдет в раздел «Бальзамы и коньяки» и т.д – по логике Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания данные продукты следует рекламировать без ограничений, ибо алкоголем они не являются?!

Вспомним, к примеру, Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий». Данным законом дано определение того, что является алкогольными напитками: это – продукты, полученные путем брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 объемных единиц.

Хотя Закон и предусматривает, что алкогольные напитки должны быть внесены в товарные группы Гармонизированной системы описи и кодирования товаров, и указывает, что не распространяет свое действие на деятельность про производству и продажу пива, а также наливок и настоек домашних, изготовленных в кустарных условиях и предназначенных для домашнего использования – зерно истины в Законе есть – все, что содержит алкоголя свыше 1,2 объемные единиц – является алкогольным напитком, влекущим алкогольное опьянение.

Этот фактор – наличие и неотвратимость алкогольного опьянения – очевидно базовый фактор, дающие основание относить рекламируемый товар по целевому и функциональному признаку к категории алкогольных напитков. И при необходимости ограничивать их рекламу в дневное время.

Напомним – речь идет о здоровье нации, подрастающих поколений. И при оценке описанного комплекса негативных явлений следует забыть о сиюминутной выгоде отдельных «пивных» «баронов» и лоббистов, изыскивающих достаточно надуманные и поверхностные «отмазки» и лазейки в законе, позволяющие затуманивать мозги подросткам. И увеличивать рост продаж скрытого алкоголя под видом чуть ли не соков и минеральных вод.

Надеемся, что политики, правоохранительные и прочие компетентные органы, общество, сознательное руководство телеканалов найдут мужество увидеть истинную общественную опасность пивной рекламы и ее скрываемую незаконность.

Особая надежда возлагается на налоговые органы – согласно закону, вся прибыль, полученная от незаконной деятельности, подлежит взысканию в доход бюджета по иску налогового органа или же прокуратуры. Потому, у налоговой администрации есть все рычаги и возможности попробовать доказать в суде незаконность размещения подобной пивной рекламы телеканалами (как скрытой рекламы алкоголя) с последующим взысканием в доход бюджета десятков и сотен миллионов полученных от «пивных баронов» сверхприбылей.

Как будет развиваться ситуация дальше – обязательно проинформируем наших читателей.

Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»

You may also like...