Барнаби Джек и ствол без дыма
25 июля в Сан-Франциско найден мертвым 35-летний Барнаби Джек, новозеландский программист и хакер. На этой неделе было запланировано выступление Джека на слёте Black Hat в Лас-Вегасе с докладом «Имплантируемые медицинские приспособления: взлом человека», в котором хакер собирался продемонстрировать наработки по выведению из строя кардиостимуляторов.
Временная связка разоблачительного выступления и неожиданной гибели Барнаби Джека послужила поводом для многочисленных пересудов, которые в минувшие выходные расцвели липовым цветом в Интернете: хакера, мол, устранили, дабы не допустить сенсационных разоблачений.
На мой взгляд, конспирологическая версия гибели Барнаби Джека абсолютно вздорна и беспочвенна, поскольку никаких сенсаций в его докладе на конференции Black Hat не предвиделось: хакер лишь обобщил и подготовил теоретическое обоснование ужаса, продемонстрированного им же в октябре прошлого года на BreakPoint security conference в Мельбурне.
Именно на самих «медицинских» разоблачениях Барнаби Джека я бы хотел сегодня остановить внимание своих читателей, оставив конспирологические догадки до лучших времен. Прямые последствия ужасов, явленных хакером миру, безусловно пугают, однако они не идут ни в какое сравнение с тем кошмаром, который выводится из уязвимостей, открытых Джеком на уровне самой парадигмы управления человеческим организмом электронными гаджетами. На мой взгляд заложенный в эту парадигму потенциал Апокалипсиса является более чем достаточным основанием для того, чтобы трубить об открытии хакера на каждом перекрестке.
Барнаби Джек
На прошлогодней конференции по безопасности в Мельбурне Барнаби Джек начал с убийственной демонстрации: злоумышленник, вооруженный только ноутбуком, с расстояния 15 метров взламывает кардиостимулятор, установленный в грудной клетке жертвы, и заставляет чудо-гаджет выпустить разряд на 830 вольт.
Минувшей зимой в популярном сериале про маньяка Шерлока Холмса «Elementary» один из эпизодов (21 серия, «A Landmark Story») был посвящён именно такому убийству: нехороший человек по имени Даниэль Готтлиб с помощью лэптопа отключает кардиостимулятор хорошего человека ван дер Хоффа. Хорошо помню, какое неприятное впечатление произвел на меня этот сюжет и как я успокоил себя мыслью о художественном вымысле создателей фильма.
Теперь, когда лишь post mortem мы узнаем о том, что убийство с помощью беспроводного компьютерного воздействия на кардиостимулятор — это не фантазии «Elementary», а довольно просто реализуемый хак, продемонстрированный аккурат накануне съемок сериала, становится уже совсем не по себе.
На осенней конференции в Мельбурне хакер, однако, показал гораздо больше, чем разряд в 830 вольт, вызываемый в кардиостимуляторе дистанционно. Барнаби Джек с того же расстояния — до 15 метров — сумел полностью переписать прошивку кардиостимулятора, которая в обновлённом виде, помимо контроля над самим гаджетом, получает возможность загружать вредоносный код дальше — на серверы производителя, координирующие все выпущенные кардиостимуляторы: «По сути, мы имеем дело с червём, обладающим потенциалом совершить массовое убийство», — порадовал общественность Джек.
Но и это ещё не всё. Модификация кода в прошивке кардиостимулятора позволяет запустить также локальную цепочку «уничтожений»: самоубийственный код (команда на выдачу отложенного во времени смертельного разряда тока) может передаваться от одного кардиостимулятора к другому всякий раз, когда два гаджета будут располагаться в непосредственной близости друг от друга.
Еще раньше — весной 2012 года — Барнаби Джек продемонстрировал потенциально смертельную опасность, которую представляют собой инсулиновые помпы. Мне как диабетику это открытие хакера особенно «приглянулось». Не думаю, что многие читатели представляют себе работу этого устройства, поэтому даю небольшую справку.
Инсулиновая помпа — это маленький гаджет, который больной диабетом первого типа (инсулинозависимый, в отличие от второго типа, при котором уровень сахара в крови регулируется таблетками) всё время носит на поясе. Помпа позволяет одновременно замерять уровень сахара в крови и вводить нажатием кнопки нормированную дозу инсулина. До появления помп инсулин вводился больными с помощью обычных инъекций — и, как следствие, приходилось лишь компенсировать уже случившийся дисбаланс: поднялся сахар до критического уровня — сделал угол инсулина — сахар восстановился. И так постоянно до очередного взлёта.
Для того чтобы сахар держался на стабильно правильном уровне, необходимо дозировать инсулин с точностью до сотых долей миллиграмма, что, как вы понимаете, невозможно сделать с помощью простого укола. В результате больного диабетом постоянно «колбасит»: его сахар то улетает под крышу, то обваливается ниже критического уровня, и эти качели медленно, но верно разрушают организм.
Инсулиновая помпа благодаря почти непрерывному измерению уровня сахара с очень высокой точностью определяет объём инсулина, необходимый для введения в кровь именно в данный момент времени. Как следствие, сахар поддерживается перманентно на здоровом уровне: настоящее спасение для больного.
Весной прошлого года Барнаби Джек показал уязвимость инсулиновых помп, выпущенных компанией Medtronic, одним из ключевых производителей этой техники. Как и в случае с кардиостимуляторами, оказалось, что можно не наносить точечный удар, а устраивать ковровую бомбардировку: компьютерная программа сканирует пространство с радиусом в 100 метров, находит все инсулиновые помпы производства Medtronic, имеющиеся поблизости, с лёгкостью взламывает их систему защиты и заставляет одним махом впрыснуть больному всё содержание контейнера с инсулином. Для больного это означает мгновенный гипогликемический шок (сахар падает до недопустимо низкого уровня), кому и почти гарантированную смерть.
За год до Барнаби Джека инсулиновую помпу удалось взломать Джерому Радклиффу, самому страдающему диабетом. Однако Радклиффу для взлома потребовался уникальный идентификационный номер, к которому у него был доступ, поскольку он взламывал собственный гаджет. Алгоритм, разработанный Джеком, не нуждался ни в каких номерах. Не требовалось и нахождение в непосредственной близости от устройства, подлежащего атаке. Как я уже сказал, взламывались любые помпы, какие только находились в радиусе 100 метров.
Что же открыл Барнаби Джек? Я вам скажу, что: технологию идеального анонимного убийства! Никакого прямого контакта с жертвой, никаких следов, никаких шансов связать внезапную остановку сердца или гипокликемическую кому с чьим-то злым умыслом. Взлом имплантируемых медицинских устройств и помп — это ствол без дыма! А значит — мечта любого маньяка, коих — Интернет не даст соврать — в мире неисчислимое множество.
И что прикажете делать в подобных обстоятельствах? Как защищаться? Не использовать кардиостимуляторы и помпы? Нонсенс!
Я далек от мысли, что производителям медицинского оборудования нет дела до своих пациентов. Конечно же, есть, и они, конечно же, из кожи лезут вон, чтобы залатать обнаруженные уязвимости. Однако никакими благими намерениями мы не можем залатать очевидное — порочность самой цифровой парадигмы и её неспособность обеспечить полную безопасность всякий раз, когда медицинская электроника получает контроль над жизнью человека.
С другой стороны, как я уже сказал, ещё большим безумием стал бы отказ от этой медицинской электроники, которая уже спасла и продолжает спасать сотни тысяч пациентов. Где же выход?
Мне лично ничего умнее, чем простое игнорирование маньяков, в голову не приходит. В конце концов, мы же ходим по улицам, где в любой момент нам на голову может прилететь кирпич с крыши. Летаем на самолетах, катаемся на мотоциклах, не боимся поездов и даже дворников-инородцев в столице нашей родины (которые, если верить прессе, все подряд насильники и извращенцы).
Да и вообще, в России продолжительность жизни мужчин — 60 лет: какие, к чёрту, опасения из-за помп и стимуляторов?! Дотянуть бы :-).
Автор: Сергей Голубицкий, Компьютерра
Tweet