Как воевали за Донбасс. Кровавый путь Семена Буденного на востоке Украины
Первая конная армия, прославившая будущего маршала Советского Союза и воспетая писателем Исааком Бабелем, была создана перед вторжением красноармейцев в Донбасс в ноябре 1919 года. Южным фронтом, основой которого была Конармия, командовал расстрелянный в 1939 году Александр Егоров, один из пяти довоенных маршалов СССР.
Но гораздо больше полномочий было у Реввоенсовета фронта, куда входили Климент Ворошилов, имя которого с 1931 по 1935 и с 1958 по 1990 носил Луганск, Ефим Щаденко и Иосиф Сталин. А комиссаром одного из батальонов служил 25-летний Никита Хрущёв.
Опустошив восточную Украину, Буденный направил свои дивизии в Польшу, превратив в пустыню еще и западные области нашей страны. Маршал "услужил" Украине и во время Второй мировой: по его приказу в августе 1941 года был взорван ДнепроГЭС. Это стало причиной гибели от 30 000 до 100 000 мирных жителей. Кроме того, за один час была снесена вся нижняя часть Запорожья с огромными запасами промышленного оборудования.
Зимой 1919-1920 годов Петрограду и Москве нужен был уголь, а значит, нужен был Донбасс. Благодарностью стали два Голодомора (1933 и 1937 годов) и репрессии (1937 и 1939), в результате чего многие населенные пункты этого региона были превращены в пустыню. На их место насильно переселяли жителей из других областей СССР. В их числе были и мои предки, вывезенные в 1937 году из Житомирской области на донецкие шахты.
Старший унтер-офицер Приморского драгунского полка Семён Будённый. Фото: РИА Новости
Командарм Буденный дожил до девяноста лет, но заплатил сполна за верность советскому строю: его вторая жена двадцать лет провела в ГУЛАГе. Буденный пытался создать героическую летопись своих походов, написав книгу мемуаров "Пройденный путь". Спустя годы мы видим в них слепую преданность Сталину и воистину азиатское безразличие к человеческой жизни. В этом смысле он мало чем отличался от тысяч российских профессиональных военных, сражающихся сейчас в Донбассе.
Перед вторжением в Донбасс
"После боя под Волоконовкой (в 50 км от нынешней границы Украины. – Фокус) наступила гнетущая тишина, нарушаемая стонами раненых да голосами санитаров, хлопотливо подбиравших их.
Сталин, Ворошилов, Егоров, Щаденко и я медленно проезжали по почерневшим холмам, устланным трупами людей и лошадей.
Все молчали, скорбно оглядывали следы жестокой кавалерийской сечи. Тяжело было смотреть на обезображенные шашечными ударами тела людей.
Сталин не выдержал и, обращаясь ко мне, сказал:
— Семен Михайлович, это же чудовищно. Нельзя ли избегать таких страшных жертв? Хотя при чем здесь мы? — И он снова погрузился в раздумье…"
Командиры Первой конной армии РККА К. Е. Ворошилов, ?, С. М. Будённый, фото периода 1918–1920 годов. Фото: Public Domain
"Пролетариат Донбасса отдаст нам все"
"Наша задача сейчас заключается в том, — сказал Сталин, — чтобы рассечь фронт противника на две части, не дать частям Деникина, расположенным на Украине, отойти на Северный Кавказ. В этом залог успеха. И эту задачу мы возложим на Первую Конную армию. А когда мы, разбив противника на две части, дойдем до Азовского моря, тогда будет видно, куда следует бросить Конную армию — на Украину или на Северный Кавказ.
Эта задача очень ответственная, — подчеркнул Сталин, — она требует максимум сил и напряжения. Конной армии придется идти через Донбасс, ее может ожидать отсутствие фуража. Но, с другой стороны, ее будет встречать пролетариат Донбасса, который ждет нас и отдает все, что может, — с этим фактом нужно считаться".
Хлеб и уголь для Петрограда
"Мы составили телеграмму Петроградскому Совету, приславшему конармейцам подарки от питерских рабочих и работниц. В этой телеграмме мы писали: "…Будучи преисполнены братской благодарности, вступив в пределы хлебородной Украины, мы вырвем из хищных рук Деникина хлеб и уголь и облегчим положение петербургского пролетариата, бессменно и бдительно стоящего на часах мировой революции".
Эскадроны Первой конной армии, 1920 год. Фото: РИА Новости
Life News 1919 года
"Климент Ворошилов написал статью "У ворот Донецкого бассейна" для газеты Первой Конной Армии "Красный кавалерист". "Непобедимая славная Красная Армия, — писал Ворошилов, — снова подошла к Донецкому бассейну. Еще пара недель — и красные полки вступят в царство угля, железа, машиностроения, соли и других благ, которыми изобилует этот богатейший район России.
Час расплаты настал. Красная Армия обильно польет вражьей кровью равнины Донецкого бассейна. Больше полувека эти равнины омывались реками рабочей крови, создавая богатства тем, которые теперь так зверски дерутся за свое право мучить и терзать народ. Но пришел конец народному рабству, и ни одной капли драгоценной трудовой крови не прольется больше за барские интересы.
Когда у нас будет уголь, загромыхают поезда железных дорог, развозя народу соль, сельскохозяйственные машины, мануфактуру, заработают заводы и фабрики, и отопят рабочие центров свои холодные жилища… Сметем деникинские банды с лица пролетарского Донецкого бассейна!"
Командиры Первой Конной армии в Полевом штабе РККА, 1920 год. Сидят: С.Каменев, С.Гусев, А.Егоров, К.Ворошилов, стоят: П.Лебедев, Н.Петин, С.Будённый, Б.Шапошников. Фото: wikipedia.org
Бои за Сватово
"Нельзя не сказать о героическом подвиге в этом бою артиллеристов батареи, которой командовал Шаповалов. Когда белые открыли по 4-й дивизии ураганный огонь из бронепоездов, наши части, спешились и залегли. В это время Шаповалов со своими артиллеристами на карьере ворвался на станцию и стал в упор расстреливать вражеские бронепоезда. Дивизия немедленно воспользовалась этим и решительным броском вперед овладела Сватово. Один бронепоезд белых отошел на станцию Меловатку и оттуда начал интенсивный обстрел Сватово, но Городовиков быстро избавился от этого бронепоезда, распорядившись пустить на Меловатку паровоз на полных парах".
Как форсировать Северный Донец
"Успешное форсирование Северного Донца должно было открыть нам ворота в сердце Донбасса. Несмотря на декабрь, форсировать Северный Донец по льду было невозможно. Обильные снегопады после гололедицы смягчили морозы, и они не смогли сковать реку льдом, достаточно прочным для того, чтобы выдержать тяжесть лошадей и артиллерии. Хороших бродов на Северном Донце в полосе наступления Конармии не было, следовательно при форсировании его мы могли рассчитывать только на захват имевшихся мостов и на сооружение переправ из подручных материалов.
Командиры Первой Конной армии Климент Ефремович Ворошилов, Семен Михайлович Буденный и Сергей Константинович Мини
19, 20 и 21 декабря Первая Конная армия разгромила противника, находившегося на левом берегу Северного Донца, и захватила имевшиеся в полосе ее наступления переправы. В ночь на 23 декабря, когда подтянулись стрелковые части и тылы, Конармия форсировала Донец и прочно закрепилась на его правом берегу, овладев городом Лисичанском".
Пятьсот зарубленных под Рубежным
"Не успели белые оправиться от панического бегства из района Кабанье – Кременная, как попали под удар частей 6-й дивизии, которая, не встретив противодействия противника со стороны города Старобельска и реки Айдар, развернула стремительное наступление в направлении Лисичанска и к вечеру 21 декабря заняла станции Рубежную и Несветевич. Особенно большие потери белогвардейцы понесли на станции Рубежной, куда ворвалась 2-я бригада 6-й кавдивизии. В районе Рубежной белые потеряли до пятисот человек зарубленными, в том числе командира дивизии генерал-майора Чеснокова и трех командиров полков".
Начало карьеры комиссара Хрущёва
"Особую роль в успешных действиях стрелковых частей и подразделений играли командиры и комиссары полков и батальонов. В стужу, когда бушевала метель, осенью и весной, когда лежала непролазная грязь и моросили холодные изнуряющие дожди, шли они вперед, увлекая за собой разутых, плохо одетых и полуголодных бойцов, первыми бросались в атаку на врага. В числе этих самоотверженных воинов революции был и комиссар 2-го батальона 74-го стрелкового полка 9-й дивизии Никита Сергеевич Хрущев".
Семён Михайлович Будённый (в центре). Фото: lemur59.ru
Бои за Дебальцево, Иловайск, Амвросиевку
"К 27 декабря Первая Конная армия, выиграв сражение в северной части Донецкого бассейна, прочно овладела рубежом Бахмут — Попасная, первым рубежом сопротивления белых в Донбассе. Потерпев поражение на линии Бахмут — Попасная, деникинцы пытались организовать сопротивление на железнодорожной линии Горловка — Дебальцево. Перегруппировав свои силы, белые готовили контрудар против левого фланга Конармии, войска которой к этому времени вышли на линию Луганское — Екатериновка — Степановка — Лозовка.
Охватывающее движение 6-й дивизии с востока и решительное наступление стрелковых частей с фронта быстро решили участь Дебальцево. 29 декабря белые были выбиты оттуда. Успешные действия в направлении Дебальцева быстро сказались и на развитии наступления в направлении станции Горловки. 11-я кавалерийская дивизия с частями 9-й стрелковой дивизии, сломив сопротивление белогвардейцев, 30 декабря овладела Горловкой и Никитовкой.
Репродукция с картины M.Грекова "Трубачи Первой Конной"
11-я кавалерийская и 9-я стрелковая дивизии при поддержке бронепоездов развивали наступление от Горловки и к 1 января 1920 года овладели станцией Иловайской и районом Амвросиевки. При этом была наголову разбита Черкасская Дивизия белых".
Потери и трофеи
"В боях за Донбасс Конармия совместно с приданными ей стрелковыми дивизиями нанесла противнику большие потери. Лишь с 25 по 31 декабря белые потеряли убитыми около трех тысяч и пленными пять тысяч человек. Было захвачено двадцать четыре орудия, сто семьдесят пулеметов, не менее десяти тысяч снарядов, около полумиллиона патронов, пять бронепоездов, полторы тысячи лошадей с седлами и много различного военного имущества.
Советская республика получила пролетарский Донбасс с его революционным рабочим населением и мощным источником топлива, в котором тогда ощущалась острейшая нужда".
Шпионы Буденного
"Огромное значение для успешного исхода боев за Донбасс имело также горячее сочувствие и поддержка, которую оказывали нашим войскам трудящиеся Донбасса.
Памятник бойцам Первой Kонной армии С. Будённого, установленный над автострадой Львов-Киев возле села Хватов недалеко от посёлка Олеско Львовской области. Фото: РИА Новости
Через местных жителей мы знали о противнике буквально все и благодаря этому своевременно разгадывали его намерения. Удачные обходы флангов противника в густонаселенном Донбассе были бы трудноосуществимы без наших друзей-крестьян и шахтеров. Особенно велика была помощь, которую оказывали нам подпольные партийные и советские организации Донбасса, а также хотя и мелкие, но тесно связанные с населением партизанские группы.
В то время как буржуазия, бежавшая через Донбасс на юг, сеяла панику среди белых войск, трудящиеся Донецкого бассейна своей радостной встречей и поддержкой частей Конармии необычайно поднимали их боевой дух".
Автор: Дмитрий Синяк, ФОКУС
Tweet