Аферисты в белых халатах: бизнес – даже на интиме!
70 процентов диагнозов «интимных» болезней – ложные? Бизнес на диагностике венерологических и урологических болезней – сверхприбыльный и сверхциничный. Врач-лаборант умышленно ставит неправильный диагноз, чтобы заставить «больного» пройти дорогой курс лечения. Из-за таких работников в белых халатах страдает репутация честных врачей, пациенты отдают последние деньги, в семьях происходят трагедии.
«Курс лечения триппера»
К киевскому адвокату Татьяне Монтян обратилась ее давняя клиентка – на этот раз с просьбой составить заявление о расторжении брака. Мол, муж заразил ее триппером и теперь, гад, не хочет признаваться, с кем изменял. Вызвали мужа. Тот утверждал, что не изменял, а гонорею, наоборот, подцепила жена.
В конечном итоге выяснилось: диагноз «триппер» клиентка «подцепила» в частном диагностическом центре. После этого помирившиеся супруги поехали в государственный кожвендиспансер, рассказали там о своей проблеме и прошли повторное обследование. Ни у мужа, ни у жены гонорею не обнаружили, что и подтвердили справкой.
С этой справкой адвокат и двое возмущенных «зараженных» приехали в частную клинику, где был установлен диагноз. Дело решили полюбовно – пострадавшим вернули деньги за «курс лечения триппера» плюс 2 тысячи долларов компенсации. Супруги устроили себе второй медовый месяц, отправившись на отдых в Египет.
Вторая история – с менее счастливым концом. Черновицкий системный администратор Евгений Марко был на работе, когда его жена пришла к нему в слезах – только что в диагностическом центре у нее обнаружили гонорею. Шокированная семейная пара поехала в другую больницу, и там ни одно из исследований не выявило венерических заболеваний у обоих.
Посоветовавшись с адвокатом и взяв диктофон, Евгений поехал в диагностический центр, где ему сразу же прочли мораль о том, как нехорошо изменять жене. Когда же «больной» стал отрицать факт измены, ему не менее убедительно начали доказывать, что гонорея может быть следствием пребывания в… бассейне. Правда, бассейн Евгений тоже уже давненько не посещал.
Добиться справедливости – хотя бы финансовой – в этом деле так и не удалось. Врач, обнаруживший «гонорею», уничтожила рецепт с диагнозом.
Диагноз не имеет значения, главное – выписать рецепт
Случаи, подобные вышеприведенным, – скорее исключение. Обычно пациенты диагностических кабинетов стесняются проверить диагноз. Этим часто пользуются мошенники от медицины, для которых правильный диагноз и лечение больного не главное. Основной их заработок заключается в выписывании рецептов для «своих» аптек.
«По моим наблюдениям, в 70 процентах случаев диагноз по венерологическим и урологическим заболеваниям не подтверждается, – говорит врач-лаборант из Львова Владимир Гелешко. – Пациент приходит, сдает анализ. Исследуемый материал передается или в «очень современную лабораторию» в соседнем помещении, или лаборанту. Лаборант зависим от врача, поскольку врач может отправить материал на исследование в любое другое заведение».
Общая схема такова: вы сдаете анализ, мошенник выходит в соседнюю комнату-«лабораторию», после чего сообщает, что у вас обнаружена «болезнь», и выписывает лекарств на сотни, а то и тысячи гривен.
Иногда заполненные рецепты еще с утра лежат в кармане медицинского халата. Именно на них и зарабатывают отдельные диагносты. «Весь день в клинике будут ставить те диагнозы, под которые нужно реализовать имеющиеся в аптеке на первом этаже медпрепараты, – говорит Владимир Гелешко. – Врач, выписавший рецепт, получает от провизора аптеки 10 – 15 процентов от суммы реализованной продукции. Эта система местного маркетинга («откатинга») настолько распространена, что тот, кто в ней не задействован, имеет все шансы поучаствовать в «качелях» с представителями криминального мира».
Проблема эта не только украинская. Ложные диагнозы, с помощью которых врач сотрудничает с аптекой, ставят и на Востоке, и на Западе. «Ко мне приходил больной, который лечит мнимую трихомонаду уже 24 года, – говорит врач-лаборант из Киева, пожелавший остаться неизвестным. – Я общался с западными коллегами, и они утверждают, что у них ситуация не намного лучше – просто статистический процент заболеваемости ниже».
Что характерно, очень часто мошенникам подыгрывает абсолютно здоровый «больной», убедивший себя в своей болезни. Если пациент приходит в подобную диагностическую лабораторию и заранее выражает уверенность в таком-то диагнозе, то за нечистыми на руку медиками дело не станет.
Субъективная и объективная диагностика
«За месяц подобные конторы могут зарабатывать крупные суммы, в зависимости от раскрутки, – говорит Владимир Гелешко. – Со своего дохода врачи покупают диссертации. Кандидатская стоит 3–7 тысяч долларов, докторская – 10–15 тысяч. Кафедры в вузах массово штампуют диссертации практикующим врачам, ведь наличие диссертации означает присуждение высшей квалификации. А врача с «высшей квалификацией» очень трудно привлечь к уголовной ответственности».
«Для этого нужно доказать подлог, – объясняет врач-лаборант из Киева. – А сделать это трудно (читай – невозможно), поскольку предметное стекло с исследуемым материалом врач уничтожает сразу же после написания выводов исследования. В старые добрые времена база предметных стекол сохранялась до полного излечения пациента и только затем уничтожалась. А сейчас даже записанный результат исследования иногда абсолютно невозможно разобрать».
Пациенту, который собирается посетить лабораторию, следует знать, что существуют два вида диагностики – субъективная и объективная.
Субъективная основана на выводе врача без каких-либо доказательств. Такая диагностика – вопрос доверия пациента и добросовестности лаборанта.
В основе объективной диагностики лежит фото- или видеопротоколирование – бесспорное доказательство наличия/отсутствия болезни. Необходимость применения в лечебной практике принципов так называемой доказательной медицины – требование цивилизованного мира.
Учитывая современную базу многих клиник, организация такого процесса, как объективная микроструктурная диагностика, обойдется им максимум в тысячу долларов. Достаточно оборудовать микроскоп видеокамерой и вывести изображение на записывающий компьютер. Пациент может иметь на руках весь записанный в цифровом формате видеоматериал, подтверждающий установленный диагноз.
«Такой подход к делу уже удачно реализован на моем рабочем месте, – говорит Владимир Гелешко. – Записанная база данных составляет почти 20 тысяч исследований (по 100–200 фото- и видеофрагментов на исследование). Насколько мне известно, в Украине есть еще два таких кабинета, которые успешно занимаются объективной микроструктурной диагностикой».
КАК НЕ ПОПАСТЬСЯ НА КРЮЧОК
Если у вас возникнет необходимость в посещении диагностической лаборатории, вы должны знать, как вести себя, чтобы не попасть на крючок к псевдолекарям.
1. Не говорите врачам о своих подозрениях относительно болезни. Это не даст им возможности придумать диагноз, в который поверите и вы сами.
2. Проверьте поставленный диагноз в другой клинике. При этом не говорите, что уже проверялись, и не называйте свой диагноз.
3. Советуем вам обращаться к диагностам по рекомендации знакомого врача. В идеале ваш знакомый должен позвонить в клинику и предупредить: «Придут такие-то, это мои знакомые, сделайте для них качественную диагностику».
КАК ОБМАНЫВАЮТ ПАЦИЕНТОВ
КУРС ЛЕЧЕНИЯ. Часто врач, принимающий пациента, оценивает его внешность, поведение и социальный статус – и уже в зависимости от этого рассчитывает приблизительную стоимость «курса лечения». Для начала предлагается сделать анализ – от 10 до 500 грн. В зависимости от того, на какую сумму согласится пациент, ему предлагают курс лечения. «Я слышал от пациентов о светилах, у которых курс стоил 4 – 5 тысяч долларов, – говорит Владимир Гелешко. – Дороже всего обходится лечение урогенитальных «вирусов» – герпеса, цитомегаловируса и т. п. Упаковка противовирусного препарата стоит 100 – 400 грн., курс лечения – от 1000 грн.».
АНАЛИЗ. Другой метод привлечения пациентов – предложение сделать дешевый анализ (от 5 до 20 грн.), после которого ставят несуществующий диагноз и называют суммы лечения с тремя-четырьмя нулями. «Даже на неплатежеспособных студентах не брезгуют зарабатывать, – возмущается врач-лаборант из Киева. – Пишут в результатах микроструктурного исследования «хламидиоз» или другой «оз», могут даже придумать, и берут 300 – 500 грн. за реализацию некоего чудодейственного «вещества Х». Известен случай, когда студентка покончила жизнь самоубийством из-за такой «неизлечимой болезни».
ПРЕПАРАТЫ. «Вещество Х» – якобы уникальный препарат для лечения обнаруженной болячки, имеющийся именно у этого врача. Обычно это самый обычный крохмал (в таблетках) или дистиллированная вода (в ампулах), или «заряженные определенным образом» восковые шарики. Но все же в большинстве случаев мошенники прибегают к «курсу лечения триппера» настоящими антибиотиками и в специальных заведениях, и чаще всего за проценты от реализации фармацевтических препаратов.
По данным проекта «Розничный рынок готовых лекарственных препаратов в Украине», введенного в 2005 году, объем аптечного рынка только за 9 месяцев составил 676 миллионов долларов. Побороться за проценты от такого жирного пирога – вот задача псевдолекарей.
Павел Солодько, Без цензуры