Не все убийцы названы. Как нашли место запуска ракеты по малайзийскому «Боингу»

Не все убийцы названы. Как нашли место запуска ракеты по малайзийскому «Боингу»

17 июля, исполнилось 5 лет со дня гибели “Боинга 777-200ER” авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявшего рейс MH-17 по маршруту Амстердам – Куала-Лумпур и сбитого в небе над Донецкой областью Украины, над зоной боев между правительственными войсками и поддерживаемыми Россией сепаратистами, ракетой серии 9М38, выпущенной из ЗРК “Бук”.

Погибли все 298 человек, находившиеся на борту: 283 пассажира (в том числе 80 детей) и 15 членов экипажа. Служба безопасности Украины вчера заявила о задержании водителя автотягача, перевозившего из России тот самый “Бук”, с помощью которого был сбит самолет, пишет Радио Свобода.

О задержании водителя на брифинге в Киеве 17 июля рассказал заместитель начальника Главного следственного управления СБУ Виталий Маяков. Он продемонстрировал видео, снятое на телефон, на котором видно, как по Донецку, контролируемому сепаратистами, на этом автотягаче везут этот “Бук”:

“Благодаря этому видео с телефона мы установили, кому принадлежит транспортное средство. Мы установили лицо из числа боевиков, которое угнало его на автопредприятии в Донецке. Через 3 года нам удалось это лицо задержать, когда он пересекал границу с РФ, на участке, который мы контролируем. Мы его задержали, сейчас он отбывает наказание здесь, на Украине”.

Представитель СБУ также отметил, что всего в причастности к уничтожению “Боинга” подозреваются или обвиняются около 150 человек.

Сепаратисты, действующие на востоке Украины, и Россия до сих пор упорно отрицают свою причастность к катастрофе, хотя идущее уже пятый год международное следствие все конкретнее указывает лишь в их сторону. Судебный процесс по делу о гибели пассажиров и самолета начнется 9 марта 2020 года в окружном суде нидерландской Гааги.

Полномочия по проведению расследования возложены на Совет по безопасности Нидерландов (DSB) и Объединенную следственную группу (JIT) под руководством Нидерландов, которые сделали вывод, что самолет был сбит ракетой класса “земля – воздух” из зенитно-ракетного комплекса “Бук” с территории, контролируемой сепаратистами из самопровозглашенной “Донецкой народной республики” (ДНР). По данным JIT, этот комплекс “Бук” принадлежал 53-й бригаде ПВО российских вооруженных сил и был привезен на Украину из России в день катастрофы. После запуска ракеты, уничтожившей лайнер, данный “Бук” был возвращен обратно на российскую территорию.

https://www.facebook.com/radiosvoboda/videos/10154639310247554/

Катастрофа малайзийского “Боинга” по числу погибших является крупнейшей с 11 сентября 2001 года и входит в десятку крупнейших авиакатастроф за всю историю (9-е место). Она стала крупнейшей авиакатастрофой XXI века и на всем постсоветском пространстве.

Боец самопровозглашенной "ДНР" показывает игрушку, принадлежавшую кому-то из погибших детей, летевших рейсом MH17. 18 июля 2014 года

 

Боевик самопровозглашенной “ДНР” показывает игрушку, принадлежавшую кому-то из погибших детей, летевших рейсом MH17. 18 июля 2014 года

Гибель рейса МН17 заметно усилила международное давление на власти Российской Федерации, хотя российское Минобороны и другие высшие российские чиновники отвергают все выводы международного расследования о том, что ЗРК “Бук”, с помощью которого был сбит самолет, принадлежал российским ПВО. Российский оборонный концерн “Алмаз-Антей” утверждает, что, согласно проведенным его собственными специалистами экспериментам, самолет был уничтожен ракетой, принадлежащей украинской армии, с контролировавшейся ей территории.

Международная Объединенная следственная группа (JIT), расследующая катастрофу “Боинга” “Малайзийских авиалиний” над Донбассом, 19 июня назвала имена и клички первых четырех подозреваемых в причастности к крушению лайнера. Это россияне Игорь Гиркин (Стрелков), Олег Пулатов (Гюрза, он же Халиф), Сергей Дубинский (Хмурый) и гражданин Украины Леонид Харченко (Крот).

Следствие считает, что они несут ответственность за организацию доставки зенитно-ракетного комплекса “Бук” на контролируемую донбасскими сепаратистами территорию. Выданы международные ордера на их арест по обвинению в убийстве 298 человек. Нидерланды не будут просить о выдаче подозреваемых, поскольку и российские, и украинские законы запрещают выдачу своих граждан, но настаивают на их допросе.

https://www.facebook.com/radiosvoboda/videos/10155398076222554/

В частности, JIT представила ранее не публиковавшиеся аудиозаписи переговоров между Стрелковым и бывшим так называемым премьер-министром “ДНР”, гражданином России Александром Бородаем, с одной стороны, и, как утверждается, высокопоставленными российскими чиновниками, в том числе главой аннексированного Крыма Сергеем Аксёновым и помощником президента России Владиславом Сурковым – с другой. Прямо о “Буке” и “Боинге” речь там не шла. Однако из опубликованных фрагментов очевидно, что лидеры сепаратистов просили Москву о военной поддержке, и она им непрямо была обещана. При этом российские чиновники избегали того, чтобы называть конкретных лиц и конкретные меры “помощи”.

Так, в разговоре с помощником Сергея Аксёнова от 8 июля Стрелков говорит, что сепаратистам “нужны противотанковая артиллерия, нужны танки, ПВО… И все это нужно со специалистами, потому что времени их готовить у нас не будет, уже нет”. Аксёнов в разговоре со Стрелковым говорит, что решение “уже принято” и создан “координационный центр”. В разговоре с Бородаем от 11 июля 2014 года Сурков говорит, что вопрос о помощи сепаратистам “обсуждается с товарищами” и они обещают предпринять некие действия.

View image on Twitter

Стрелков и Дубинский несколько раз в последнее время говорили, что не видят смысла в разговоре со следователями. Стрелков сейчас живёт в Москве. Дубинский – в Ростовской области. Где находится Харченко, неизвестно, однако в 2017 году пользователь ВКонтакте Андрей Комчатов оставил под одним из постов Игоря Стрелкова несколько комментариев, из которых следует, что “Крот” был убит в России из-за того, что слишком много знал о причинах катастрофы “Боинга”. Следствие же полагает, что он может находиться на территории Украины. Пулатов в 2017 году писал, что находится “на нашей территории” (по контексту можно предположить, что речь идёт о России. – РС).

Теперь следствие сосредоточено на установлении личностей членов экипажа российского “Бука”, из которого был сбит пассажирский самолет (предполагается, что экипаж мог быть из России), и российских офицеров, отдавших приказ о его доставке из расположенной в Курске 53-й зенитно-ракетной бригады.

https://www.facebook.com/radiosvoboda/videos/2231875550264217/

Одним из доказательств, представленных JIT, оказалась переписка в ВК бывшего срочника, служившего в этой бригаде. Следователи не называли его имени, но журналистам издания The Bell удалось быстро найти, о ком идет речь, и опубликовать переписку. После этого доступ к аккаунту был закрыт, а его владелец сказал, что все опубликованное – “фейк”. Официальная российская реакция была примерно такой же: “Где ваши доказательства”?

У расследовательской группы Bellingcat, выясняющей обстоятельства трагедии по открытым источникам, список подозреваемых значительно шире.

Предчувствия, комбайнер и выжженное поле. Как нашли место запуска ракеты по малайзийскому «Боингу»

Первые дни после трагедии данных о том, как именно сбили MH17, было очень мало. Этим активно пользовалась российская пропаганда, вбрасывая ложные версии. Корреспондент RFE/RL Кристофер Миллер нашел поле, откуда была запущена ракета. Спустя пять лет он вспоминает, как это было.

Странная охота

Сквозь стебли пшеницы было видно, как к нам по ухабистой дороге приближается небольшой автомобиль.

Я помню, как стало серьезным лицо моего коллеги, журналиста газеты The Telegraph Роланда Олифанта: “Похоже, это солдаты”.

Я сказал что-то вроде: “Давай расскажем им все, как есть”.

Когда машина остановилась рядом с нами, из нее вышли трое или четверо вооруженных людей в камуфляже. Это были пророссийские боевики, контролирующие часть Донецкой области на востоке Украины.

Они одновременно прикурили сигареты, закинули за плечи автоматы Калашникова и выкрикнули команду, которую я так часто слышал, пока освещал конфликт на Донбассе, что она начала мне сниться: “Документы”.

Это было 21 июля 2014 года, мы стояли на окраине Снежного – небольшого города в 20 километрах от российской границы. Мы были на охоте, которую Роланд сравнивал с поиском иголки на пшеничном поле.

Такой поиск был бы проще, и, безусловно, безопаснее. На самом деле, мы искали ракетную пусковую установку или ее следы на поле пшеницы среди множества других полей пшеницы в зоне вооруженного конфликта, где было множество боевиков, ищущих, в кого бы пострелять, и не испытывающих восторга от присутствия назойливых иностранных журналистов.

Если быть точным, мы надеялись найти место, откуда поддерживаемые Россией боевики запустили ракету, которой был сбит самолет MH17 малайзийских авиалиний. Это произошло четырьмя днями ранее, 17 июля. Все 298 человек на борту погибли. Это событие потрясло мир и стало поворотным моментом в войне, которая уже стоила жизни 13 тысячам человек.

Официальное расследование позже показало, что ракета была запущена установкой “Бук”, привезенной из России и вскоре после крушения “Боинга” переброшенной обратно за границу.

Но боевикам, которые остановили нас, мы сказали, что просто заблудились – относительно безобидная ошибка – когда искали место падения обломков самолета, сбитого на высоте 10 тысяч метров.

Взгляды боевиков стали подозрительными, когда они изучали наши документы, громко зачитав указанное там гражданство – британское и американское. Они направили нас на север в направлении Тореза – ближайшего к месту крушения города – а сами сели в машину и уехали.

Мы остались и продолжили поиски.

Блогеры и догадки

Экскурсию по полю пшеницы мы с Роландом планировали накануне вечером в нашей гостинице в центре Донецка. Как и многие другие репортеры, которые приехали на восток Украины после крушения MH17, предыдущие четыре дня мы работали на местах падения обломков самолета, в трех селах в ста километрах от Донецка.

Но без ответа оставался один из главных вопросов этой катастрофы: откуда выпустили ракету, которая сбила самолет?

Пусковая установка "Бук-2М" во время парада на Красной площади в Москве
Пусковая установка “Бук-2М” во время парада на Красной площади в Москве

Под звуки канонады мы внимательно изучали пост в блоге Ukraine@war – сейчас он называется Putin@war – который привлек наше внимание.

В этой записи аналитик-любитель, использующий открытые данные и пишущий под псевдонимами DJP3tros и Питер Мартин, утверждал, что сузил область поиска стартовой площадки до трех локаций – и все они находятся относительно недалеко друг от друга к юго-востоку от Снежного. Он основывался на фотографии из твиттера @WowihaY со следом от запуска ракеты.

Его выводы совпадали с данными об установке “Бук”, передвижение которой отследил с помощью спутниковых снимков и записей с автомобильных регистраторов аналитик Элиот Хиггинс, позже основавший расследовательскую группу Bellingcat.

Дорога туда была длинной, но мы сузили область поиска и выехали раньше, чем планировали. У нас было предчувствие, что нам повезет.

Фермер и выжженное поле

Мы стартовали рано утром на убитой машине местного таксиста, надеясь не привлекать к себе лишнего внимания.

Дорога на восток от Донецка была изрыта воронками от снарядов. Мы преодолевали блокпост за блокпостом, где возбужденные боевики дотошно изучали наши документы: паспорта, пресс-карты и специальную аккредитацию, выданную донецкими сепаратистами.

За пределами города нас охватила неуверенность. Мы были в центре территории, подконтрольной сепаратистам, и все что угодно могло пойти не так.

Через пару часов мы въехали в Снежное, депрессивный город шахтеров, где преобладали антизападные настроения. За два дня до крушения MH17 украинским авиаударом был разрушен жилой дом, погибли несколько человек, что еще сильнее накалило обстановку.

Жилой дом в Снежном, разрушенный во время авиаудара
Жилой дом в Снежном, разрушенный во время авиаудара

Проехав через лабиринт частного сектора, мы оказались на грунтовой дороге, которая вела к бывшему колхозу. Там находилось одно из мест, о которых говорил автор блога.

Нас встретили трое очень удивленных и покрытых грязью и сажей мужчин, которые работали в гараже. Они сказали, что ничего не видели, хотя и были там, где сбили самолет. Они отказались говорить о чем-либо еще.

Тогда мы оставили нашего таксиста и пошли пешком через пшеничные поля. Мы прошли не так далеко, когда к нам свернула машина, полная боевиков. Когда они уехали, Роланд заметил большой комбайн, работавший на поле в нескольких сотнях метров восточнее.

Комбайн фермера Василия, подсказавшего направление к месту запуска ракеты
Комбайн фермера Василия, подсказавшего направление к месту запуска ракеты

За рулем был местный фермер Василий: за многие годы работы под палящим солнцем его загорелое лицо было испещрено морщинами, а постоянно ревущий двигатель повредил его слух.

Комбайнер работал прямо посреди второй предположительной локации, указанной в блоге. Моя шея покрылась мурашками, я почувствовал прилив адреналина: отсюда, с небольшой возвышенности, при взгляде на северо-запад четко просматривалась траектория полета MH17.

Но Василий сказал, что ничего не слышал и не видел запуска ракеты. “Когда я в кабине, я даже канонаду не слышу”, – сказал он.

Но одно обстоятельство показалось ему странным: “На днях неподалеку отсюда горело поле. Я не знаю, почему. Вы могли бы посмотреть там”. Он добавил, что пожар был 17 или 18 июля.

Мы сели в машину и проехали примерно километр на восток по колее, оставленной трактором, в направлении сел Червоный Жовтень и Первомайское, при этом внимательно наблюдая за горизонтом на северо-западе. Обогнув неширокую лесополосу, мы остановили машину.

“Должно быть, это здесь”, – сказал я. Это точно была та самая выжженная область, и при других обстоятельствах, возможно, она бы не привлекла внимания. Но в контексте сбитого MH17 это было настолько близко к дымящемуся “Буку”, насколько возможно.

Чем больше мы оставались там, тем очевиднее становилось – мы нашли то, что искали. Эта местность кишела солдатами, мы могли слышать шум битвы за Саур-Могилу, стратегическую высоту на юг оттуда. Дороги в Россию были по обе стороны от нас, но лесополоса обеспечила идеальное укрытие.

Роланд сказал, указывая в сторону места крушения MH17: “Если бы вы хотели запустить ракету по самолету, летящему с этого направления, тогда это было бы подходящим местом”.

Мы внимательно осмотрели выжженную область. Она была странной формы. Как и предполагал комбайнер Василий, это не было похоже на обычный пожар. Рядом были многочисленные следы колес, а также мусор – выброшенные бутылки от воды и пива, пачки сигарет с русскими надписями – свидетельства того, что группа людей провела там какое-то время.

Я сфотографировал это место и снял короткое видео с Оливером, прогуливающимся вокруг. Мы задержались примерно на пару часов, ломая голову над тем, как именно мог быть сбит самолет и как мы можем подтвердить то, что ракету выпустили именно отсюда.

Следы колес на выжженном поле
Следы колес на выжженном поле

А потом звуки боя за Саур-Могилу стали громче и приблизились. Мы знали, что нам предстоит долгая дорога обратно в Донецк, куда надо успеть до заката и закрытия блокпостов.

Мы вернулись в машину и попросили водителя отвезти нас в Донецк. Но оказалось, что мы увидели не все.

Меньше чем в километре, где идущее вдоль дороги поле смыкалось с лесом, из зарослей показался черно-сине-красный флаг сепаратистов. Там находился контрольно-пропускной пункт сепаратистов, который стерегла группа солдат.

Трое или четверо из них наставили на нас свое оружие, пока мы медленно приближались к ним. “Журналисты”, – сказали мы им по-русски, протягивая документы.

Допрос был коротким: “Откуда вы? Как вы сюда попали? Что искали?” Мы ответили, чем исчерпали их любопытство, и нас отпустили.

На обратном пути я и Роланд чувствовали волнение, но также тревогу, как и любые журналисты, раскопавшие потенциально большую историю.

На следующий день Роланд опубликовал небольшую заметку об этом месте, а я не стал этого делать до повторного визита.

Свидетель

Почти через год, перед первой годовщиной крушения MH17, я посетил Червоный Жовтень – село в километре к югу от сгоревшего поля. Там я поговорил с несколькими местными жителями. Они подробно вспомнили день, который, как они сказали, никогда не забудут.

Петра Федотова и его мать я встретил в их саду – там же, где они работали днем 17 июня 2014 года. В тот день они услышали мощный взрыв, земля дрожала у них под ногами. Федотов сказал, что они оба упали.

“Это был такой громкий взрыв, – вспоминал он. – Это было похоже на конец света”.

Федотов сказал, что точно знает, что это было.

“Это была большая ракета, она закачалась, когда пролетала над нашим домом, и ушла в направлении Тореза”, – сказал он. Он добавил, что через несколько мгновений послышался еще один взрыв, и объятые пламенем обломки упали на землю.

Я спросил, откуда стартовала ракета. Поле вверх по дороге, сказал Федотов. Другие местные жители рассказывали иностранным журналистам такие же истории.

Официальное расследование

Еще через год эти данные официально подтвердила Международная следственная группа (JIT), которая расследует крушение MH17.

Во время пресс-конференции в Нидерландах 28 сентября 2016 года следователи сказали, что считают выжженный участок поля, который мы обнаружили, местом, откуда была выпущена ракета “Бука”, сбившая малайзийский “Боинг”.

В подготовленном для пресс-конференции видео они ссылались на наши репортажи и использовали одну из фотографий, которую я сделал там.

Месяц назад, незадолго до пятой годовщины крушения, следователи JIT назвали имена четверых подозреваемых – троих граждан Украины и одного россиянина – и обвинили их в убийстве. Они сказали, что в марте следующего года в Гааге начнется суд над подозреваемыми, хотя те вряд ли предстанут там лично.

Но остаются некоторые вопросы: в том числе, кто именно нажал кнопку запуска в тот летний день пять лет назад.

Авторы:  Александр Гостев и Кристофер Миллер; Радио Свобода

You may also like...