Одной из главных новостей 7 апреля стала публикация немецкими СМИ информации о радиоперехвате разговоров, которые сделала Федеральная разведывательная служба Германии, находившихся на Киевщине российских военных. Журналисты пишут, что записи свидетельствуют: казни и пытки местных жителей не были единичными случаями или действиями вышедших из-под контроля. Зверская жестокость являлась частью продуманной стратегии русских, отмечает издание ТИЖДЕНЬ.
Такие сенсационные сообщения нужны, прежде всего, западной аудитории – украинцам дополнительных доказательств не нужно. В данном случае, конкретные записи немецкой разведки журналисты не обнародовали, но есть подозрение, что они мало отличаются от тех, которые в большом количестве публикует СБУ. Те, на которых мы слышим рассказы обо всех наворованных тостерах, блендерах, телевизорах; о поедании собак, потому что “мяса хочется” – таким тоном, словно речь идет о веселом приключении на прогулке. А также об изнасилованиях и расстрелах гражданских.
В заключении немецкой разведки о чистках и пытках как о части российской стратегии нет оснований сомневаться. Но существует угроза ошибки, которую может допустить мир в понимании современной россии. Прежде всего, речь идет об убеждении, что весь этот ужас в Буче, Ирпене, Бородянке стал возможным потому, что россиян накачали определенной идеологией и пропагандой. Для более требовательных – православный фашизм Ильина, мутное евразийство Дугина или кокаиновое визионерство Суркова, для посполитых – круглосуточная истерика соловьевых и скабеевых с перерывами на эпические истории об “непокоренных республиках Донбасса”.
Легко представить, на что способен человек, подвергающийся такому информационному «облучению» в течение нескольких лет. Однако проблема в том, что россия и без пропаганды является питомником асоциальных существ, готовых творить все возможные зверства,
В свое время нацистская тоталитарная машина была вынуждена годами выстраивать хотя бы иллюзорно логическую идеологию, способную объяснить обывателю, почему именно евреи повинны во всех бедах немецкого народа. Это было необходимо, чтобы у непосредственных исполнителей нацистских преступлений не возникало мысли, что они творят что-то недопустимое или просто нехорошее.
Эсэсовцы не видели в своих жертвах людей в полном смысле этого слова – разве что человекообразных существ низшего сорта – таким образом идеология отключала (или умерщвляла) их совесть и эмпатию. Что-то подобное действительно есть и в россии, однако линия путинской пропаганды направлена на другое – на басни о мифических успехах великого государства во главе с бессменным лидером. Враги, конечно, есть и они везде, но служат скорее выгодным фоном для все новых и все более блестящих побед.
Но важно другое. Россия не нуждается в идеологии дегуманизации своих врагов просто потому, что дегуманизирована именно русская повседневность. Например, об абсурдной и жестокой “дедовщине” в советской армии слагали легенды. Однако с 1990-х это явление приобрело просто монструозные масштабы в россии. Так, за полгода до полномасштабного вторжения в Украину в местных медиа разразился скандал по поводу насилия в подразделениях вс рф.
На публику выплыла история о майоре и капитане одной из частей в Хабаровском крае, требовавших деньги из подчиненных, а в случае отказов истязали их и насиловали их шваброй. Судя по всему, эта практика была системной. А теперь внимание – это было подразделение спецназначения главного управления генштаба рф. То есть одно из элитных подразделений российских вооруженных сил!
Об этом случае по крайней мере узнали из-за утечки из внутреннего доклада. То, что этот доклад появился в принципе (и что кто-то организовал “слив” данных журналистам), привносит в эту историю хоть немного печального оптимизма. На майора и капитана возбудили уголовное дело. Но списки странных самоубийств, “случайных” смертей, подтвержденных убийств и других зверств в российских воинских частях можно публиковать отдельным текстом и вряд ли найдется много читателей, долистающих его хотя бы до середины. А если и долистают – что с того?
Несчастный “дух”, над которым издеваются “деды”, вскоре сам станет “дедом”, чтобы издеваться над другими “духами”. А потом, после “дембеля”, будет всю жизнь рассказывать, как армия “сделала из него мужика”.
Другая известная история – пытки в местах лишения свободы. Да, тюрьма – это далеко не самое безопасное место в любой стране. Однако вряд ли в мире найдется много государств, где власть и общественное большинство находятся в молчаливом согласии, что системные пытки заключенных – это норма. Когда недавно в сеть попали гигабайты видеозаписей, на которых российские “вертухаи” с садистским энтузиазмом калечат “зеков”, никакого заметного резонанса в российском обществе это не вызвало – ведь “тюрьма есть тюрьма”.
Следует упомянуть и об обратной стороне дела. Российский социум удивительно толерантен и к самой криминальной субкультуре во всех ее проявлениях. Наверное, не следует объяснять, насколько уголовная субкультура завязана на насилии и жестокости, а также дегуманизации тех, кто не принадлежит к касте “воров”. Чтобы ударить жертву кирпичом по голове, или забрать у него смартфон и кошелек, бандиту не нужно ни одно идеологическое самооправдание. Достаточно примитивной, зоологической веры в право сильного и полного паралича эмпатии.
Между тем печально известный “русский шансон” – то есть блатные песни, которые пишутся представителями криминалитета или по их заказу – фактически стал новым российским фольком, который хорошо знают и понимают все слои населения от Ростова до Хабаровска. О масштабах социального влияния криминалитета можно только догадываться.
Достаточно вспомнить, как в середине 2010-х русскую глубинку охватило движение “АУЭ” (“арестантский уклад един”) – молодежная субкультура, которая перекочевала из колоний для несовершеннолетних в школы и на улицы спальных районов, где молодежь самоорганизовывалась в банды и фактически создавала группу поддержки для “профессиональных” уголовников. Проскакивали сообщения даже о центре “АУЭ” в Усольском гвардейском кадетском училище в Иркутской области. Казалось бы, между военным и бандитом лежит социальная пропасть, но, как оказалось, это не относится к россии.
Список можно продолжать, в том числе примерами из современной российской культуры, которая частенько переводит преступления или полное отсутствие сочувствия в нормальность. Например, “Непосредственно Каха” – один из самых кассовых фильмов 2020 года в России – рассказывает историю о том, как главные герои грабят дом и похищают среди прочего диск с видеозаписью однополого секса хозяина. После этого воры еще и шантажируют его. Притом никакого наказания за свои действия преступники не несут – наоборот, именно они являются положительными героями.
Этот фильм собрал в российском прокате $7,4 млн (уступив только голливудским суперхитам), а в интернете вообще стал ключевым событием. Ну потому что «смешная, хорошая комедия». Если российский обыватель готов симпатизировать ворам и шантажистам, чего вдруг ему стесняться своих солдат, которые сейчас торгуют тем, что намародерили в далекой Украине?
И с чего бы русскому солдату не грабить, если героем его детства и юности, скорее всего, был бандит и убийца “Саша Белый” – герой культового в россии сериала “Бригада”… Да и не следует забывать, что армия и тюрьма – это лишь вершина айсберга жестокости, скрывающаяся в толще жизни “глубинного народа”. Поговорка “Бьёт, значит любит” – это (практически) все, что нужно знать о “глубинной духовности российского народа”.
Все это к тому, что сводить российские зверства исключительно к путинской идеологии – большая ошибка, поскольку и без путина там ничего существенно не изменится. Потому что вся Россия – это гигантская школа жестокости, полигон ежедневного, полностью рутинизированного насилия. Когда оно направлено против своих, русская культура находит для этого массу оправданий или просто ничего не замечает. Ну а если агрессию и деструктивность государство направляет против внешнего врага, давая карт-бланш на какие-либо зверства, то исполнители раскрывают свой разрушительный потенциал во всей “красоте”.
Поэтому и решение российской проблемы – задача гораздо сложнее, чем кому-то кажется. Чтобы прекратить фашистские истерики скабеевых и соловьевых, достаточно сменить кадровый состав и редакционную политику нескольких телеканалов. А вот что делать с многомиллионным народом, который не привык жалеть ни себя, ни других?
Авторы: АНДРІЙ ГОЛУБ, МАКСИМ ВІХРОВ; “ТИЖДЕНЬ“