Почему дети уходят из дома?

На днях на сайте севастопольской милиции раз размещалось обращение к жителям города с просьбой помочь найти пропавшего ребенка. К счастью, Ксению Сыграй, как и многих других детей, которые по разным причинам оставили свои семьи, работники криминальной милиции по делам несовершеннолетних вернули домой. Оказалось, что причиной оставления дома девчушкой стала – очередная ссора с близким и родным человеком – мамой.

Прокомментировать ситуацию оставления детьми своих домов, мы попросили старшего психолога УМВД Украины в г. Севастополе Инну Шот: «Подростковый возраст – это возраст противоречий: с одной стороны – стремление быть вместе со сверстниками, следовать их примерам, с другой – стремление выделиться среди них, завоевать уважение и авторитет, – говорит психолог. –  А еще – это возраст стремительного роста, когда происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение».

Инна Шот также говорит, что дети уходят из дома из-за обстановки недостаточного внимания, любви и есть, как правило, реакцией на неблагополучную обстановку воспитания. Наибольшее стремление уйти из дома появляется в возрасте 10-13 лет. В этот период, когда семья и ее психологический климат имеют очень важное значение для подростков, дискомфорт в отношениях с родителями особенно ощутим. Стыд за непорядочных родителей также может стать источником сильных переживаний и глубоких разочарований детей.

Побеги детей из внешне благополучных семей, репутация которых вне критики, зачастую связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей адаптации, которые ребенок испытывает в школе. Требовательность родителей вызывает у подростка сильное разочарование, нарушает искренность в отношениях и может даже привести к враждебности несовершеннолетнего.

Зато редко встречаются беспричинные побеги из дома, когда дети под влиянием друзей уходят из дома на один – два дня. Как правило, в дальнейшем такие случаи не повторяются.

Побег из дома во многом зависит также и от ситуации, складывающейся в среде неформального общения, чаще всего на улице. Для того, чтобы ребенок самостоятельно порвала свою связь с семьей, ей, как правило, хотя бы на первых порах нужны близкие по духу люди. Проводя в совместных играх свой досуг, дети осваивают уголки территории, пригодные для жизни (подвалы, чердаки, землянки, коллекторы теплотрасс). Между ними укрепляется взаимовыручка. Решительный момент наступает, когда у кого-то из них ситуация в семье резко ухудшается.

Самовольное оставление семьи, как правило, негативно влияет на формирование личности.

Более серьезным осложнением является накопление навыков плохого поведения. Проживая без присмотра, дети привыкают воровать,попрошайничать, лгать, сталкиваться с различными проявлениями низменных инстинктов человека. Но все же, чтобы ребенок перенес нормативы улицы в сферу повседневного общения со взрослыми, нужен значительный «стаж» безнадзорности.

– Что нужно знать родителям, чтобы их дети не убегали из дома?

– Профилактика ранних побегов из дома заключается прежде всего в понимании родителями того, что ребенок нуждается в их поддержке, сочувствие возможности личностного самовыражения, а не авторитарного давления.

Если же причина бегства из дома – трудности в школьной адаптации, то от родителей требуется умение тактично встать на сторону ребенка, не подрывая авторитета школы, поддержать в ней уверенность в том, что она в состоянии преодолеть проблемы сегодняшнего дня, пробудить в ней стремление к обучению .

А еще необходимо помнить, что сферой конфликта является не мышление (дети прекрасно понимают, что убегать из дома нельзя), а чувства. И ведущее из них – разочарование в возможности окружающих оказать ребенку поддержку в трудной для него ситуации.

 ОСО УМВД Украины в г. Севастополе

You may also like...