Легендарные драки и разборки: топливные и «лизинговые» разборки. И немного о туристах.

…Обороняющиеся были в меньшинстве, но и у них с собой оказался пистолет. Практически сразу же в зале началась перестрелка. В результате лидер боксеров-любителей Валерий Бурнов был ранен: ему прострелили ноги. Еще два его товарища оказались сильно избитыми…

1995 год. Взрыв Генералова и другие "нефтяные убийства"

"Повышение ставок акцизного налога на топливо могут вступить в силу в июне-июле этого года. Цены на бензин вырастут — на 3-5 сантимов за литр… Выступая на пресс-конференции в Кабинете министров министр финансов Айварс Крейтусс напомнил о рекомендациях Международного валютного фонда уменьшить дефицит бюджета с 59,4 миллионов латов до 38,9 миллионов латов…".

При этом более, чем на 60 процентов бензин был контрабандным. Поэтому "акциз" был понятием достаточно условным. "В прошлом году потребление горючего составило в Латвии 1,4 млн. т, однако акцизный налог был уплачен с всего за 780 000 т." (Цитируется по газет "Диена" от 23.04.96) Сами видите, контрабанда бензина — это был тогда очень серьезный бизнес. С серьезными людьми. Ну, и проблемами, конечно.

🙂 Трудное это было время — 1996 год. Литр бензина на стоил тогда в Латвии в среднем 20 сантимов за литр. На заправках Statoil — 21 сантим.

О своем сотрудничестве с «королем рэкета» Харитновым нефтебизнесмен Кадыров рассказывал журналистам вот что:

— …1992 год был годом пика в нефтяном бизнесе — фантастически бурным временем. На дорогах, помните, стояли бензовозы. На Юрмалас гатве, на Краста… Там и у «БРИХа» были машины. Но нужно было строить бензоколонки. Нормальная бензоколонка стоит как минимум миллион долларов. Бензоколонка на юрмальской трассе у Статоил стоит миллион двести-триста тысяч. Уже тогда ребята из «БРИХа» вышли на нас.

Скажем сразу — я встречался с Иваном Харитоновым пару раз. Нас знакомили, нескольких его ребят я тоже знаю… Ребятам, т.е. «БРИХу» мы предложили: «Вы построите бензозаправку, мы вас будем финансировать». Понимаете, все, что связано с заправочным бизнесом , — это своя местная мафия. В своем письме фирма «ТЕСС АБ» (наша, конечно, шведская) в 1992 году просила выделить участок земли на улице Краста. Но к любой бумаге надо «приделать ноги». Кто это сделал, я не знаю, однако землю мы получили…

Понятно, что такая вольница и слабость полиции делала разборки неизбежными.

Из хроники нефтяных убийств 90-х

*В пятницу, 25 августа 1995 года, около 17.30 раздался взрыв на улице Дзирциема. Кулек со взрывчаткой находился в лифте, когда в него вошел один из известнейших бизнесменов латвийского нефтебизнеса — вице-президент фирмы «Лат-Вест-Ист» Сергей Генералов. Взрыв произошел, когда лифт находился между вторым и третьим этажами. Когда полиция прибыла на место происшествия, Генралов был ещё жив. По дороге в больницу он скончался от травм и ожогов. Ему на тот момент было 36 лет.

Позже было установлено: взрывное устройство было радиоуправляемым. Но это — все. Убийство осталось нераскрытым.

Фирма «Лат-Вест-Ист» была создана бывшими сотрудниками Комитета государственной безопасности, в число которых входил погибший. По масштабам своей деятельности она была одной из ведущих в латвийском нефтебизнесе. Очевидно, кому-то это не слишком нравилось. В разработке была ещё одна версия: конфликт с «черкесской» группой. Члены этой группы один раз даже угнали «Мерседес» фирмы «Лат-Вест-Ист». В течение полугода после инцидента с машиной, члены черкесской группы были убиты один за другим. Вполне возможно, смерть Генералова стала местью за погибших. Как обычно, убийцы найдены не были.

*19 января 1996 года в результате взрыва был тяжело ранен известный нефтебизнесмен Михаил Каюленко. Когда он на своем «Опеле» проезжал по улице, с помощью дистанционного устройства была взорвана осколочная мина, прикрепленная к фонарному столбу;

*20 февраля 1996 года в Елгаве в гаражном кооперативе «Турист-3» разгорелась жаркая перестрелка. Когда она закончилась, обнаружили тело коммерческого директора Добельского филиала фирмы «Астарте-нафта» Эвалда Дзениса. В этом гараже он держал свой «Ауди-80»;

*24 октября у Дома спорта «Даугава» было совершено покушение на коммерческого директора фирмы «Гольфстрим» Николая Маркова, известного в определенном мире как «Маркиз». В Доме спорта Маркиз проводил свои тренировки по боксу;

*12 декабря при взрыве возле Национального спортивного центра погиб Юрий Васильев. Взрывное устройство сработало, когда он выходил на улицу. Васильев занимался нефтебизнесом, его партнерами были Игорь Иванов и Игорь Цонда.

Условно нефтяным убийством можно назвать и гибель Валерия Лихачева в июне 1996 года (об том, как это было — мы сообщали в выпуске Ретродетектива от от 29.12.2009).

Тогда тоже убивали из-за долгов

Владимир Комогорцев, экс-партнер погибшего Генералова, экс-полковник КГБ ныне дает комментарии журналистам как "свободомыслящий миллионер, интересующийся жизнью во всех ее проявлениях". (Компанию Vudisona terminals — одну из старейших в Латвии, он со своим партнером Юрием Шабашовым продал в 1996 году).

Его версия о той трагедии в лифте такова:

— У нас в даугавпилсском Alejas Komercbanka грохнулось четыре с половиной миллиона… В феврале банк проверяла именитая аудиторская компания Arthur Andersen, все было в порядке, а в мае банк рушится… Значит, банк уже был дырявый и держался на плаву только на чьей-то подпитке. Сергей отвечал за возврат денег, работал с руководством банка. Начал выяснять: где деньги? И прожил с мая по август. 25 августа его взорвали в лифте.

Год 2003. "Дело аналитиков"

Время наступило, как теперь говорят, "жирное" . Почтенная рижская публика рассуждает уже не о стоимости бакса или "Макарова" , а о мет рах. Берутся кредиты, парни из Пурчика и Плевков покупают себе дорогие авто…

В пятницу, 3 октября 2003 года, в зале бывшего спортклуба «Трудовые резервы» на ул. Сканстес тренировалась группа из нескольких человек (5-7) — крепких ребят от 25 до 35 лет. Они начали заниматься здесь примерно за несколько месяцев до инцидента, снимая весь зал на несколько часов.

И вот, около 12.00 в клуб вошла группа из 15— 20 человек с «дубинками» (обрезками труб). Они чуть ли не строем прошли на второй этаж, вошли в спортзал и без объяснений начали избивать тренирующихся. «И, главное, начали двумя пистолетами махать».

Обороняющиеся были в меньшинстве, но и у них с собой оказался пистолет. Практически сразу же в зале началась перестрелка. В результате лидер боксеров-любителей Валерий Бурнов был ранен: ему прострелили ноги. Еще два его товарища оказались сильно избитыми. Нападавшие быстро удалились, а пострадавшие (трое) были отвезены в больницу. Вскоре были задержаны подозреваемые — начальник информационно-аналитического отдела лизинговой компании Inserviss Group Максим Гаврилов и аналитик кредитного отдела той же фирмы Анатолий Аникеев. Но оба категорически все отрицали.

О причинах побоища существовало несколько версий, в том числе деловая и «чисто хулиганская». Согласно первой один из потерпевших якобы оформил в лизинг автомобиль, однако по ходу дела перестал платить взносы… Но следствие в итоге приняло другую версию — хулиганскую.

Суд по "делу аналитиков" закончился ничем.

Один из потерпевших — Валерий Бурнов — был на тот момент в бегах. Второго потерпевшего на процесс доставил конвой — он к тому моменту находился под стражей из-за другого дела — о незаконном хранении оружия и пр. Ну а подсудимые-аналитики к тому времени давно уже были на свободе, поэтому пришли в зал суда сами и выглядели, как полагается, строго и прилично: в костюмах. Такая вот оказалась на процессе расстановка сил.

Судья Талере ( позже она получила срок за взятку по другому делу):

— Потерпевший, вы где работали?

Потерпевший Юрий П., рослый и внушительный мужчина (отвечает из-за решетки):

— Нигде не работал.

Судья:

— А на что жили?

— Ни на что не жил… На средства жены.

Судья:

— Так расскажите, как все было.

Потерпевший поясняет: он тренировался в спортзале с «группой Бурнова» и уже собрался уходить. Но тут вдруг, уже на выходе, он столкнулся с какими-то «черными людьми» с дубинками. На него напали, ударили — и все. Больше он ничего не помнит. Что он имеет в виду под «черными людьми»? Ну, такие… похожие на цыган.

Судья:

— У вас же только «легкие телесные повреждения». Как же вы ничего не помните?

Потерпевший (задумавшись):

— Я тогда сознание потерял.

Судья:

— Отчего?

Потерпевший (приосанившись):

— Ну… от страха, наверное.

Остальные свидетели были еще менее конкретны. В итоге и Аникеев, и Гаврилов были полностью оправданы.

Однако это еще не конец "дела аналитиков".

В 2007 году в Рижском окружном суде стартовал «процесс о трех покушениях». Самый громкий эпизод этого дела — нападение на Андрея Чепелкина, бизнесмена и супруга экс-главы присяжных судебных исполнителей Латвии Инги Чепелкиной. На этом процессе рассматривался также невыполненный, но подготовленный «заказ» на Анатолия Аникеева

Того самого. Из мести его якобы заказали "бурновцы".

На скамье подсудимых оказались тогда трое: ранее судимый Виктор Бобков 1965 г. р., Александр Байков 1963 г. р. и ранее судимый за вымогательство Вадим Кашнов 1976 г. р.

Как признался в ходе следствия «киллер» Бобков, он получил 150 латов аванса (всего в качестве гонорара он должен был получить 600), фотографию Аникеева и пистолет. Кашнов отвез его к дому Аникеева, показал, где тот живет, а также машину будущей жертвы на стоянке.

Весной 2004 года Бобков пошел на исполнение заказа и стал поджидать Аникеева у дома. Несколько дней подряд он приезжал к дому на улице Стирну, но Аникеева не было. Однажды тот появился, но не один, а с девушкой. Бобков не смог или не захотел стрелять, тем более что он был без маски, об этом он сообщил заказчику. Кашнов пообещал дать больше информации об Аникееве. Но тот начал скрываться, и выследить его так и не удалось.

Что любопытно: в ходе досудебного следствия глава службы безопасности Inserviss Group Анатолий Аникеев себя потерпевшим не признал и заявил, что претензий к подсудимым не имеет.

Промежуточный финиш: суд первой инстанции отправил эпизод покушения на Аникеева на доследование.

Год 2007. Разгром площади Ливов

А теперь прыгнем сразу на 5 лет вперед. Контекст: у Латвии уже сложился имидж недорогой страны с хорошими условиями для «мальчишников». Отечественные хулиганы как-то попритихли, или буйствуют по окраинам. Зато Центр и «Старушка» — однозначно за британцами и прочим «евробыдлом». С разгромом Центра Риги, который в 2007 году учинили ирландцы, никакие художества местных пацанов того же времени сравнения не выдерживают. Что и понятно: тогдашний министр ВД Марек Сеглиньш легко признал: наша полиция к иностранцам относится слишком мягко.То есть: то за что местных сажают, для туристов оборачивается легим штрафом.

7 сентября около 1.30, в Старой Риге примерно полтысячи североирландских футбольных болельщиков устроили массовый погром у сквера на площади Ливов. Прибывшим на место полицейским тоже досталось — их закидали стульями.

События развивались так. Сигнал о беспорядках на площади Ливу полицейская дежурная часть получила в начале второго ночи. Прибыв на место, патруль увидел перед Русской драмой толпу примерно в 500 ирландцев, разносящих площадь, бросающихся стульями и разбивающих посуду.

Причиной конфликта стал не устроивший группу болельщиков счет. Но не футбольный, а в кафе.

Полицейские вызвали подкрепление. Однако даже несколько патрулей не смогли справиться с "бритишами" — те начали обстреливать полицию мебелью, выбив в одной из машин стекло. Пришлось вызывать еще подкрепление.

Итог: большинство хулиганов беспрепятственно рассосались по городу. Шестеро сильно задравшихся — пятеро ирландцев и один наш соотечественник — были задержаны для составления административных протоколов. Прочие — рассосались по городу.

Как мы видим, с тех пор ничего существенно нового не произошло: наши политики все собираются как-то влиять на "писающих мальчиков", а счета для иностранцев — по-прежнему источники скандальных ЧП.

Марина МИХАЙЛОВА, kriminal.lv

You may also like...