Благополучные биографии не спасли «волшебников», превращавших масло в солярку
Kriminal.lv стали известны подробности доставки в Латвию дешевого дизеля. На днях Бюро по борьбе с оргпреступностью раскрыло схему нелегальной доставки топлива — группа латвийских бизнесменов ввозила топливо под видом машинного масла. Сейчас все организаторы этой схемы, несмотря на благополучные биографии (суд обычно это принимает во внимание) находятся под арестом.
Топливный склад под Сигулдой
Информация о аферах с топливом поступила в Бюро по борьбе с оргпреступностью в начале этого года. Оперативники выехали с обыском в Сигулдский край на некое предприятие. В промзоне они застали пятерых мужчин за разгрузкой нефтепродуктов из автоцистерны.
В итоге оперативники задержали четверых жителей Латвии – 26-летнего С., 27-летнего Р., 40-летнего К. и 58-летнего Андрея К. Первые трое – рядовые исполнители нефтяной операции, последний — предполагаемый заказчик и организатор бизнес схемы.
Вместе с ними в полицию попал гражданин Польши некий Р. – водитель фуры, которая привезла в Латвию нефтепродукты. В промзоне полицейские обнаружили все необходимое оборудование – насосы, емкости для перекачки и расфасовки топлива. Кроме оборудования на спец-склад полиции отправился и весь груз – 30 400 л нефтепродуктов.
Масло или солярка
Вместе с нефтепродуктами полиция изъяла и комплект документов на груз. По бумагам латвийская компания A.V.K. Sintesi Trading закупила на польском заводе Rinaz Ltd груз нефтепродуктов. На всю партию были оформлены накладные с международно признанными кодами ЕС. По своей спецификации за этот груз не нужно было платить акцизный налог. Фактически по бумагам внутри автоцистерны находилась не солярка, а машинное масло.
Но полиция оспорила именно этот факт. По заключению экспертов груз нефтепродуктов из Польши вполне пригоден для заправки автомобилей. Значит ввезенные нефтепродукты относятся к топливу, а не смазочным материалам и за них нужно платить акцизный налог.
Таможенные специалисты отмечают, что раньше подобным образом из той же Польши под видом стеклоочистителя везли спирт. Теперь дошла очередь и до нефтепродуктов. Подобная «белая контрабанда», когда акцизные товары попадают не из России и Белоруссии, а из стран ЕС гораздо безопасней. Внутри Европы нет границ с дотошным таможенным контролем.
Главная сложность – в правильном оформлении документов. По бумагам ввозимый груз ни в коем случае не должен попадать в категорию акцизных товаров. До последнего времени подобные схемы для бизнесменов были относительно безопасны. Но в этом году с началом тотальной борьбы с теневой экономикой ситуация начала кардинально меняться.
Тюрьма и арест счетов
Против руководителя фирмы A.V.K. Sintesi Trading – Андрея К. и троих его сообщников полиция начала уголовный процесс по 1 части 220 статьи Уголовного закона – незаконное хранение, перевозка и реализация нефтепродуктов в организованной группе. Максимальное наказание по этой статье 4 года лишения свободы с конфискацией имущества.
По градации Уголовного закона это преступление связанное с нефтепродуктами относится к категории не тяжких преступлений. Главный подозреваемый в махинациях – Андрей К. ранее не судим, имеет постоянное место жительство и работы. Также на его иждивении находится двое маленьких детей. Обычно с таким послужным списком и по таким статьям люди в тюрьму не отправляются. Но на этот раз все произошло иначе.
Через два дня после задержания суд Сигулды выдал санкцию на арест для Андрея К. и троих его предполагаемых сообщников. Кроме этого сотрудники Бюро по борьбе с оргпреступностью добились ареста счетов бизнесмена. Также подозреваемый лишился своего джипа Toyota Land Cruiser, который до выяснения всех обстоятельств отправился на полицейскую стоянку.
«Левак»: дизель первый, бензин второй
Как пожаловался kriminal.lv председатель Латвийской ассоциации торговцев горючим Улдис Сакне, нелегальный рынок растет и доля нелегального топлива может составлять до 30%. :
– Операции с топливом уже давно стали постоянной халтурой водителей грузовиков и машинистов. Например, водитель фуры под завязку заливает баки в России. Заезжает в Латвию и часть топлива продает, зарабатывая по 20 сантимов с литра.
Аналогичная ситуация с контрабандой сложилась и на поездах. Машинисты сливают излишки топлива из баков, плюс везут солярку в самодельных дополнительных емкостях. Довольно часто железнодорожники везут дизель в канистрах, и как только поезд оказывается на территории Латвии, они скидывают топливо прямо с поезда своим сообщникам.
– Кроме этого нелегальный дизель попадает в Латвию и морским путем на кораблях. Многообразие контрабандных поставок солярки затрудняет подсчет доли «левака» на рынке. Но очевидно, что нелегального дизельного топлива больше, чем бензина.
Для справки
За десять месяцев 2010 оперативники изъяли 216 235 литров солярки и 1574 литра бензина. Торговцев топливом в основном наказывают административно, потому что в большинстве своем они оперируют объемами в 100-200 литров.
По 169-й статье административно-процессуального кодекса за нарушения правил оборота акцизных товаров грозит штраф. При этом полиция может наказать как продавца, так и покупателя. Для физических лиц штраф – от 50 до 500 латов, для юридических от 50 до 5000 латов. В качестве дополнительного наказания полиция может конфисковать автотранспорт, который перевозил нелегальное топливо.
Если же объемы нелегального топлива переваливают за тонны, в действие вступает уже 220-я статья Уголовного закона. Максимальное наказание за незаконное хранение, перевозку и продажу нефтепродуктов – лишение свободы сроком на 6 лет с конфискацией имущества и полицейским контролем на три года.
Ярослав Омельченко, Кriminal.lv
Tweet