Израиль ударит по Ирану: шансы на успех и грядущие проблемы. Какой будет эта война
Из всех угроз, с которыми сталкивается Израиль последние 10 лет, израильские военные эксперты больше всего озабочены потенциальной угрозой со стороны Ирана, возможно, разрабатывающего ядерное оружие.
Именно с прицелом на защиту страны от этой угрозы главным образом и развивались в последние несколько лет израильские ВВС. На их вооружение поступило 125 самых современных истребителей F-15I и F-16I, оснащенных израильской радиоэлектроникой и дополнительными баками для горючего. Эти самолеты специально предназначены для нанесения ударов на большом расстоянии.
Кроме того, Израиль закупил особые снаряды, обладающие способностью проникать на большую глубину, а также разработал надежные беспилотные аппараты. Подготовка израильских военных была сфокусирована, главным образом, на выполнении задач вдали от израильской территории.
Израильский удар по Ирану будет сопряжен с целым рядом трудностей
У Израиля есть опыт нанесения превентивных ударов по ядерным объектам региона. В июне 1981 года израильские самолеты разбомбили ядерный реактор Осирак неподалеку от иракской столицы. В сентябре 2007 года израильские военные самолеты атаковали объект в Сирии, где, по мнению Израиля, США и многих экспертов, сирийцы возводили ядерный реактор.
Однако удар по Ирану, если Израиль пойдет на него, будет радикально отличаться от бомбардировок в Ираке и Сирии — там были единичные наземные объекты, и успеху операций способствовал фактор неожиданности.
Что касается стремления Израиля серьезно нарушить иранскую ядерную программу, то на этом пути ему придется столкнуться с рядом весьма сложных проблем, среди которых — количество, разнообразие и природа ядерных объектов.
Как добраться до цели?
Во-первых, Иран находится далеко от Израиля. По приблизительным оценкам, многие из потенциальных целей находятся в пределах
У Израиля есть опыт нанесения ударов по ядерным объектам региона
Для этого возможны по меньшей мере три варианта маршрутов — северный, центральный и южный.
По северному маршруту израильским самолетам придется лететь на север, а затем на восток — вдоль границы Турции и Сирии, а затем — Турции и Ирака.
Центральный путь пролегает через Ирак. Без поддержки американских военных иракские власти весьма слабо могут следить за своим воздушным пространством и контролировать его, и израильские самолеты могут этим воспользоваться.
Третий, южный путь, лежит через воздушное пространство Саудовской Аравии. В этой стране очень обеспокоены иранской ядерной программой, однако неясно, закроют ли саудовские власти глаза на операцию израильских ВВС или хотя бы разрешат ли им вернуться домой через свою территорию.
Во-вторых, расстояние между Израилем и Ираном таково, что израильским самолетам придется в пути дозаправляться.
На это указывает сотрудник Международного института стратегических исследований в Лондоне (IISS) Дуглас Барри.
«Израильским самолетам придется не только долететь до иранского воздушного пространства, а затем покинуть его, им нужно будет также иметь достаточно горючего на борту, чтобы долететь до объектов и выполнить свою задачу. Кроме того, нужен запас топлива на случай непредвиденных обстоятельств», — говорит он.
Первоначальная дозаправка может быть осуществлена над Средиземным морем или даже в воздушном пространстве Израиля.
«Одним из вариантов может быть взлет с полным комплектом боевых снарядов, без дополнительных баков для горючего, и набор полетной высоты. В этот момент нужно будет дополнить баки и взять курс на Иран», — добавляет он.
По мнению экспертов, проблема дозаправки истребителей больше всего будет влиять на масштабы военной операции.
Какие объекты бомбить?
Факторами, определяющими природу и масштабы израильской операции, являются удаленность целей, их природа, а также число самолетов-заправщиков.
Полагают, что у Израиля есть
По словам Дугласа Барри из IISS, «израильские стратеги будут думать над тем, каким образом нанести максимальный ущерб при помощи ограниченного числа средств, имеющихся в их распоряжении».
«Они будут решать, какие объекты являются самыми важными для иранской ядерной программы. Ясно, что, с военной точки зрения, имеет смысл выводить из строя прежде всего объекты, на которых проводится обогащение урана», — добавляет он.
Таким образом, в списке целей, скорее всего, обязательно будут числиться завод по обогащению урана в Натанзе к югу от Тегерана, а также подземный завод в Фордо вблизи священного для шиитов города Кум.
Кроме них в этот список, возможно, будут внесены установка по производству тяжелой воды и стоящийся в Араке реактор на тяжелой воде, а также завод по переработке урановой руды в Исфахане.
Пока неясно, есть ли у Израиля возможности бомбить другие объекты, связанные с иранской ракетной программой.
Однако и с приведенными выше объектами не все просто. Оборудование по обогащению урана в Натанзе находится под землей, а новый завод в Фордо упрятан глубоко в основании горы.
Может ли Израиль разбомбить объекты под землей?
Для этого, по словам Дугласа Барри, нужна хорошая разведка.
Ядерные объекты ирана
-
Натанз — завод по обогащению урана
-
Фордо (возле Кума) — подземный завод по обогащению урана
-
Арак — завод по производству тяжелой воды
-
Исфахан — завод по переработке урановой руды
-
Парчин — военный объект
«Нужно иметь данные о географическом положении объекта, геологических особенностях местности и почвы, а также о дизайне и конструкции укрепленных бетонных отсеков, — указывает он. — Вероятно, американцы и израильтяне давно наблюдают за этими объектами».
Для поражения этих целей требуются специальные снаряды. Стратегические объекты прячут под землю не только на Ближнем востоке, и в мире идет постоянное соревнование между теми, кто пытается обезопасить свои объекты, и теми, кто создает новое оружие, способное их поразить. Соединенные Штаты имеют в этом деле большой опыт.
Главным оружием в израильском арсенале являются американские снаряды GBU-28 с лазерным наведением, весом по 2269 кг, оснащенные специальной проникающей боеголовкой. По словам редактора военного справочника по новейшим снарядам IHS Jane\’s Air-Launched Weapons Роберта Хьюстона, этот вид вооружений — самый эффективный.
«GBU-28 — это самый крупный из имеющихся на сегодняшний день проникающих снарядов для тактической авиации. Американцы впервые применили его в 1991 году, и с тех пор его боеголовка была значительно усовершенствована, а точность наведения улучшена», — говорит он.
«Однако Израилю использовать это оружие будет непросто из-за целого ряда факторов. Единственное средство доставки оружия — истребитель F-15I — может нести только один снаряд, поэтому для проведения операции потребуется большая ударная сила, а также резервы поддержки, включая самолеты-заправщики, которых у Израиля в достаточных количествах нет», — отмечает эксперт.
«Цель нужно будет поражать с относительно близкого расстояния, а это значит, что израильским истребителям по пути к целям и обратно придется защищаться от иранской авиации», — указывает Роберт Хьюстон.
Одним из иранских ядерных объектов является завод по переработке тяжелой воды в Араке
По словам эксперта, «для того, чтобы использовать снаряд типа GBU-28 наиболее эффективно, нужны точные данные об объекте, поскольку потенциальный эффективность его использования определяется не только его собственными тактико-техническими данными».
Пока что неизвестно, насколько эффективным окажется снаряд в поражении подземных установок по обогащению урана в Натанзе и Фордо.
Как указывает Роберт Ньюстон, GBU-28 «эффективен против любого укрепленного или подземного объекта, но — до определенной степени».
«Проникающая способность GBU-28 зависит от скорости и угла поражения, так что идеально сбрасывать его с большой высоты на максимальной скорости, при которой он бы поражал объект почти под прямым углом, — поясняет эксперт. — А это труднодостижимо, когда речь идет о пещере или склоне горы — там этот снаряд будет менее эффективным, хотя и гораздо более успешным, чем любые другие снаряды».
Действительно, как указывает Дуглас Барри из IISS, одного вида вооружения может оказаться недостаточно.
«Можно попытаться проникнуть внутрь, используя несколько видов разных вооружений, проникающих сквозь почву, камни и бетон. Или же можно попытаться заблокировать пути доступа к объекту, разрушив подъездные туннели, — отмечает он. — Кроме того, поскольку все эти объекты потребляют очень много электроэнергии, можно нарушить их энергоснабжение».
Какие еще опции есть у Израиля?
До сих пор мы обсуждали лишь известные элементы израильской ударной силы — закупленные, главным образом, у США военные самолеты и вооружение. Однако у Израиля есть своя собственная передовая авиакосмическая отрасль и развитая электроника, благодаря которым могли появиться системы, необходимые для удара по Ирану.
Как указывает Дуглас Барри, когда речь идет о военных возможностях Израиля, мир очень много не знает, особенно в сфере военных технологий.
«Израильские беспилотники Heron и Eitan могут использоваться для сбора информации об ущербе в результате нанесенного удара, но, вполне возможно, и для того, чтобы ввести в заблуждение системы ПВО», — добавляет он.
«На самом деле, именно такой тип введения противника в заблуждения или кибератака, скорее всего, будут неотъемлемой частью военной операции с целью вывести из строя радары или создать ложную картину того, что происходит в действительности», — сказал он.
Как Иран защищает свое воздушное пространство?
На вооружении Ирана находятся, главным образом, российские системы ПВО, хорошо знакомые израильским летчикам. Однако Тегеран использует также и американские системы Hawk, закупленные еще во времена иранского шаха, то есть до 1979 года, когда Иран был объявлен Исламской республикой.
«Если объекты и установки помещены глубоко под землей, то часть из них останется. Израильский удар может только повредить некоторые из них, что, возможно, совсем не затормозит иранцев в их ядерных устремлениях»
Наиболее эффективными считаются российские зенитные ракеты SA-5, способные поражать цели на большой высоте, в то время как на низкой высоте используются передвижные системы Tor-M1/SA-15.
Россия неоднократно отказывалась поставлять Ирану новый зенитный комплекс S-300, но иранцы утверждают, что все же смогли достать несколько батарей.
Хотя иранские ракеты класса «земля-воздух» и несколько устарели, но они по-прежнему представляют угрозу. Достаточно вспомнить, сколько усилий потребовалось в прошлом году НАТО и США, чтобы подавить аналогичные системы ПВО в Ливии.
У Израиля не будет ни времени, ни ресурсов, чтобы вести длительные воздушные битвы, и поэтому, судя по всему, электронное подавление иранской воздушной защиты будет так же важно, как и сам главный удар.
В этой операции особая роль может быть отведена и израильскому подводному флоту. По словам Дугласа Барри, «можно предположить, что Израиль обладает способностью запускать крылатые ракеты со своих подводных лодок Dolphin. Они могут быть использованы для поражения более старых зенитных батарей SA-5 и крупных радаров». Однако, указывает он, «использование морской составляющей затрудняет координацию любой операции».
У Тегерана есть несколько американских истребителей F-14 Tomcat и большое число относительно новых российских самолетов МиГ-29.
По мнению экспертов, иранские военно-воздушные силы не идут ни в какое сравнение с израильскими ВВС. Однако потенциальная угроза со стороны иранских ВВС может осложнить задачу для планирующих операцию израильских экспертов, а воздушный бой потребует дополнительной заправки израильских истребителей.
Есть ли у Израиля шансы на успех?
Большинство экспертов сходятся во мнении, что Израиль способен поразить множественные объекты в Иране и нанести существенный ущерб его ядерной программе. Однако они отмечают, что этот ущерб будет меньшим, чем если бы удар нанесли Соединенные Штаты, используя весь арсенал вооружений, имеющийся в распоряжении Вашингтона.
Израиль будет действовать на пределе своих возможностей. «Если они пойдут на это, — указывает Дуглас Барри, — это будет впечатляющий и мощный удар по труднодоступным и разрозненным целям».
Немногие ВВС мира, указывает он, могут провести подобную операцию. Однако, как подчеркивает Барри, «даже если она окажется успешной, она, по сути, сможет лишь на некоторое время сдержать иранскую ядерную программу».
С ним согласен и сотрудник военного издания IHS Jane\’s Роберт Хьюстон.
«У Израиля нет достаточно крупных сил, и Тегеран не даст ему свободу действий, необходимую для полного разрушения иранского ядерного комплекса, — говорит он. — Если объекты и установки помещены глубоко под землей, то часть из них все равно останется. Израильский удар может только повредить некоторые из них, что, возможно, совсем не затормозит иранцев в их ядерных устремлениях. Этот удар будет иметь большие глобальные последствия. Я не вижу никаких положительных результатов этой затеи».
Именно такой точки зрения придерживается главный союзник Израиля — Соединенные Штаты.
Недавно председатель Объединенного комитета начальников штабов армии США генерал Мартин Демпси заявил, что нанесение Израилем удара по Ирану является нецелесообразным.
Такое нападение, добавил он, «окажет дестабилизирующее воздействие и не достигнет своих главных долговременных целей».
У израильтян, судя по всему, расчет иной, и только время покажет, пойдут ли они на эту операцию, зная все ее трудности и осознавая пределы своих возможностей.
Автор: Джонатан Маркус, обозреватель, Би-би-си
Tweet