Для тех, кто легко поддается соблазнам сетевого маркетинга: как отсудить зря потраченные деньги
Среди всей массы гражданских споров дела о защите прав потребителей составляют довольно небольшой процент, куда меньший, чем разводы, разделы имущества, спорные наследства и квартирные баталии. И это скверный показатель по двум причинам, отмечает издание “Ракурс“.
Первая: если человек готов спустить на тормозах мелкие обиды и несправедливости, то он вполне может оказаться беззащитным перед несправедливостью более серьезной. И, наконец, вторая: восстановление этой самой справедливости в наших судах — дело долгое, хлопотное и, между нами, затратное, не каждому по плечу.
Эта история тянулась четыре года в суде первой инстанции и, чем черт не шутит, может продолжиться в апелляционной и кассационной. Однако первое решение по делу вынесено, и оно может быть полезным для тех, кто легко поддается соблазнам сетевого маркетинга.
Эффективно и совершенно бесплатно!
Торговля красотой — очень специфическое занятие, требующее отменного знания психологии. С одной стороны, все эти кремы-массажи-пилинги-обертывания и еще сотня-другая чудодейственных процедур с труднопроизносимыми названиями — вроде как вещи далеко не первой необходимости. Да и эффект от них вряд ли пропорционален потраченным деньгам.
Но с другой — отечественные дамы, особенно те, кто всерьез воспринимает копеечное чтиво из глянцевых журнальчиков, всю жизнь находятся под страхом старения. Культ юности, навязываемый со страниц этих изданий, — вообще-то всего лишь маркетинг, а основная задача — продать клиенткам задорого много-много бесполезной ерунды. А то, что попутно такая реклама привносит в бедную голову клиентки уйму страхов и комплексов, это даже хорошо: активнее будет раскошеливаться.
Между прочим, одна из самых крупных маркетинговых афер минувшего столетия — пресловутый целлюлит, который служит всего лишь… показателем здорового гормонального фона и хорошей способности к деторождению. Однако уже не одно поколение женщин сражается с ямочками на известном месте, вкладывая деньги в различные вполне бесполезные средства и процедуры.
Впрочем, дело, которое слушалось в одном из судов крупного промышленного города на юге Украины, не об этом месте, а о лице. Хотя, конечно, сложно понять, каким местом думала истица, ввязываясь в эту покупательскую авантюру.
Сетевые распространители косметики и косметических приспособлений, стремясь привлечь новых клиентов, часто устраивают презентации своего товара. Многие потенциальные покупательницы охотно соглашаются на «бесплатную пробную процедуру», после которой, очарованные и оболваненные, покупают товар, да еще и делятся с продавцом контактными телефонами своих приятельниц, расширяя его клиентскую базу.
Собственно говоря, ничего криминального в этом нет. Вот так однажды некоей даме позвонили по телефону и пригласили на совершенно бесплатное тестирование некоего чудодейственного аппарата. Чудо враждебной техники называлось «Твинри», с виду напоминало электробритву и предназначалось для кожи «40+». Лично меня бы насторожило то, что, пересмотрев уйму страниц по запросу «принцип действия», я не нашла ни одного внятного описания прибора, только какие-то псевдоученые слова про «три режима работы: ультразвук, гальваника, фотоны».
Другими словами, штучка светит разными цветами, тонко пищит и генерирует слабые токи, и это якобы способствует «глубокому проникновению питательных веществ из косметического средства в клетки кожи». Морщины чудесным образом разглаживаются, пятна и отеки уходят, овал лица подтягивается, женщина средних лет превращается в юную нимфу. Вот, кстати, еще одна глубоко психологическая уловка. Если сказать, что для хорошего цвета лица нужно нормально питаться, хорошо высыпаться и гулять на свежем воздухе, это никого не впечатлит. А вот если достать эдакую красивую штуковину, которая пищит и сверкает, да намазать лицо средствами из разных тюбиков, то оно конечно…
Одним словом, клиентка была сражена и очарована, когда ей попищали-посверкали перед носом красивым аппаратом из нарядной коробочки. Еще больше женщина обрадовалась, когда ей предложили взять аппарат совершенно бесплатно! Удивительное везение: именно в этот день дорогущие приборы раздавали даром.
На самом деле за подобный приборчик в Интернете просят около двух тысяч гривен, а тут даром! И клиентка согласилась. Правда, к бесплатному приборчику прилагались «чудодейственные кремы и бальзамы» всего на… 15 тысяч гривен. Но деньги — пустяк, кредит от «Альфа-банка» можно оформить прямо тут, на месте.
Обсыпало… на погоду?
Дальше начались проблемы. Кто его знает, из чего были изготовлены чудодейственные кремы, но на следующий день у бедной женщины и ее пожилой мамы, которая вместе с ней тоже посетила «бесплатную процедуру», лица покрылись сыпью и отекли, глаза покраснели. Налицо были все признаки аллергии.
На второй день после покупки женщина пришла к продавцам и потребовала расторгнуть договор, забрать товар и отдать ей деньги. Но получила отказ: дескать, принесите сначала справку от аллерголога. Упрямая клиентка к аллергологу сходила, получила справку с диагнозом «дерматит лица» и рекомендации по лечению. С этой справкой она на следующий же день отправилась к продавцам. На этот раз женщине сделали некую «компьютерную диагностику состояния кожи» и заявили, что обсыпало ее… на погоду, а кремы у них самые что ни на есть “лакшери” и изготовлены «на натуральной основе».
Поняв, что возврата денег от продавца прибора и кремов добиться не удастся, покупательница обратилась в банк. Но так как с момента заключения договора пошла уже третья неделя, банк отказался расторгать договор. Более того, из банка начали приходить сообщения о том, что кредит необходимо погасить.
Клиентка выплатила банку уже почти 16 тысяч гривен, учитывая набежавшие проценты. Добавив к имеющимся документам квитанцию из банка, женщина пошла в суд.
«Нечестная предпринимательская практика»
В своем иске клиентка обвинила фирму (точнее, физическое лицо-предпринимателя, продавшего ей все это косметическое барахло) в недобросовестной предпринимательской деятельности, поскольку товар оказался некачественным. Вдобавок к стоимости препарата она просила выплатить ей 5 тысяч гривен морального ущерба.
Само физлицо-предприниматель посчитало, что лучшей тактикой будет повестки в суд игнорировать и делать вид, что знать не знает ни о каком иске. Посему суд решил, что вправе рассмотреть дело заочно, неявку ответчика признать неуважительной, а поведение — недобросовестным использованием процессуальных прав в гражданском процессе. Как бы то ни было, суд полностью удовлетворил жалобу покупательницы: без малого 16 тысяч гривен кредита, 5 тысяч морального ущерба и судебные издержки — всего почти 22 тысячи гривен.
А теперь посмотрим на правовой алгоритм такого решения.
Статья 678 Гражданского кодекса гласит, что покупатель, получивший некачественный товар, имеет право отказаться от договора и требовать возвращения денег. А статья 651 говорит, что договор можно расторгнуть по решению суда по требованию одной из сторон.
У покупательницы возникла аллергия, и это свидетельствует о том, что товар был некачественным.
Теперь перейдем к Закону Украины «О защите прав потребителей». Статьи 6 и 15 говорят о том, что потребителю гарантируется право на качественную продукцию и достоверную информацию о ней. Каждый продукт должен иметь сертификат качества.
Статья 8 закона о защите прав потребителей предусматривает, что в случае выявления недостатков во время гарантийного срока, подтвержденных при необходимости экспертизой, покупатель имеет право требовать от продавца или производителя расторжения договора. А в статье 19 сказано, что «нечестная предпринимательская практика» — это любые действия, вводящие потребителя в заблуждение, и все договоры или акты купли-продажи, совершенные по такой схеме, недействительны.
В рассмотренном случае суд признал, что женщину, мягко говоря, обвели вокруг пальца, продав ей некачественную косметику непонятного происхождения по астрономической цене.
Автор: Людмила ЗАГЛАДА; РАКУРС
Tweet