Девальвация. «Ці руки нічого не крали». Раньше…
Один клиент банка может за день на перепродаже долларов заработать несколько сотен гривен, один банк за этот же срок – около 300 000 гривен. Сколько может заработать власть на простой операции «Купи доллар дешевле, продай дороже»? Как показывают простые расчеты, Нацбанк на валютных операциях вполне мог получить более 14 милиардов гривен. Эти деньги достались Виктору Ющенко, как утверждают его бывшие соратники.
28 августа тысячи клиентов банков по всей стране выстроились в очереди за долларами. Накануне НБУ сообщил, что продал банкам крупную сумму – $170 млн., по довольно низкому курсу – 8 грн/долл. Последние несколько дней курс был около 8,5 грн, поэтому сэкономить на нем захотели многие. Тем более что накануне звучали грозные предупреждения экспертов о скором падении гривни до уровня 10 грн/долл. Однако если кому и удалось заработать, так это банкирам. Средний курс продажи в большинстве банков составлял 8,55-8,6 грн. На каждом долларе банки заработали около 50 копеек, а долларов этих было 170 млн., то есть только за один день банкирам удалось получить 85 млн. грн. Все это произошло с молчаливого согласия властей.
Более того, ситуация повторилась 8 сентября. Накануне Владимир Стельмах заявил, что НБУ будет продавать доллары тем, кто предложит большую цену – хоть 9, хоть 10 грн. Сделано было прямо противоположное: доллары продавали на 50-60 копеек дешевле рыночного курса, по 8,25 грн, вновь позволяя нескольким избранным банкам хорошо подзаработать. Отпущено было $63 млн., что при марже в 60 копеек дает более 37 млн. грн. прибыли в день. Валюта была продана только 12 финучреждениям. Многие банкиры жаловались, что им необоснованно отказывали.
Другими словами, главный банк страны сначала говорит, что продаст по одной цене, потом отпускает по другой, и всего нескольким людям, не объясняя общественности – кому и почему он дает возможность заработать 60 копеек на разнице курсов. В любой демократической стране этих двух фактов вполне достаточно не только для того, чтобы поменять руководство центрального банка, но и чтобы отдать таких руководителей под суд.
Технология перепродажи
Все манипуляции с валютой носят вполне открытый характер. Увидеть и распознать их может студент любого экономического вуза, умеющий анализировать отчетность НБУ. К примеру, в первой половине 2008 года Нацбанк скупал доллары у банков по 4,5 грн, а осенью того же года продавал по 7-8 грн. При этом многие банкиры в частных разговорах прямо говорят, что именно Нацбанк сам поднимал цену на доллар, создавая искусственный дефицит американской валюты.
Всего за период с февраля по сентябрь Нацбанк купил $6,972 млрд. по средней цене 4,6-4,7 грн. А в период с сентября по декабрь – продал $10,434 млрд. по средней цене 6,5-7 грн. Если считать только те доллары, которые НБУ купил в 2008 году, выходит, что осенью на каждом проданном долларе Нацбанк зарабатывал более 2 грн. Общий заработок получается в размере 13,999 млрд. грн. Ни одна частная компания в стране не получает за три месяца такой прибыли.
На этом фоне заявления Стельмаха на последней пресс-конференции звучат как издевательство: «У нас слово «спекулянт» является ругательным. Это стереотип. На самом деле спекулянт – это человек, который сегодня думает о будущем. Вот, например, Сорос однажды сел и просчитал курс британской валюты, и за одну ночь заработал 15 млрд. фунтов стерлингов. Правда, в наших реалиях это приобрело другие оттенки…
Спекуляция выражается через открытую валютную позицию, короткую или длинную. Как закроем валютную позицию, тогда можно будет сказать, что спекуляция прекратилась. Пока она есть – есть спекуляция. Банки приходят к нам и просят доллар по 8,15 грн, а сами продают по 8,35 грн. Это и есть спекуляция».
На той же пресс-конференции он заявил, что рентабельность валютных операций украинских банков в ноябре 2008-го – феврале 2009-го составляла 200-900% годовых. При этом главный банкир страны забыл уточнить, сколько зарабатывал НБУ на том, что помогал зарабатывать другим.
Кто виноват?
Никто не отвечает за спекуляции в общеукраинском масштабе. Еще в прошлом году парламент несколько раз пытался снять с должности Владимира Стельмаха, однако безрезультатно. Его поддерживает президент Виктор Ющенко, сам ранее работавший в НБУ. «Банкам выдавались средства в виде рефинансирования.
Часть из этих средств шла прямиком на валютный рынок, и таким образом «валился» курс. Верховная Рада не в состоянии снять председателя НБУ, а все заместители назначаются председателем, которого де-факто назначает президент. Другими словами, они все работают под крышей Виктора Ющенко. Он их защитил», – заявил в интервью «Левому берегу» Николай Мартыненко, председатель фракции «Наша Украина».
Министр внутренних дел Юрий Луценко выражается более резко: «Валютный курс стал сценарием по дестабилизации ситуации в стране со стороны Секретариата президента. Поэтому я обращаюсь к президенту Украины Виктору Ющенко – либо наведите порядок в Нацбанке, либо сушите сухари для своих подчиненных, далее такое терпеть невозможно. У нас на глазах разворачивается масштабная афера».
Если верить Юлии Тимошенко, в прошлом году Виктор Ющенко зарабатывал на продаже долларов с помощью банка «Надра». Правда, чтобы получить прибыль на перепродаже американской валюты, вовсе не обязательно проводить все операции через один банк. НБУ выдает банкирам гривневые кредиты – так называемое рефинансирование. Кому дают, сколько и по какому принципу, на каких условиях – информация об этом считается секретной и нечасто просачивалась в прессу.
Но справедливости ради надо сказать, что эти средства получили все банки – и «Надра», который, как говорила Тимошенко, работал на Ющенко, и банки, которыми владеют люди из БЮТ – «Финансы и Кредит» и «Брокбизнесбанк». Получив рефинансирование, любое финучреждение могло покупать доллар у НБУ подешевле и продавать подороже. Поэтому обвинять в махинациях одну политическую силу не совсем корректно.
Что делать?
Существует несколько простых рецептов продолжительной стабилизации курса. Первый – заставить владельцев крупных сумм долларов продавать свои запасы. По данным председателя правления НБУ, только за этот год крупные компании вывели за границу $2 млрд., а всего на зарубежных счетах отечественных компаний – более $5 млрд. Вернуть эти суммы в Украину не так уж сложно – достаточно возобновить действовавшее в 90-х годах правило: компании-экспортеры обязаны продавать свою валютную выручку. Однако предложения экспертов по этому поводу были проигнорированы и парламентом, и президентом.
Еще один простой способ унять панику населения еще в декабре прошлого года предложил бывший заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Яременко. По его мнению, необходимо ввести простое правило – если обычный клиент покупает валюту, он имеет право купить ее только для открытия своего депозита в банке. Это значительно уняло бы пыл всех, кто желает подзаработать на росте доллара.
«Если мои предложения не будут услышаны, значит, речь идет не о халатности, а о сознательном уничтожении банковской системы», – говорил Сергей Яременко еще в прошлом году. Его предложения услышаны не были, с тех пор в банки ввели 16 временных администраций, а 7 сентября глава НБУ Владимир Стельмах заявил, что скоро будут введены еще несколько временных администраций.
Сейчас курс временно стабилизировался. Однако колебания вполне могут быть и в будущем. «Сейчас происходит то, что временно удалось остановить летом. Самые мрачные прогнозы, как мне кажется, не имеют под собой оснований – то есть 12 или 15 грн за доллар не будет. Курс упадет где-то до 9,5 грн и стабилизируется в коридоре 8,75-9,5 грн», – говорит бывший председатель правления одного из крупных банков. В укрепление украинской валюты не верят и иностранные эксперты: «Похоже, что гривна переживет еще один спад, возможно, даже до двухзначных чисел относительно доллара», – заявил недавно в интервью Bloomberg Тимоти Эш, начальник отдела исследований Royal Bank of Scotland по Европе, Средней Азии и Африке
Цитаты на фоне курса гривны к доллару
6 ноября 2008, в обменных пунктах доллар продается по курсу 5,85
«…каждая доярка, каждый гражданин Украины будет знать, что до конца года он сможет, если в этом будет необходимость, обменять свои доллары по курсу не более 6 грн/долл. (…) Думаю, что и следующий год мы сможем продержаться, не значительно увеличив курс доллара»
Первый заместитель главы Секретариата президента Украины Александр Шлапак
1 декабря 2008, курс упал уже до отметки 6,98 за доллар
«Президент Украины дает руководству Национального банка несколько дней для стабилизации курсовой политики. В случае обострения негативных тенденций глава государства вынужден будет принимать жесткие кадровые решения»
Пресс-секретарь президента Ирина Ванникова
3 декабря 2008, курс 7,49 гривень за доллар
«У меня есть поручение главы Нацбанка – я полчаса назад с ним разговаривал. Мы будем защищать тот уровень, который сейчас сложился на рынке, – это приблизительно 7,4-7,5 грн/долл. Мы на этом рубеже прекращаем оборону, и мы будем делать контратаку»
Руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий
11 декабря 2008, курс 7,75
«Все депутаты и вся страна должны понимать, что НБУ не устанавливает курс гривни, он его фотографирует. НБУ не имеет права выступать против тенденции»
Виктор Ющенко, Президент Украины
18 декабря 2008, гривня в обменниках рухнула до 10,10 за доллар
«У нас есть все основания говорить о позитиве: точка падения практически достигнута»
Виктор Ющенко. Президент Украины
И в этот же день: «У нас есть все основания (…) иметь стабильную гривню»
7 июля 2009
«Девальвация гривни – это один из глубинных и стратегически правильных шагов, который сегодня дает возможность подняться с коленей украинскому экспортеру. Это один из шагов помощи украинской экономике, и, возможно, самый чувствительный»
Виктор Ющенко, Президент Украины
7 сентября 2009
«Если нужно будет, продадим и по 9 грн», в тот же день:
«Спекулянт – это человек, который сегодня думает о будущем»
Владимир Стельмах, председатель правления Национального банка Украины
Как это делается?
Влад Головин, Михайлина Скорык, «Левый берег»
Tweet