Гигантские суммы госдотаций, «закачанные» в Донецкую область в 2012 г., ушли в никуда

За прошлый год в Донецкую область «закачали» немало государственных денег. Однак гигантские суммы дотаций ушли как вода сквозь песок, не принеся сколько-нибудь ощутимого эффекта для региона и его жителей.

Сумма вливаний в Донецкую область в 2012 году оказалось рекордно высокой, причем настолько, что регион вышел в лидеры по объемам поглощения бюджетных средств. Об этом в ZN.UA пишет обозреватель Евгений Шибалов.
 
Деньги стекались в область несколькими путями. Во-первых, по программе подготовки к Евро-2012 (вокзалы, «Хюндаи», аэропорты и т.д.).
 
Во-вторых, в рамках предвыборного «удобрения» политической нивы, на которой предполагалось собрать обильный мажоритарный урожай. Новое поколение отечественной политики вроде Азарова-младшего обошлось в 829,7 млн грн — абсолютный рекорд по стране.
Наконец, третьей по счету масштабной статьей расходов стали «пилотные» реформы, поскольку именно на Донецкой области правящая команда решила ставить эксперименты и откатывать разные варианты административных и организационных преобразований.
 
В общей сложности регион, как следует из утвержденного областным советом отчета, свою программу социально-экономического развития профинансировал на 64%, но даже такой недовыполненный показатель в денежном выражении беспрецедентно высок — 27,3 млрд грн (включая выплаты по централизованным госпрограммам) из которых 17,5 млрд — деньги государственного бюджета.
 
Для сравнения — в текущем 2013 г. общий бюджет программы соцэкономразвития составит всего 18,3 млрд грн, и вклад государства составит всего 2,4 млрд грн.
 
Невиданная щедрость государства должна бы стимулировать качественный скачок по всем этим и многим другим направлениям, однако этого не произошло. Более того, кое-где наметился вполне ощутимый регресс, что совсем удивительно.
 
Так, гигантские бюджетные вливания, предназначавшиеся якобы для решения актуальных проблем региона, главную обошли стороной. Например, базовой проблемой Донбасса было и остается водоснабжение. Воду доставляют за сотни километров по каналу Северский Донец—Донбасс, но в сетях при транспортировке теряется… 50,3% воды. Это частично включено в отпускные цены, то есть влияет и на кошелек каждой семьи, и на бюджеты корпораций, городов, предприятий. И, разумеется, тянет за собой соответствующие изменения цен на другие коммунальные услуги — отопление и квартплату. Удельный вес изношенных сетей также стабильно растет: за последние четыре года количество трубопроводов, чье состояние характеризуется как аварийное, выросло с 46% до тех же 50%.
Экологическая ситуация также не улучшилась ни на йоту. Донецкая область в полной мере сохранила свое сомнительное лидерство в списке самых загрязненных регионов Украины: помимо процентов ВВП и валютной экспортной выручки Донбасс поставляет стране четверть всех вредных выбросов. Так, вредные выбросы в атмосферу с 2009 г. непрерывно растут и по последним данным составили 65,3 т/км2, что, как самокритично признает областной совет в своих документах, «в 5,7 раза выше, чем в среднем по Украине, и существенно выше, чем в других промышленно развитых регионах страны».
 
При этом и система здравоохранения, находящаяся в стадии перманентного реформирования, не может со стопроцентной надежностью гарантировать помощь в случае необходимости.
 
Хотя бы потому, что специализированные услуги становятся все более неудобными в части доступа. В прошлом году с целью «оптимизации» были закрыты 21 лечебное учреждение и 19 — амбулаторно-поликлинических. Общее количество мест в стационарах сократилось на 832 единицы. С другой стороны, открыты 72 пункта первичной помощи, а подразделения «скорой» получили несколько десятков новых машин.
 
Это уже к всплеску младенческой смертности: на каждую тысячу новорожденных приходится 12,2 смертельных исхода, и за прошлый год этот печальный показатель увеличился на 7%.
 
Уровень заболеваемости социально опасными болезнями, то есть туберкулезом и СПИДом, остается высоким. Обеспечение больниц лекарствами и новым оборудованием существенных улучшений не претерпело.
 
Еще в донецких больницах возникли перебои с питанием пациентов, находящихся на стационарном лечении. Поставки продуктов для больных обещают возобновить после 20 марта.
 
Может, потоки бюджетных средств через систему госзаказов попали на местные предприятия, оживили экономику и обернулись вложениями в модернизацию производства?
 
Тоже нет. Прошлый год, по предварительным данным, завершен с убытками в 3 млрд грн, падением объема реализации на 23,5 млрд грн, а производство сократилось на 5,4%. Это косвенно подтверждается и падением объемов грузоперевозок, и уменьшением внешнего торгового оборота предприятий региона.
 
Окончательно развеивает иллюзии на эту тему тот факт, что налоговые сборы в 2013 г. запланированы практически на уровне прошлого года — 27,68 млрд грн против 27,61 млрд грн, то есть, даже фискальное ведомство, трезво оценивая ситуацию, прорыва не ожидает.
Между тем износ основных средств продолжает увеличиваться, и достиг 67,1% (для сравнения: в 2008 г. — 54,5%). Ни прямого, ни опосредованного влияния на бедственное состояние местной промышленности, щедрой рукой отпускаемые на Донецкую область, деньги не оказали.

Подробнее читайте в статье Евгения Шибалова «Донецкие индейцы» в свежем номере «Зеркала недели. Украина».

 

You may also like...