«Письма счастья» ГАИ массово отменяются

Множатся прецеденты, когда водители выиграли судебные процессы против системы «Визир». Кстати: около 50% фотоснимков «Визира» после проверки на соответствие качества и достоверности экспертиза забраковала.

Долгое время украинские водители, которых штрафовали за превышение скорости на основании данных системы «Визир», платили штрафы беспрекословно. Однако то ли свою роль сыграло прошлогоднее повышение штрафов, то ли в объектив «Визира» попали наиболее дотошные водители, то ли прибор зачастил с ошибками, но в результате дело дошло до суда. И уже есть прецеденты, когда водители судебные процессы против «Визира» выиграли.

В «Укрметртестстандарте» признают, что в режиме «наибольшей скорости» возможны случаи фотофиксации на переднем плане автомобиля, который движется позади нарушающей скоростной режим машины. Причем «ведомый» автомобиль будет ехать в границах допустимой скорости. Около 50% фотоснимков «Визира» после проверки на соответствие качества и достоверности экспертиза забраковала.

Многие суды в разных регионах страны уже признали, что этот прибор может ошибаться. Так, в мае судья Кобеляцкого районного суда (Полтавская область) удовлетворила административный иск Александра Слищенко. Житель села Белики не согласился платить штраф в размере 300 гривен, который выписали ему сотрудники Кобеляцкой роты дорожно-патрульной службы. И суд отменил это постановление гаишников.

Слищенко 17 февраля получил письмо из Кобеляцкой дорожно-патрульной службы. В конверте он обнаружил копию постановления о наложении на него штрафа за нарушение Правил дорожного движения (ПДД) и фотографию. На снимке запечатлен принадлежащий ему «Ланос» на фоне дорожного знака «Лелюхівка». И небольшая надпись — «086 км/ч».

Суд принял во внимание, что патруль, сфотографировав машину, должен был быть на месте и в присутствии водителя составить протокол и постановление. Это оговорено в разных документах, в первую очередь в Законе Украины «О милиции». Милиционер не может, заметив, что водитель нарушает Правила дорожного движения, ограничиться только фотофиксацией. Поскольку это не было сделано, суд штраф в размере 300 гривен отменил.

Нашумевшим судебным процессом стал и иск водителя Николая Левитина. По фотографии, сделанной при помощи «Визира», выходило, что его автомобиль двигался по городу со скоростью 90 км/ч, а соседняя заправка — со скоростью… 66 км/ч. Инспектор, который сделал снимок, объяснил это технической «особенностью» аппаратуры, про которую сотрудники ГАИ знают. При съемке нарушителя «Визир» фиксирует скорость авто, но не успевает ее обнулить в тот момент, когда делается второе фото для привязки к местности. Киевский районный суд Харькова освободил Левитина от необходимости платить штраф.

По словам начальника управления надзора за соблюдением конституционных прав граждан Генеральной прокуратуры Украины Алексея Денисюка, практика подтверждает, что при рассмотрении таких дел суды часто становятся на сторону водителей. С начала года в одном только упомянутом Кобеляцком суде автомобилисты выиграли 25 дел относительно «Визира», а в Тернопольской области — около 400 дел.

Впрочем, говорить о том, что теперь судебный спор против гаишника, вооруженного «Визирем», сможет выиграть любой водитель, не приходится. В Украине нет прецедентного права, и выигранный водителем судебный процесс в одном суде несомненным примером для другого не станет. Хотя, конечно же, при рассмотрении спора судья примет во внимание принятое коллегой решение по аналогичному делу.

Ситуация может радикально измениться после того, как свою позицию по данному вопросу сформулируют Высший административный суд и Верховный Суд Украины. После этого местные суды при рассмотрении споров, в которых фигурирует «Визир», будут вынуждены «сверять часы» с позицией высшей судебной инстанции. Примечательно, что ГАИ, проигрывая суд первой инстанции, оспаривать решение даже не пытается.

Череда проигранных судебных процессов заставила чиновников наконец-то заняться усовершенствованием законодательства и, собственно, прибора фиксации и измерения скорости. ГАИ, например, обещает, что нарушителя будут не фотографировать, а снимать на видео и присылать сообщения с четырьмя фотографиями, выбранными из записи. Производитель обещает модернизировать «Визир», чтобы его можно было использовать в предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях «автоматическом» режиме.

Министр внутренних дел Украины Юрий Луценко уже сообщил, что скоро в стране появится усовершенствованный измеритель скорости «Визир», который будет работать только в автономном режиме. Мол, нарушение будет фиксироваться невзирая на то, кто за рулем, да и взятку водитель предложить не сможет. Заметим, что за рубежом полицейские используют приборы, которые функционируют на основе лазера. Они установлены стационарно, а не работают в руках человека. Луценко заверил, что МВД имеет подтверждения из Госстандарта, что «Визир» и в автономном, и в неавтономном режимах дает точные данные. Однако исключить дальнейшие судебные разбирательства по этому поводу нельзя.

Впрочем, пока это только заявление: нынешняя техническая база не позволяет фиксировать нарушения ПДД исключительно в автоматическом режиме.

Добиться отказа ГАИ от использования «Визира» юристы уже пытались (в том же Харькове). Но пока безуспешно. Возможно, следующий шаг в этом направлении сделают народные депутаты. Например, регионал Вадим Колесниченко утверждает, что этот прибор не сертифицирован.

Как бы то ни было, подобные устройства должны использоваться. Ведь речь в первую очередь идет о безопасности на дорогах, а не о возможности заработка для ГАИ. Но сотрудники автоинспекции должны наказывать нарушителей, а не пытаться оштрафовать водителей даже в тех случаях, когда «Визир» ошибается.

Роман Марченко, адвокат

http://www.expert.ua/articles/18/0/7203/

You may also like...