Самолеты из гнезда коррупции

Глядя на нынешние баталии вокруг Харьковского авиазавода и его генерального директора невозможно не заметить, что обвинения в адрес Павла Науменко имеют под собой основания. И когда правительство говорит, что под его чутким руководством неизвестно куда исчез миллиард гривен, этому трудно не поверить. Сумма уж совсем нерядовая. Не сто тысяч, и даже не миллион. Вот только как ему удалось умыкнуть столько, никто не в состоянии объяснить. Даже комиссия КРУ, проверявшая дела на ХГАПП, да так к документам и не допущенная. Но поскольку миллиард – вещь вполне материальная, «УК» попытается пролить на нее свет.Итак, что мы имеем?

Как всегда, директорские бизнес – структуры. Это ООО «ИнтерАМИ», ООО «ИнтерАМИ-Агро», ЗАО «Инвестиционный фонд «Западно-восточная инвестиционная группа», ООО «ТИК Лтд», ООО «Высший учебный инженерный центр «Инко», ООО «НТЦ «Авиация общего назначения», ООО «ТД «Электротяжмаш», ДП «Торговый дом ХГАПП» и некое предприятие под странным названием «Договор о совместной деятельности ООО «Компания ИнтерАМИ» (ЕГРПОУ 20310004).

Зачем нужен заводу торговый дом, объяснять не нужно. Банальная отмывка денег, якобы, за посредничество и прочие «услуги». Завод и сам мог бы успешно торговать, но при этом еще и деньги от продажи получал бы полностью. Но это же еще далеко не все. Что это за «Договор о совместной деятельности…» и кого с кем?

Наиболее вероятно, что «ИнтерАМИ» с авиазаводом. Вдруг какой проект возникнет, понадобится организовать производство – завод под рукой, договор тоже всегда готов. Кстати, несколько лет назад представители польских фирм, предлагавшие поставки в Украину современных велосипедов, рассказывали, что наткнулись на неожиданное препятствие. На пути у них возникла фирма «ИнтерАМИ», которая тоже намерена была ввозить велосипеды из-за рубежа, но по частям, а собирать здесь. Догадайтесь, на базе чего она намерена была развернуть производство? Правда, проект так и не состоялся, что не может не радовать. Ибо велосипеды – совсем не эквивалентная замена самолетам.

Но это же не все пути утечки миллиарда. Среди тех, которые уже назывались, почему-то почти не прозвучал один из них. И, судя по тому, что не прозвучал – он один из основных.

А именно: кредиты, взятые заводом за последний десяток лет. Ибо Павел Олегович, как бог, един в трех лицах – руководитель-хозяин «ИнтерАМИ», гендиректор ХГАПП и совладелец банка. На образце ссудного договора, который должны были подписывать все сотрудники завода видно, что раньше Науменко имел дело с «Мегабанком». Там он был крупным акционером. Настолько крупным, что входил в совет банка. И, соответственно, мог влиять на принятие решений по выдаче – невыдаче кредитов.

И еще один любопытный момент – проценты по ссуде. Разумеется, банк волен их назначать на свое усмотрение, но где вы видели 86% годовых? В те времена курс доллара держался вполне стабильно на уровне 180 000 карбованцев и ни в одном нормальном договоре таких процентов увидеть было невозможно. Соответственно, ситуация сложилась очень своеобразная. Сотрудник завода получал собственную зарплату в долг и обязан был вернуть банку еще почти такую же зарплату за пользование своей зарплатой. А если не возвращал – должен был завод. Причем этот порядок выдачи «зарплаты» продержался довольно долго.

Только потом работники не подписывали каждый месяц ссудный договор, а расписывались в двух ведомостях. В одной – за получение денег, а о назначении второй они не имели ни малейшего понятия. Разве что ходили догадки, что к этим ведомостям подкладывался некий документ. Вроде одного общего ссудного договора. Сюда же стоит добавить кредиты, выданные «Мегабанком» на ремонт административного здания завода. И если посчитать все вместе, сумма получится совсем немаленькая. А вычислив разницу между нормальными банковскими процентами и теми, что записаны в ссудном договоре, получим очень впечатляющие деньги.

Вообще ситуация иногда отдавала юмором: тогда еще заместитель генерального директора Павел Науменко брал у банкира Павла Науменко кредиты и жаловался, мол, проценты по ним большие. Удивительно, что они были только 86% годовых, а не, скажем, 150.



А что же банк и его управляющий Виктор Субботин? Судя по количеству и объему выданных кредитов логично было бы предположить тесную дружбу двух бизнесменов, а, может быть, и совместный раздел «прибыли». До недавнего времени «УК» так и думала, пока не узнала, что недавно Науменко ушел из «Мегабанка» и теперь вошел в учредители «Импромбанка». Надо понимать, теперь ХГАПП кредиты будет получать оттуда. А дружба с Субботиным, говорят, превратилась в свою полную противоположность. Иначе говоря, управляющий «Мегабанка» пытался не ссориться, держал отношения до последнего, надеясь на возврат кредитов. Но когда понял, что их ему не видать, как своих ушей, решился высказать все, что накипело. И потребовать деньги, которые, как известно, дружбу портят.

Интересно, сколько протянется дружба с новым банком? Впрочем, почему с банком? С банками – насколько знает «УК», на днях достигнута договоренность еще и с «Альфа-банком». И понятно, что договорились они вовсе не о поставках табака курящим сотрудникам. Значит, впереди новые скандалы.

Понятно, что банковские кредиты – далеко не все дыры, через которые утекали в частные карманы державные деньги. Но смеем предположить, что они одни из самых больших. Даже сейчас завод должен около 380 миллионов гривен кредитов, плюс ежемесячные проценты. Которые больше, чем стоимость продукции, еще производимой заводом.

Еще производимой – потому как производство при таком директоре имеет все шансы прекратиться вообще. И не только из-за долгов. Здесь стоит вспомнить заявление Юрия Кармазина о причастности «американских, немецких и английских компаний к сложившейся на ХГАПП ситуации».

Плюсуем сюда же судьбу российского гражданского авиастроения, плотно «опекаемого» компанией Boeing. И тогда уже не обязательно быть экспертом, чтобы предсказать судьбу украинской авиапромышленности.

И уж если разговор пошел о целенаправленных действиях, то можно заодно и предположить, зачем Павлу Олеговичу нужно объединение авиапредприятий под собственным началом. Не получится развалить – можно покрыть свои грехи из общего бюджета. А можно и развалить в одночасье всю отрасль, заслужив благодарность «Боинга».

Понятное дело, для таких масштабов необходима поддержка, о которой гадать не приходится. Во-первых, это брат и племянник нынешнего Президента – Петр и Ярослав Ющенко. Хотя, возможно они и не преследуют целей Науменко, вполне могло статься, что он просто им симпатичен. А сами родственники гаранта Конституции в авиастроении явно не разбираются. Впрочем, в нем не очень-то разбирается и сам гендиректор ХГАПП. Вот, например, обращение к нему одного из бывших сотрудников завода:

«Уважаемый Павел Олегович!

Волею судьбы, в настоящее время, оставив авиацию, тем не менее, очень внимательно слежу за твоим стремительным карьерным ростом за последние годы. И скажу тебе не из праздного любопытства. Во-первых, согласись, мне не безразлична судьба человека, с которым проработал многие годы, как и не безразлична судьба завода и самолета АН 140. Во-вторых, и это главное, меня не покидает мысль. Неужели все-таки был не прав я, а прав Анатолий Константинович, когда он сказал мне « Ты посмотри, как он изменился, он все понял!». Естественно я остался при своем мнении, он меня не убедил. Но все же, а вдруг?

27 октября, я, как и весь украинский народ, посмотрел по «Интеру» программу «Действующие лица» с интересом наблюдая за тобой и внимательно слушая твои ответы на вопросы ведущего. И ты знаешь, к какому выводу я пришел? Что все-таки прав был я, а не Мялица!

Меня абсолютно не удивил твой ответ, в отношении того, что завод не получал финансовой помощи от государства. А вот ответ о том, что твоя команда менеджеров, придя на завод, подняла его, взяв от старого самое лучшее, меня просто поразил. Т. е. не было постановления Кабмина. Не было встречи Мялицы с Президентом. Не было 250 млн. гривен. Было только лоббирование рынка. И завод ты от Мялицы получил лежащий в руинах? Паша, Паша, ты из чьих рук ордена получал? Кто тебя из грязи в люди вывел? Что, ты уже сделал выбор и нашел нового покровителя? В принципе, конечно, уже не министр, а просто советник, да и что уже с него взять 65, извини 64, да и власть меняется.

Я вот не пойму, ты что, действительно собрался возглавить концерн или начал предвыборную кампанию в депутаты 2006 г.?

Паша, ну куда тебе в руководители Концерна с твоим-то уровнем компетенции в авиации, одни только пассажи в отношении “«стран членов IATA”» или «Авиационных правил», чего только стоят. Да и в авиапромышленности. Ведь, ты чем пользуешься. Тем, что о тебе, ведь толком, то ничего, никто не знает. Темная лошадка, так сказать. В 36 уже директор завода, да еще какого, выдвинут самим Мялицей, значит достойнее других. Но ведь истину, почему так произошло, кроме тебя знает только Мялица, да еще и твой покорный слуга.

Мой тебе дружеский совет. Бери отпуск, как в тот памятный год, а после отпуска опять убеждай, что ты очень изменился и все понял, только вот кого убеждать, решать тебе.

Извини, что использую столь неприятный способ. Но думаю, что пользоваться СМИ было бы еще хуже. Все-таки форум достаточно закрытое средство информации, кому надо прочтут. А тебе твой пресс секретарь, уверен, доставит.

Успешного отпуска.

Юлий»

Но и «коммерция» нуждается в поддержке, о ней Науменко вряд ли подробно рассказывает всем подряд. Тут надо смотреть по его фирмам, тогда станет понятно. И в учредителях ООО «ТД «Электротяжмаш» мы видим знакомые фамилии: Семиноженко Андрей Владимирович – не сыном ли приходится бывшему министру и депутату, который нынче в одном банке с Науменко соучредительствует? А еще Данилов Виталий Богданович, знакомый читателям «Украины криминальной» по материалу «Нефтегазовый бизнес со стрельбой». Напомню, там шла речь о том, как четыре года назад Владимир Гошовский и Олег Каратуманов «кинули» киевского предпринимателя Николая Щербину, а потом и «заказали» его. Киллеров непосредственно нанимали собратья Каратуманова по бизнесу Хоменко и Данилов. Их в ходе расследования арестовали, но затем с подачи тогдашнего генпрокурора выпустили. Нынче оба криминальных авторитета числятся в розыске. Это при том, что Виталий Данилов – депутат Харьковского горсовета и руководитель футбольного клуба «Металлист». Вот такие связи у директора авиазавода. Так что в эффективности той части его бизнеса, которая в тени, сомневаться не приходится.

Вывод один: решать проблемы ХГАПП можно только при условии немедленного отстранения Павла Науменко от должности. Это мнение не только «УК» – сотрудники завода мыслят точно также.

Но даже если и сбудутся их чаяния, останется еще один вопрос: кого поставить на должность директора, поскольку среди кандидатов не видно ни одного, способного поднять такое производство.

Сергей Ермаков, Харьков, специально для «Украины криминальной»

You may also like...