А.Кинах: «Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены»! Эксклюзивные документы

Пока коллектив «Борисполя» сражается против пинчуковской компании «Аэросвит», пытаясь в судебном порядке вернуть принадлежащую аэропорту землю, лакомый кусок стратегически важной госсобственности пытаются «заглотить» гендиректор аэропорта Александр Шишков и секретарь СНБО Анатолий Кинах. Как оказалось, виды на «Борисполь» у выше указанных граждан существовали давно. Реализацию плана «захвата» они начали 1 января 2006 года. Момент удобный – именно в те дни Украина по уши увязла в энергетическом кризисе. И на все остальное мало кто обращал внимание…

Челобитная Кинаха

Впервые о том, что секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолий Кинах имеет отношение к скандалу вокруг Государственного международного аэропорта «Борисполь», стало известно после обнародования его письма к Президенту Виктору Ющенко. Обращение датировано 23 ноября 2005 года. Текст челобитной удивил многих. Особенно тех, кто выступал против компании «Аэросвит», успевшей в 2004 году «приобрести» у государства земли аэропорта по заниженной стоимости. «Аэросвит» затевал строительство собственного – частного — терминала.

До этого времени Кинах считался союзником оппонентов «аэросвитчиков». А как же иначе? Ведь строительство терминала компанией Виктора Пинчука на базе государственного аэропорта «Борисполь» неминуемо привело бы к разорению последнего. Казалось, Анатолий Кириллович – сначала в должности первого премьер-министра, а потом и секретаря СНБОУ – отчетливо понимал угрозу будущему «Борисполя» и стоял на защите стратегических государственных интересов.

И вдруг позиция А.Кинаха резко изменилась: он стал открыто лоббировать интересы «Аэросвита». При этом, не стесняясь, в «запопадлывых» выражениях. В письме на имя Ющенко, датированным 23 ноября минувшего года, он писал буквально следующее:

«Глубокоуважаемый Виктор Андреевич! Разрешите обратиться к Вам за поддержкой в разрешении проблемы развития аэропорта «Борисполь» в связи с ее чрезвычайной важностью…

Сегодня аэропорт чрезвычайно перегружен и его фактическая потребность в пропускной способности иногда превышает расчетную более, чем в два с половиной раза. Проблему необходимо решать немедленно. Такая ситуация создает чрезвычайно негативный имидж для Украины, поскольку аэропорт «Борисполь» является фактически «парадными воротами Украины».

Реальным решением этой проблемы могло бы стать немедленное возобновление строительства первой очереди терминального комплекса за счет собственных и привлеченных средств самой большой в Украине авиакомпании «Аэросвит» без каких-либо средств и гарантий со стороны государства. Такое решение было утверждено в декабре 2003 года на расширенной коллегии Министерства транспорта Украины и фактически строительство терминала начато в октябре 2004 года. Дальнейшее строительство, в том числе и за средства Правительства Японии, возлагается на аэропорт «Борисполь». Эти два терминала составляют единый технологический комплекс родственной архитектуры с существующим и будущими терминалами аэропорта и не составляют конкуренции друг другу.

Учитывая исключительную важность обеспечения наискорейшего развития и модернизации аэропорта «Борисполь», просил бы Вас, Глубокоуважаемый Виктор Андреевич, дать соответствующие поручения министерствам и ведомствам».

Следует заметить, что буквально накануне этих эпистолярных упражнений секретаря СНБО губернатор Киевщины Евгений Жовтяк отменил все решения обладминистрации о передаче компании «Аэросвит» земельных участков в районе международного аэропорта «Борисполь». По его словам, данное распоряжение было принято с грубейшими нарушениями. В частности, для его принятия были необходимы согласования с рядом министерств. Однако, как и в случае со скидками на аэропортное обслуживание, хозяева «Аэросвита» не спешили этого делать. Более того, Киевская обладминистрация даже выиграла дело спорных землеотводов в судах первой инстанции.

И вдруг – неожиданно! — интересы «Аэросвита» (а, по сути, В.Пинчука и иностранных граждан) начал «продавливать» Секретарь СНБОУ Анатолий Кинах. Позже СМИ задавались вопросом: какое непосредственное отношение имеет Кинах к проблемам аэропорта «Борисполь»? Тогда ответ на этот «непонятный» вопрос так и не был найден.

Однако, сегодня роль А. Кинаха в конфликте вокруг государственного предприятия прояснилась. Оказалось, что в аэропорту «Борисполь» секретарь СНБОУ горячо отстаивает свои «мелкие» частные интересы. Чему имеются неопровержимые и веские доказательства.

Фирма с безграмотным названием

В начале февраля нынешнего года компании, арендующие площади ГМА «Борисполь», получили оповещение, согласно которому для дальнейшего сотрудничества по вопросам взятых на себя обязательств коммерсантов попросили обращаться в ООО «Юридично-комерційне агенство». Именно «агенство» – с пропущенной буквой «т». Именно так безграмотно эта «уважаемая» фирма была названа, и даже прошла регистрацию в органах власти!

Изумление компаний, базирующихся в «Борисполе», возросло во сто крат, когда они узнали, что права и обязанности по договорам аренды переданы от аэропорта «Юридическо-коммерческому агенству» (сохраним орфографию) еще 1 января 2006 года. Задним числом. То есть, оказалось, что уже более месяца эта фирма является управителем имущества ГМА! Но окончательно повергла в шок информация о том, что «ограниченное» общество подконтрольно гендиректору «Борисполя» Александру Шишкову и секретарю Совета нацбезопасности и обороны Анатолию Кинаху.

Первоначально учредителями «Юридическо-коммерческого агенства» являлись лично генеральный директор ГМА «Борисполь» Александр Шишков и Валентина Дидок. Но в июне 2003 года в составе учредителей и участников общества произошли изменения.

На смену учредителям Шишкову и Дидок пришли жена нынешнего гендиректора аэропорта «Борисполь» — Светлана Львовна Шишкова. И супруга секретаря СНБОУ Марина Владимировна Кинах. Уставный фонд «агенства» составил всего 375 гривен – по 187 гривен 50 копеек на учредительницу.

«УК» не известно, чем занималось это ООО на протяжении двух последних лет. Но можно предположить, что фирма была плотно «завязана» на аэропорт. Да и главный офис ее размещался в Борисполе в здании «Авиаспецмонтажа», по улице Киевский шлях, дом 2. Это предприятие также называют среди фирм, подконтрольных дуэту Шишков — Кинах.

Справка «УК»: Шишков Александр Федорович. Родился 12 ноября 1953 года. В 1977 году окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации. Работал на предприятиях гражданской авиации, в частности – главным инженером Государственного международного аэропорта «Борисполь». В 2001 году являлся советником на общественных началах премьер-министра А.Кинаха. В 2004 году А.Шишков был доверенным лицом кандидата в Президенты А.Кинаха. На сегодняшний день – глава Киевской организации Партии промышленников и предпринимателей Украины (которой руководит тот же Кинах). В конце марта 2005 года А.Шишков с подачи своего «патрона» был назначен генеральным директором ГМА «Борисполь».

В принципе, и не важно, какими делами занимались супруги наших героев. Гораздо важнее то, что произошло летом 2005 года. В июле неожиданно меняется состав участников «Юридическо-коммерческого агенства». Марина Кинах и Светлана Шишкова пишут заявление о выходе из числа учредителей.

Им на смену приходят Наталья Ковалко, Лев Серветников и Станислав Симаков. Несмотря на показательную ротацию кадров, «агенство» так и осталось стопроцентно подконтрольным Кинаху и Шишкову. По некоторым данным, г-н Симаков то ли родственник, то ли очень близкий товарищ нынешнего гендиректора «Борисполя». Весьма вероятно, что внезапная смена учредителей была связана с действиями премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. По инициативе которой на аэропорт накатилась волна всевозможных проверок. Нужно было «ховать кінці»…

Сам пью, сам гуляю…

И пока коллектив ГМА «Борисполь» воевал против «Аэросвита», пытаясь отсудить у компании незаконно приобретенную территорию, Шишков и Кинах разрабатывали схему фактически семейной «прихватизации» аэропорта. Для этого и было задействовано ООО «Юридическо-коммерческое агенство». «Добрый» гендиректор «Борисполя» отдал собственной фирме в управление целый кусок весьма и весьма прибыльного бизнеса. Отметим сразу: информация о том, в какую цифру измеряется прибыль аэропорта, хранится за семью печатями. Но можно предположить, что цифра эта не с одним и даже не с пятью нулями – достаточно представить целостный комплекс аэропорта «Борисполь» – с терминалами, гостиницами, ресторанами, авиакассами, магазинами и т.д., и т.п.

Зато удалось выяснить, как именно ООО «Юридическо-коммерческое агенство» будет зарабатывать «на хлеб с маслом» для Кинаха и Шишкова. Об этом подробно расписано в договоре управления имуществом, заключенным между ГМА «Борисполь» и ООО «Юридическо-коммерческое агентство».

Текст договора приводить не имеет смысла. Но для компетентных органов, вероятно, достаточно будет и выдержек. Например, очень интересен пункт 1.9 Договора, в котором расписывается плата за содержание имущества аэропорта ООО.

Определяя плату, как «вознаграждение, которое выплачивается Уставщиком имущества (ГМА «Борисполь») Управителю в порядке и размерах, определенных этим Договором», документ уточняет, что плата не включает в себя выплаты относительно возмещения расходов на содержание имуществ — за ремонты, реконструкции и так далее. «А также какие-либо другие расходы Управителя в связи с управлением имуществом, которые возмещаются Уставщиком управления, за исключением расходов на персонал Управителя». Пункт, как несложно заметить, замечателен именно этими «другими расходами» ООО, которое обязуется компенсировать госпредприятие. Что кроется за этой формулировкой, пожалуй, известно только руководству «Борисполя» и ООО «Юридическо-коммерческое агентство».

Теперь о самой плате Управителю. Скажем сразу, что в договоре она, в принципе, божеская. По крайней мере, «Борисполю» также что-то достается. Но и здесь есть нюансы. Плата определена как «25% от дохода, полученного управителем от деятельности по управлению сверх суммы дохода, которую Уставщик получал от совершения деятельности по управлению имуществом до момента передачи имущества». Тонкость состоит в том, что документ четко не оговаривает, сколько же получал «Борисполь» до передачи имущества. Предполагая, что эта цифра «согласовывается в момент передачи имущества и подписания акта купли-продажи». Уже сама необходимость госпредприятию «согласовывать» с ООО вполне конкретную цифру озадачивает.

Еще больше озадачивает дальнейшее чтение «согласовывания платы». Оказывается, что если средств, которые заработает ООО, будет недостаточно для выплаты ему вознаграждения и возмещения необходимых убытков по управлению имуществом, и при этом Борисполь не усмотрит в действиях ООО «Юридическо-коммерческое агентство» «невыполнения или ненадлежащаго выполнения» обязательств, эти платежи все равно выполняются аэропортом – «за счет других собственных средств». Расшифровываем: если ООО не пошевелит пальцем для увеличения поступлений «Борисполю» от аренды, фирма все равно получит вознаграждение.

Впрочем, это цветочки. А вот пункт, разрешающий ООО «получать кредиты и привлекать другие инвестиции (в том числе иностранные) под гарантию Уставщика» (для финансирования капстроительства или ремонтов) – уже ягодки. Согласитесь, что отхватить кредит миллионов эдак в сто под гарантии госпредприятия — в традициях отечественного бизнеса. Безусловно, международному аэропорту такой кредит дадут. Но вот кто и как будет за заем расплачиваться?

Чья земля? Шишковых будет…

Вклиниться в бизнес ГМА «Борисполь» Анатолий Кинах пытался еще в 2001 году. В то время он занимал пост премьер-министра. Тогда Кинах пытался найти иностранные инвестиции для реконструкции и строительства аэропорта. Смеем предположить, что и тогда Анатолий Кириллович ратовал не столько за имидж государства, сколько за возможность получить контроль над аэропортом и его территорией (или хотя бы частью).

Такие выводы напрашиваются после обнародования данных рабочей следственной комиссии, которые огласил народный депутат Анатолий Левин.

По его мнению, руководство «Борисполя» злоупотребляет бюджетными средствами, блокирует реконструкцию аэропорта. И, плюс ко всему, не дает возможности проконтролировать расход бюджетных средств.

В чем заключается злоупотребления – Левин доказал на примерах. В тендере на строительство галереи терминала участвовали несколько компаний: одна предлагала услуги за 16,618 миллионов гривен, вторая – 16,920 миллионов, третья – 17,360 миллионов, четвертая – 18,751 миллионов, пятая – 19,890 миллионов. Победила …последняя.

Вполне возможно, предположил парламентарий, на дешевизну бросаться и не следовало – рискованно. Но две компании предлагали вполне приемлемые условия и качество, то бишь, можно было сэкономить, как минимум, пару миллионов.

Далее. По программе японского кредита, привлеченного на реконструкцию «Борисполя», на предпроектную подготовку было отпущено порядка 12 миллионов долларов США. Украинская компания «Украэропроект» предложила свои услуги всего за 1 миллион 800 тысяч гривен. Но чиновники от авиации дали отечественным проектантам от ворот поворот: даже документы не приняли к рассмотрению в конкурсе!

И это еще не все. Директор «Борисполя» Александр Шишков, по заявлению Левина, сдал в аренду 29 разным компаниям 316,55 гектаров земли, принадлежащих аэропорту. Интересно, что соучредителем компании «Норд», — получившей 44,3 гектара на 49 лет с правом выкупа, является супруга господина Шишкова!

В собственности «Борисполя» осталось 838,8 гектаров. Народный депутат считает: разбазаривание земель приведет к тому, что в будущем расширять авиакомплекс станет крайне сложно, поскольку придется учитывать мнение арендаторов. Да и это не самое главное. Нонсенс в том, что согласно, законодательству, подчеркивает Левин, земли под аэропортами и железной дорогой имеют стратегическое назначение. И потому не подлежат приватизации и продаже!

Анатолий Введенский, специально для «УК»

Читайте также: