В постели с врагом: Коко Шанель, скорее всего, была штатным нацистским агентом
В вышедшей 16 августа книге американского журналиста цитируются архивные материалы, в которых указаны номер и агентурное имя модельера — «Вестминстер».
Опубликованная позавчера в США книга живущего в Париже американского историка
Коко Шанель, 1969 год (фото James Andanson / Apis / Sygma / Corbis).
Коко Шанель, согласно г–ну Воэну, была завербована в 1940 году бароном Гансом-Гюнтером фон Динклаге, офицером, агентом абвера (армейской разведки), с которым некоторое время жила вместе в отеле «Ритц». Агентурное имя г-жи Шанель — очевидно, из-за тонкого юмора вербовщика — было напоминанием о другом её любовнике, герцоге Вестминстерском.
Как утверждается в книге, в 1941 году Коко Шанель выполнила некую миссию в нейтральной Испании, а затем отправилась в Берлин по требованию высокопоставленного генерала СС. Наградой за выполнение задачи было освобождение племянника кокотки-модельера из лагеря военнопленных.
На сотрудничестве с нацистами Шанель пыталась нажиться: как пишет Воэн, агент «Вестминстер» предпринимала попытки использовать в своих целях экспроприацию собственности евреев и отобрать у своих партнёров из семьи Вертхаймеров их долю (70%) в парфюмерном бизнесе Chanel (которому Вертхаймеры обеспечили финансирование). После войны Коко Шанель была арестована, но через несколько часов отпущена по личному указанию Уинстона Черчилля; затем г-жа Шанель спешно уехала в Швейцарию.
Компания Chanel уже выступила с заявлением, отметающим обвинения, но содержащим важную оговорку: уполномоченные официальные лица компании книгу ещё не читали, а видели только отрывки из неё в СМИ. Другая оговорка касается отношений Коко Шанель с Вертхаймерами: «Она [Коко] не была в тесных отношениях с семьёй и не считала евреев близкими друзьями или профессиональными партнёрами». Всё это несколько странно, если учесть, что Chanel сейчас принадлежит Вертхаймерам. Хотя семья, скорее всего, не заинтересована в раздувании скандала: с 1953 года г-жа Шанель вновь работала на Вертхаймеров, полностью уступив им права на торговую марку (за $400 тыс. и 2% от прибыли).
Американская ассоциации выживших жертв Холокоста и их потомков (
Критики Воэна задаются вопросом, почему документы не были обнаружены раньше. Ответ журналиста таков: гриф секретности был снят с них совсем недавно. Признаемся, что ветеран вызывает симпатию: в ответ на вопросы о том, повредит ли его книга продажам Chanel, он посмеивается: «Есть такое французское выражение: “Собака лает, а караван идёт”. Так же будет и с моей книгой.
Тема связей мира высокой моды с нацистами (дизайн формы СС — это не просто так, это Hugo Boss) заслуживает не только исторического, но и философского осмысления. Да и размышления о том, куда подчас заводят элитизм, эстетство и снобизм, чрезвычайно плодотворны и полезны практически для всех. Впрочем, некоторые наши современники и соотечественники скажут о Коко, что девушка просто поставила не на ту лошадь в попытке расширить бизнес.
Хэл Воэн позирует с книгой. Обратите внимание на дизайн обложки. (Фото AP / Francois Mori.)
Подготовлено по материалам
Tweet