«Бывший наш» изуродовал картину Ротко в лондонском музее

В минувшее воскресенье в лондонском музее современного искусства «Tate Modern» произошло событие, которое, как утверждают художественные критики, войдет в историю британского галерейного мира.

В одном из залов, где выставлены произведения одного из крупнейших американских художников ХХ века Марка Ротко, молодой человек подошел к одному из висевших на стене полотен, неторопливо достал из кармана кисть и краску и на глазах у многочисленных посетителей написал на нем: «Владимир Уманец, 12. Потенциальное произведение йеллоуизма» («Vladimir Umanets, A Potential Piece of Yellowism»). Затем убрал свое «оружие» обратно в карман и ушел столь же спокойно, как и появился. Краска, которой воспользовался вандал, оказалась жидковатой и потекла, отчего кажется, что надпись была сделана под дождем.

Пострадала одна из самых известных картин Ротко «Black On Maroon» (Черное на темно-красном), написанная в 1958 году, подаренная автором этому музею в 1969 году. Эта работа художника-абстракциониста входит в цикл так называемых «сиграмовских фресок» («Seagram murals»), которые были сделаны в 1950-х годах по заказу компании Seagram’s для ресторана «Четыре сезона» в ее здании на Манхэттене. Картина оценивается в 80 миллионов долларов.

Немедленно была вызвана полиция, однако задержать вредителя в музее не удалось. В «Скотлэнд-Ярде» заведено уголовное дело.

О самом Владимире Уманце пока известно немного. На сайте thisisyellowism.com («это желтизна»), вывешенном в англоязычном интернете, можно найти манифест йеллоуизма, в котором говорится, что «желтизна не является ни искусством, ни антиискусством, а контекст, в котором существуют произведения искусства, уже искусство. Контекст желтизны также желтизна». Это странное художественное явление организовано двумя молодыми людьми Владимиром Уманцом и Марчином Лодыгой. Оба — художники и выходцы из бывшего СССР. В последние годы живут в Лондоне.

В интервью лондонской газете The Guardian вандал заявил, что своим поступком пытался привлечь внимание к движению «желтизны». Он понимает, что будет арестован, однако не считает, что совершил преступление. По мнению Уманца, он не сделал ничего незаконного и выразил уверенность, что стоимость картины с его подписью через несколько лет будет заметно дороже, нежели без нее, и посоветовал не реставрировать произведение.

Пресс-секретарь «Tate Modern» Александра Джейкобс рассказала корреспонденту «МК», что инцидент произошел 7 октября в 15.25 минут. По ее словам, надпись была сделана жидкой черной краской, природа которой сейчас выясняется. Джейкобс подтвердила, что делом занимается «Скотленд-Ярд». Она также напомнила, что Ротко является одним из самых дорогих художников в мире. Весной 2012 года его картина «Оранжевое, красное, желтое» («Orange, red, yellow») была продана в Нью-Йорке за 86,9 миллиона долларов.

Полиция пока не комментирует ход следствия. В реставрационной мастерской Британской Академии художеств мне высказали надежду, что восстановление полотна не будет слишком сложным делом.

В Великобритании вандализм по отношению к произведениям исскуства считается серьезным преступлением. Так что вполне возможно, что в ближайшем будущем Владимиру Уманцу придется размышлять о своем «еллоуизме» в тюремной камере.

Зураб Налбандян, собкор «МК» в Лондоне

 

You may also like...